Благодать. Странички из паломнического дневника
Хочу заметить, что я не считала себя воцерквленным человеком. Мое произведение – это не сборник церковных догматов и канонов, скорее это рассказ о моем пути к Богу, который в разное время проходит каждый из нас. Поэтому прошу не судить строго мои размышления о Боге и устройстве церкви.
Отправляясь в Соловецкий монастырь, я действительно многого не знала, а просто чувствовала, что должно быть так. Однако, цитаты церковнослужителей достоверны, потому что перед тем, как напечатать материал, я согласовала его с ними и получила благословение. Начнем, пожалуй.
29 июня 20… года
Дорогой дневник! Я сама от себя прихожу в ужас. Сейчас еду вместе с другими паломниками на Соловки, если быть точнее, то это не просто земля в 164 км от северного полярного круга, но и мужской монастырь, чьи владения расположены на нескольких островах. И земля, и монастырь имеют чудесную историю, которая начинается еще во времена новгородской республики. Северный форпост России, так сказать. Вопрос о моем участии в поездке решился за 3 дня: нашлось место в группе, купейный вагон и деньги для путешествия. С паломниками первый раз я ездила в Дивеево, потом в Заволжье, но вот чтоб так далеко…
В день, когда все решилось, я совершенно не могла планировать свои действия, все происходило помимо моей воли, мне оставалось наблюдать со стороны.
Начнем с того, что мы с подругой запланировали поездку в областной центр еще в начале недели, у нас была твердая уверенность, что в среду пойдем на выставку в картинную галерею. Однако, за 2 часа до встречи она мне позвонила и сказала, что внезапно попросили посидеть с внучкой, и поездка отменяется. «Вот еще – отменяется», – подумала я. Отступать было некуда. Я уже принарядилась, чувствовала себя прекрасно, в кошельке было немного денег, которые я планировала потратить в городе, потому что на следующей неделе мне должны были перечислить отпускные. Поехала одна.
До картинной галереи я не добралась. Потянуло на набережную, я спустилась к воде, потом потихоньку пошла в сторону прямо противоположную от предполагаемого места нашего с подругой сбора.
Дорожка тянулась вдоль старого пивного завода, который был открыт еще в 19 веке и производил тогда пиво по немецким рецептам фон Вакано. Длинное здание из красного кирпича тянулось довольно далеко вдоль набережной. Пройдя большую часть пути, я поняла, что действительность раздваивается.
Часть меня опиралась на реальное здание рукой, а другая часть переместилась в 19 век. По булыжной мостовой цокали копытами лошади, впряженные в открытые повозки с пассажирами. Лошадьми лихо управляли ямщики. Рядом со мной прошли две молодые барышни в длинных платьях и модных тогда шляпках, прячась от полуденного солнца под красивыми легкими зонтиками. Не то чтобы они были приведениями, но в их материальном существовании я усомнилась.
Отдернув руку от заводской стены, я пошла ровно посередине тротуара, глядя строго перед собой. Видения прекратились.
Я уже рассказывала тебе, дорогой дневник, что со мной бывают странные раздвоения личности, когда я словно нахожусь сразу в двух измерениях. И это происходит всегда перед каким-то знаковым в моей судьбе событием. Так было и в этот раз. Несмотря на то, что идти мне надо было прямо, чтобы попасть на трамвай и вернуться домой, я вдруг свернула налево и поползла в гору. Ну ты помнишь, что такое спуск к Волге, так вот здесь был подъем от Волги. Меня это нисколько не насторожило, потому что я перестала переживать по поводу всего происходящего. Дальше еще интереснее. Мои ноги понесли меня в городской парк, где на входе стояла новая скульптура в память о первой мировой войне.
