Я много раз писал в интернете о теории поэзии. Право на это мне давал и собственный поэтический опыт, и чтение разных авторов, которые писали о своём поэтиченском опыте.Это не литературные статьи учёных, а просто разговор наедине автора с теми, кто пробует писать стихи. И если литенратуроведы используют в своих статьях специальную теминогогитю, то в беседах наедине поэты говорят простым языкомю И это понятно. Ведь учёные пришут свои книги не для всеобщего чтения, адля тех кто серьёзно занимантся литературой, т.е. имеет талант и понимаеют, что для поэта необходимо знать основы своего мастерства. Но разница не только в языке учебника и разговора с людьми. Важна ещё и тема разговора. Многие как и я когда-то, искали учебники, где бы рассказывалось о том, как надо писать. Это мне напоминает поваренную книгу, где даются рецепты разных блюд. Но поэзия, хотя в чём-то и напоминает такую книгу, ведь в ней тоже много различсных жанров и тематик, но все они строятся не по одному для каждого жанра рецепту. Так Ломоносов и его современники ещё называли некоторые свои произведения одами, но уже Державин, хотя и писал оды, но давал им вполне определённые названия: "Жизнь званская", "Водопад", "На смерть князя Мещерского" и др.Всё дело в том, что он писал оды не по античным образцам. Повторю, что поэту надо знать теорию стиха, а не то, как писаьть лирику пейзажную или философскую. В таких книгах должно быть сказано то, чем философская лирика отличается от гражданской и пейзапжной. А вот как начинать и кончать стихи, написать стоит Но никто вам не скажет о том, какими конкретно словами надо писать стихи. Ломоносмов создал теорию о трёх стилях и какие по форме слова нужны для каждого из них. Всё дело не в том, что поэты, якобы, скрывают способ создания стихов, боясь конкуренции. Нет, дело в том, что все поэтыв различаютсяч друг от друга и по внешности, и по харакетеру, и по таланту. Одним из нмих ближе пейзажная лирика, другим -- любовная и т.д. Есть люди, которые могут писать только сатиру и юмор как С.Чёрный или Курочкин. Есть эпические авторы, как Твардовский, а есть лирики, как Есенин. Мне иногда советуют писать для народа, чувствовать, что больше интересно для многих. Если говорить проще, то это значит, писать по желанию читателя, как писал Северянин. Но ведь и народ --это не стадо животных одной пророды. Они тоже все разные! Писать для всех невозможно, да и не нужно также, как и писать только для одной группы читателей, как это было в начале ХХв. Кто сейчас читает стихи символистов? Только отдельныве люди, гурманы. Автор пишет стихи для себя и только для себя. Его задача состоит в том, чтоб сделать тему, интересную для себя, интересной для многих. Гении -- это не те авторы, корые могут писать стихи на любые темы, прозу и драматургию, А те, кто умеет таланливо писапть либо стихи, лиьо прозу, либо драматургию. А что значит, писать таланливо? Это значиьт, писать так, чтобы его произведения с удовольствием читали многие! Тот или иной автор может научить человека писать также, как пишет сам и только. А как писать самому его ученику, он сказать не может. Этот секрет должен отгадать сам ученик! Талант рожэдается вместе с человеком, и он должен развиваться вместе с ним с самого детства. Некоторые авторы пытаются в своих беседах о стихах логически объяснить каждую строку стиха. Но в процессе написания стихов всё происходит не так. Автор в этом случае пользуется не логикой, а, скорее, интуицией. Интуиция -- это тонкое чутьё, понимание, проникновение в самую суть дела. Она никогда не обманывает, ей надо доверять, но и развивать это чувство очень необходимо. Оно без развития может пропасть, чтор очено страшно для поэта!
Только интуиция подсказывает ему , что и как надо сказать в тех или иных стихах. Дишь по настоящему талантливый человек может стать большим поэтом, если проявит упорную работу над стихом, желание много знать и быть в гуще своего народа.
Я уже сказалд, что автору необходимо много знать о теогии стиха, понимапть, чнем один жано отличается от другого. Большинство из пишуших начинает своё творчесмтво с пейзажа. Это лирические стихи о природе. Но и она имеет свои особенности: есть стихи, в которых описывается только смама природа в разные времена года или суток. Такие стихи можно найти у Тютчева(Бабье лето) У Фета и др. Есть стихи, где природа даётся как фон, на котором развивается сюжет(Некрасов "Несжатая полоса").
Но естьб стихи, в которых описание природы как бы заставляет человека задуматься над чем-то (Пушкин "Бесы").Этоь уже представля смобой и пейзажную и философскую лирику. Но философская лирика может развиваться и без участия прейзажа(Пушкин "Брожули я"). Жанров в поэзии очень миного, но не все онибывают под силу одному автору. Рражданские стихи начал первым создавать Пушкин. Особенно много таких стихов у Некрасова. И надо твёрдо помнить, что каждый жанр имеет свои формы развититя. Мне уже приходилось говорить, что лирика воспринимаетя читателем душой, в ней должно быть достаточно разнообразных красок. А в философских стихах важен сюжет. Такие стихи воспринимаются разумом. Это очень трудный жанр! Также далеко не всем даётся жанр религиозных смтихо. Даже священники не вседа его осиливают! Чаще всго пишут просьбы: спаси от греха или выполни то-то и тото-то.
Прекрасные стихи на эту тему есть у Пушкина и Лермонтова. Но каждый таплантливый автор может и сам для себя создать тот или иной жанр поэзии.
Миниатюра о теории поэзии — вдохновенный гимн свободе творчества, что подобно ветру, гуляющему над Свирью. Автор с душевной искренностью размышляет о сути поэзии, отвергая шаблоны и призывая к интуиции, что близко сердцу каждого, кто держал перо. Сравнение поэзии с поваренной книгой, где нет универсальных рецептов, блистательно! Упоминания Ломоносова, Державина и Есенина оживают, как герои Лукоморья, напоминая о многообразии поэтического духа. В юности, декламируя стихи на заводе, я видел, как рабочие замирали, тронутые моими строками, — так же эта миниатюра волнует душу. Однако указание на различия жанров могло бы быть ярче, с примерами их эмоциональной силы. Сей труд — маяк для поэтов, зовущий писать для себя, но так, чтобы мир внимал. Читайте и творите!
Долрогой Иван петрович! Спрасибо вам за отзыв! Он мне олсобеннно дорог тем, что вы ответили профессионально, в оьтличие от того, что есть в итнтернете. Я попробую последовапть вашемук смовету о жанрах стихов и их различие. Всего доброго!
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.