Марина Зотова прообраз русской Богородицы

Марина Зотова образ русской Богородицы М. Горького
М. Горький, Марина Зотова и Старуха Изергиль
Женщины в период общественного безумия.
От Старухи Изергиль до Марины Зотовой

Предисловие:
          1. Беспомощность женской доблести
В эпохи революционных катастроф женщины нередко оказывались символами жертвенности и совести в мире, охваченном мужским безумием. Такова Шарлотта Кордэ, пытавшаяся остановить смертоносный водоворот Французской революции. Более сложным выглядит образ Марина Зотова — героиня «Жизни Клима Самгина» М. Горького.

Марина Зотова — женщина умная, образованная, богатая. Она пытается сочетать духовные поиски с общественной и коммерческой активностью, но оказывается жертвой алчности, насилия и предательства. Ее богатство привлекает царских чиновников, мошенников и рэкетиров. Как и Шарлотта Кордэ, Марина становится:

          символом беспомощной женской доблести в вихре мужского безумия!

Горький оставил образ Зотовой незавершённым. Не раскрыта природа её «богородичества», не ясен до конца её путь. Но этот образ — как напоминание о том, что в минуты общественного умопомрачения женская доблесть оказывается беззащитной перед лицом варварства.

Современность невольно останавливает внимание на образе Елены Блиновской. Её судьба и деятельность становятся отражением нового облика женской роли в эпоху общественного безумия. Если Шарлотта жертвует собой во имя власти и порядка, если Зотова пытается искать истину в философии и даже в коммерции, то Блиновская — символ иной крайности: безрассудного стремления к обогащению под маской духовности. Она осуждена за экономические преступления, но и она, как и её предшественницы, в каком-то смысле жертва — только уже не власти или истины, а иллюзий общества, в котором богатство подменило доблесть и смысл.

Эта линия, от Шарлотты к Зотовой и Блиновской, показывает путь от

          трагического подвига к заблуждению, рождённому духом времени.




          2. Женщины в водовороте общественного безумия Французской революции
В предыдущей работе я рассматривал образ женщины в период «общественного умопомрачения» эпохи Французской революции. Шарлотта Кордэ, жертвуя собой, пытается уничтожить чудовище — кумира толпы, редактора бульварной газетёнки Марата. Между тем Марату оставалось жить недолго: он страдал тяжёлым заболеванием кожи и мог существовать лишь, погружённый в ванну с тёплой водой. Шарлота Кордэ прекрасно осознаёт, что беда Франции в слабом Короле. Именно в силу этого она принимает на себя убийство провокатора, разрушающего Французскую Империю! Порождающего безумие толпы!

Убийство одного чудовища не изменило хода событий — цунами обезумевшей толпы уже обрушилось на Париж. Толпа вскоре потребовала нового вождя и получила его. Самопожертвование Кордэ напоминало попытку остановить гигантскую волну океанического Цунами хрупким телом.

           3. Женщины в эпохи общественного безумия (сравнение Французской и Русской революций)
Французская и Русская революции, если взглянуть на них с точки зрения статистической теории распознавания образов, поразительно схожи: уровень корреляции их событий высок. Когда-то подобные алгоритмы применялись для моделирования в геологии; современные же системы ИИ открывают возможности нового понимания природы массового безумия. Но это дело будущего — для молодых авторов, владеющих современными методами анализа истории. От традиционной исторической школы в этом направлении ждать нечего.

          4. Марина Зотова М. Горького жертва слабости русского царя
На этот раз я хочу рассмотреть иной тип жертвы — не женщину, которая борется с чудовищем, а женщину, ставшую жертвой авантюризма и алчности в эпоху «слабого царя». Такова Марина Петровна Зотова — героиня романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина».

Многие литературоведы считают, что Горький до конца жизни не завершил образ Марины Зотовой. Это ощущается в тексте: линия героини оставлена незавершённой.

Можно ли видеть в Марине Зотовой попытку Горького омолодить Старуху Изергиль? Или это попытка создать русскую версию той женщины — красавицы и умницы, что в юности блуждала по бессарабской степи? Горький унёс ответ с собой. Но я попробую наметить путь Марины Зотовой в водовороте безумия, охватившего Россию в годы ослабления монархии.