Возле этой скульптуры была женщина с телефоном в руках. Когда она присела на лавочку рядом, то я поняла, что знаю ее, это была Ирина – организатор паломнической группы. Мы поздоровались и разговорились. Она решила зайти в парк после службы в женском монастыре напротив, а я…просто шла, куда и зачем неизвестно. У нас оказалось много общих тем, но в конце концов мы решили прогуляться и пошли к выходу из парка. И тут мне пришел в голову удивительный вопрос: «Когда едете на Соловки?». Она подняла на меня голову, как-то странно посмотрела и ответила: «В субботу, осталось как раз одно место, поедешь? Правда, все места раскупили еще в марте и сейчас, если брать билеты, то они, возможно, будут дороже». «Давай так, я поеду, если возьмешь мне хорошие места в поезде по мартовской цене», «Давай, я позвоню!»
Мы посидели потом вместе в кафешке, больше эту тему не затрагивали. А утром она мне взяла билеты по мартовской цене: три нижних и одно верхнее в купе.
Может быть, когда я вернусь и перечитаю эту запись, то скажу себе: «Ты сбрендила под старость лет!» Но сейчас я еду в поезде в Москву и делаю эту запись в заметках в телефоне. Возможно, напишу книгу о путешествии на Соловки и назову ее «Дневник паломницы». Хотя какая я паломница, всего две молитвы и знаю. Странные события… но утро вечера мудренее.
30 июня 20.. года
Опять вечер, прочитали молитвы и все уже разошлись по своим местам. Некоторые так сладко спят, что сильно храпят. Не могу уснуть. Как раз время для отчета.
Дорогой дневник! Каждый ищет в отдыхе свое: лежание под лучами палящего солнца до изнеможения, непрерываемый поток эмоций, любование красотой, проверка себя на физическую выносливость, духовное накопление.
Я поехала на Соловки за чудесами и новыми эмоциями. Получила сполна всего, чего желала, получила новый смысл жизни.
В 5 утра уже стояли на Казанском вокзале с вещами. Предстояло сдать вещи в багаж и отправиться в Троице-Сергиеву лавру, чтобы поклониться мощам святого Сергия Радонежского. Добирались долго на электричке, было необычайно жарко, плюс 31, что московскому климату не свойственно. Это было своеобразное испытание, мы восприняли его стоически.
Знающие люди говорят, что на Соловки не всех пускают.
Одна паломница рассказывала, что три года собиралась туда, и каждый раз ее что-то останавливало. Другие кивали ей в ответ и тоже стали рассказывать удивительные страшилки из жизни в тему. Пришлось поверить, потому что сама испытала подобное. Уже в электричке у меня началась диарея, потом пришлось почти весь день держаться недалеко от туалетов.
К вечеру я настолько вымоталась, что в сердцах сказала: «Может вернуться уже лучше, как я в таком состоянием до Кеми-то доеду?». Женщина, с которой мы были в гостинице ответила: «Тебя Господь испытывает, все пройдет, не уезжай». Я усмехнулась про себя, но отогнала мысли о возвращении. Интересно, что как только московские прогулки закончились, и я легла на свою полку в поезде, то у меня действительно все болячки прошли. Но все это было уже позже, а пока мы с группой подошли к Троице – Сергиевой лавре.
Троице-Сергиева лавра – мужской монастырь.
Он со временем превратился в культурный центр. За несколько дней до нашего визита главному Троицкому храму вернули икону, которая долгое время находилась в Третьяковке – это икона «Святой Троицы», написанная Рублевым. Она чудесно вписалась в иконостас.
Мы ждали гида под входной аркой. На стенах были фрески эпизодов, рассказывающих обывателю о главных событиях жизни Сергия Радонежского – основателя монастыря и одного из самых почитаемых на Руси святых. В главном храме монастыря покоятся его святые мощи, прикоснуться к которым – благость для каждого православного. Меня удивило, что здесь кроме русских было много представителей других наций. Это в основном китайцы.
А тут еще прямо видение: негр в рясе мирно беседует с таким же монахом метисом, который тоже одет в монашескую рясу. Оказывается, рядом находится православный лицей, в котором учатся православию жители разных стран мира.
Очередь в Троицкий собор, как всегда, была довольно длинная. Ее хвост начинался посередине соборной площади, витиевато изгибался и нырял в прохладное помещение храма. Поскольку было необычно жарко, то паломники и туристы плавно перетекали в другую очередь – к источнику со святой водой, а потом возвращались обратно.
Внутри храма толпился народ, несмотря на усилия охранников навести порядок. Все разговаривали вполголоса, от этого стоял неразборчивый гул, однако по мере приближения к мощам святого, становилось все тише, держа свечи перед собой и думая каждый о своем, люди медленно продвигались к раке с мощами, молились перед иконой «Святой Троицы». Кто-то опускался на колени перед мощами, кто-то, едва касаясь раки, быстро шел вперед.
Я чувствовала себя неуверенно. С одной стороны, меня воспитывали в духе отрицания всего церковного, по сути, передо мной тлен, останки того, что было прежде человеком, серые ниточки ссохшейся человеческой плоти. Но где-то глубоко внутри моей человеческой сущности, несмотря на рассудок, душа замирает, словно я сейчас прикоснусь к чуду Вселенной, к тому необъяснимому, что воспринимается только на уровне духа, сердце останавливается в моменте, слегка колышется свеча, я один на один с вечностью.
И голос охранника: «Проходите, пожалуйста, не задерживайтесь!»
Приложившись к мощам святого Сергия Радонежского, я как все сначала спустилась в комнату с мощами других святых. Но пробыла там недолго. То ли сильно чадили лампады, и воздуха было мало в церкви, то ли еще по какой причине мне стало плохо, я вышла на улицу, и мир поплыл вокруг меня, так, что пришлось присесть. У меня потемнело в глазах, но Лена, руководитель группы, спасла меня, напоив святой водой из источника, со словами: «Мы умереть тебе здесь не дадим!»
А потом начался праздничный колокольный звон.
Сложно передать словами какие возникали эмоции: радость, благодать, желание петь и парить над землей. Внутри вибрировала каждая жилка, а в теле в районе солнечного сплетения как теплый свет разливался по всему телу. Было воскресенье и праздничная служба.
Звонили колокола сразу с двух колоколен: и маленькие, и большие, и даже тот, который считается самым большим действующим колоколом у нас в стране.
Звон колоколов сплетал удивительную мелодию, которая, казалось, заполняла площадь между ними золотистыми нитями. Нити проходили сквозь предметы, тела людей и незримо возвращались к своему колоколу. Упоение такое, что хочется петь и одновременно плакать от счастья.
Надо ли говорить, что мне однозначно полегчало))
Русская история связана с каждым зданием этого монастыря.
Гробница Бориса Годунова и его детей. Оказывается, у него был не один сын Федор. Так что он вполне мог основать династию.
Звонница, которую в свое время достраивали Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Екатерина Великая.
Настенная роспись, повествующая о жизни и смерти Сергия Радонежского, на одной из фресок вместе с ним князь Дмитрий Донской, просящий благословить его на ратный подвиг против супостатов, захоронения святых и русских полководцев.
После посещения лавры мы покушали в трапезной, а потом я осталась в гостинице, и никакие экскурсии по Москве не смогли меня поднять с кровати.
Не помню даже как погрузились на поезд Москва – Мурманск.
Ночь будет длинной, скорей бы уже приехать…
2 июля 20.. года
Мы сутки были в пути, поздним вечером приехали в Кемь.
Солнце светило и ночью, поэтому все смешалось – белые ночи на севере. Нас отвезли на место ночлега.
Это был бревенчатый двухэтажный дом, приветливая хозяйка и банька. Что еще русскому человеку надо для счастья после такого длительного переезда))
Утром заботливые хозяева доставили наш багаж к причалу, погрузили на катер.
Вместе с нами на катер загрузились еще две туристических группы, полна коробочка! Мы заняли место наверху. Я очень боялась выходить в море. Перед отплытием нам раздали листки с молитвами святому Николаю. Мне немного диковато было читать со всеми молитвы, но втянулась и даже понравилось.
Я ни разу не путешествовала морем, поэтому начала прислушиваться к своим ощущениям.
Знакомая сказала, что во время качки лежала на полу трюма, так плохо было. Я, замерев, ждала, когда мой организм начнет сопротивляться. Качка была, но меня это не напрягло, может потому перед отплытием не позавтракали.