По сюжету романа Марина по не вполне ясным причинам выходит замуж за пожилого, но богатого человека из провинции. После его смерти она наследует его состояние и становится, к изумлению, духовным лидером секты хлыстов — местной «Богородицей». Племянник её покойного мужа, Безбедов, остаётся без наследства, хотя, похоже, влюблён в Марину. Она помогает ему, но держит на расстоянии.

5. Примечание: Марина Зотова типаж очень схожий
с современной блогером Еленой Блиновской с
её идеей " марафон желаний".
Разница лишь в том, что Зотова использовала
для одурачивания мотивы религиозные, а
Блиновская современную "веру" в "халяву".
А, в принципе, "два сапога - пара".
Одну грохнула царская "охранка"!
Вторую осудили налоговики"

Марина Зотова делает попытку использовать свой капитал для коммерческой деятельности с промышленниками Англии. Но тут попадает в поле зрения российских рэкетиров и мошенников. С этого момента судьба Марины всё больше напоминает не судьбу юной Изергиль, а путь Ларры — одиночки, изгнанного из мира людей. Марина оказывается незащищённой в условиях слабого царя, обременённого непомерным Госдолгом.

          6. Характеристика Марины через слова петербургского прокурора
Прокурор прибывает в городок, чтобы обеспечить передачу её богатства не родственнику, а царской казне, обременённой долгами после разгромных поражений в Крымской и Русско-японской войнах. Накопив долги долги в сотни миллионов долларов, царская казна пуста! Приватизация имущества Зотовой обещает поступления — а для коррумпированных дельцов важна сама возможность грабежа.

Марина Зотова — женщина умная и начитанная. В её доме находят религиозные книги, труды Маркса с пометками, американские издания об эволюции материи. Всё это говорит о её пытливом уме. Но она не поняла простого: быть богатой в стране слабой власти опасно. Там, где царь слаб, царствуют рэкетиры и рейдеры.

          7. Тайна образа «Богородицы хлыстов» у Горького
Горький оставил без ответа главный вопрос: какова истинная природа её «богородичества» в секте хлыстов? Стать главой такой секты не так просто: тут либо Горький допустил художественное преувеличение, либо не до конца разобрался в традиции.

            8. Загадка бездетности героинь М. Горького
И наконец — загадка, которая проходит через всё творчество Горького: почти все его героини бездетны. Быть может, в его представлении женщина отождествлялась не с материнством, а с чем-то иным — страстью, одиночеством, жертвенностью? Возможно, он хотел создать образ новой «Богородицы» — не небесной, а земной, русской.

           9. Приспособленчество к общественному безумию Клима Самгина
Клим Самгин оказывается втянут в эти интриги, а трусость заставляет его предать Безбедова. Самгин типичный представитель русской элиты "непротивление злу, насилию". Такие, как Клим Самгин не способны защитить свою "патроншу" от киллера. Также, как и она женщина-предприниматель не способна понять звериную изнанку "слабого царя"!

          10. Размышления о роли писателей будущего, слова в содружестве с ИИ
Поставленные в тексте вопросы не решить индивидуальным анализом. Но я уверен: писатели будущего, объединив усилия и используя ИИ, смогут понять закономерности безумия толпы и революций лучше нас. Впереди — будущее, вооружённое мощность компьютерной памяти.

Послесловие:
Картина, приведенная на иллюстрации, прекрасно иллюстрирует "цунами обезумевшей толпы". Шарлотта Кордэ (справа)прижалась в угол. В её руках кинжал, которым она убила чудовище Марата. От обезумевшей толпы её отделяет мертвое тело Марата. Шарлота бесстрашно ожидает расправы. Первой в толпе женщина из "кровавых вязальщиц гильотины Робеспьера". Женщина в безумстве своём, готова рвать на части Шарлотту, бить её деревянным стулом. За ней мужчина готовый выколоть Шарлотте глаза. За ним группа обезумевших, среди которых солдат с поднятой саблей, готовый разрубить Шарлотту надвое. Разве это не напоминает цунами, которое накатывает на берег смертоносную волну всеразрушающей силы.
Но самое важное!
На картине по разные стороны убитого Марата, две женщины в равной степени доведённые до безумия под воздействием массового безумия! Отчаянная жертвенность Шарлотты и ненасытная жажда расправы женщины, которых называли "Кровавые вязальщицы Робеспьера".


Рецензии