Плыли 3,5 часа, которые показались всем вечностью. Сначала были берега, потом они растворились в тумане, небо смешалось с землей, и было вообще непонятно, как в этой серой жиже могли ориентироваться капитан судна и его команда.
Интересно, что все, кто читал молитву перед отплытием, крепко уснули, меня тоже сильно тянуло в сон, но я как могла разлипала глаза, считая нужным пройти это испытание в сознании.
Справа показался маяк, и все решили, что именно с этой стороны будет остров.
Ошиблись, остров появился внезапно из тумана с другой стороны и стал стремительно надвигаться на нас. С катера открылся вид на монастырь. Погода была пасмурная, солнца не было, но и ветра, дождя тоже. Берег и строения выглядели хмурыми.
Мы сошли на деревянную пристань и в двух метрах от места швартовки катера увидели большой метров 5 вышиной деревянный крест, обложенный камнями.
Нас встречали, и я спросила у встречающих: «Зачем крест поставили?». Услышала в ответ спокойный голос: «На этом месте, когда катер прибывал с партией заключенных, расстреливали несколько человек, в назидание оставшимся в живых, чтоб послушнее были».
Соловецкий лагерь особого назначения, специальная аббревиатура С.Л.О.Н. Я поежилась, вопросы больше не хотелось задавать. Таких крестов много и на самих Соловках, и на других близлежащих островах. Монахи свято хранят память о тех временах.
Мы с чемоданами обогнули монастырь и пришли по проселочной дороге в дом паломника, на бревенчатой стене которого была табличка «Конюшня XIX века» - исторический памятник, который был переоборудован в довольно уютную гостиницу. Одной из комнат предстояло стать нашим домом на ближайшие 7 дней.
Мы расположились метрах в 500 от монастыря. Прямо за домом была купальня со святой водой. А дальше дорога в Филиппову пустонь.
В палисаднике мы нашли редчайшей красоты сирень, которая цвела большими махровыми цветами, кошку и краники для мытья обуви в основном от песка.
Песок – главный враг поселян. Он забивается в щели комнат, остается следом на полу, забивает канализацию, поэтому каждый раз его надо было смывать под краном или чистить обувь о травку перед входом в помещение.
Комната оказалась просторная, мы жили там 10 человек, размещаясь на 2х ярусных кроватях. Все удобства на этаже и категорический запрет трапезничать в кельях, как называла наши комнаты администратор.
Паломники – удивительный народ.
Когда я поехала с ними в первый раз, и вдруг они в пути стали читать молитву утром и вечером, то первая мысль: «Ага, секта!» Но «сектантов» радушно принимали в разных храмах, и моя тревога поутихла.
А когда внезапно мне предложили прочитать молитву перед образом, то я согласилась. Волновалась сильно первый раз. Мы изучали конечно старославянский язык в университете, но, читая молитву, я все время спотыкалась на словах, хорошо, что ударения в молитвослове расставлены.
Сразу после размещения пожилая паломница еще раз показала свое отличие от светских туристов: перед тем как идти на обед, она взяла ведро и тряпку и вымыла пол в келье, отодвигая тумбочки и обтрясая наши чемоданы от песка. Ну кто из нас в обычной поездке смог хотя бы подумать об уборке сразу после приезда, ведь за все заплачено? Вот такие удивительные люди были рядом со мной.
Паломники готовы свое отдать, не то, что чужое прихватить.
Потом я узнала, что эта женщина совершила еще один непонятный моему разуму поступок, она отдала 10 тысяч рублей наличными женщине, у которой не было денег, сказав при этом: «Отдашь, когда деньги будут. Забудешь и ладно, значит тебе нужнее»
В Доме паломника есть специальная комната, где отъезжающие могут оставить свои вещи: сапоги, туфли, кроссовки, дождевики, спрей от комаров, в общем все то, что может понадобится в походе другим, а им на Большой земле больше не нужно. Погода на Соловках непредсказуема: в прогнозе пишут солнце, а небо может хмуриться; шторм и дождь, а сквозь облака светит солнце. Вот на всякий случай и заботятся люди друг о друге.
Мы дождались обеда.
Честно говоря, перед поездкой я узнала, что будут кормить постной пищей и подумала про себя: «Отлично, похудею».
Но… Оказалось, что постная пища может быть энергетически полноценной и разнообразной. Мы питались в трапезной 7 дней и ни разу ни одно блюдо не повторилось. Добавку можно было класть себе два, иногда три раза, все равно пища в кастрюле оставалась.
А как вкусно было – не могу передать. В прошлом году отдыхала в санатории «Самарском», так вот там меню повторялось каждые три дня, под конец мы оставляли чашки почти нетронутыми.
А здесь народ ссыпал в карманы семечки, крендельки, заворачивали с собой булочки. Только каш я насчитала 5 разновидностей, исключив гречку и манку, попробовала полбу)
Благодарность тамошним поварам: все вкусно и сытно!
Кушали за длинными деревянными столами, сидели на деревянных лавках, вокруг иконы, трапеза начиналась и заканчивалась молитвой. Чаще всего молитвы читал Ираклий, тот самый паломник, который поинтересовался, как я попала на остров.
Была для меня сложность: по острову мы ходили только в юбках и платках, на другие острова тоже так одевались. Приходилось одевать штанишки и колготы, русский север особо теплом не балует. С большой земли писали (там есть иногда связь только по Мегафону и МТС): жарко, 32+, а мы довольно улыбались, потому что у нас 17+
После обеда была обзорная экскурсия по монастырю. Но об этом я напишу завтра.)) У нас завтра первая половина дня без экскурсий.
3 июля 20… года
Столько всего важного и интересного, что хочется быстрее записать, чтобы не забыть. Значит все по порядку.
Природа вокруг красоты необычайной.
Нет в ней южной распущенности, но есть лаконичная изобильность животного и растительного мира.
Лето короткое, поэтому растения цветут все одновременно: сирень, иван-чай, иван-да-марья, северная орхидея и другие растения, которые я не встречала в наших средних широтах.
Здесь нет палящего солнца, часто идут дожди, кругом песок и огромные валуны.
Ромашки растут на камнях монастырской стены, чаек и лис на тропах люди подкармливают, белухи (маленькие киты из Красной книги) приходят сюда на нерест, а в прибрежных водах растет морской виноград, бурые водоросли облепили берег Анзера, здесь же встречается Агар-Агар, в прозрачной воде можно увидеть морских звезд и медуз разных цветов, огромные валуны тоже разноцветные из-за обилия мха на них.
Соловецкий монастырь – главное чудо острова.
«Соловецкий монастырь сыграл исключительную роль в истории и культуре России» - невысокого роста женщина в голубом платочке с удивительно светлыми глазами начала свою обзорную экскурсию по соловецкому мужскому монастырю возле карты, сказав предварительно, что до начала 20 века сюда женщин не допускали.
Я хотела возмутиться всем своим феминистским нутром, а потом подумала: «И правильно, место женщины в теплых морях, под ласковым солнышком»))
Гида звали Наталья, как оказалось потом каждую экскурсию она готовила с помощью различных источников и должна была получать благословение на ее ведение.
До начала XV века Соловецкие острова входили в состав Новгородского государства, но были необитаемы.
Лишь летом сюда заплывали поморы и карелы, чтобы поохотиться на рыбу и морского зверя. В 1429 году на Соловки пришли первые иноки Савватий и Герман. В 1436 году после кончины преподобного Савватия, Герман вернулся на остров с еще одним иноком Зосимой, который собрал вокруг себя братию и организовал монастырь.
В середине 15 века Соловецкий монастырь был признан властями Новгорода и взят под его защиту.
После завоевания Новгорода Иваном III в 1478 году монастырь приобрел покровительство московских государей. Были здесь в свое время Иван Грозный, Алексей Михайлович, Петр I, Александр II, а также жены российских императоров.
Справа от алтаря в Преображенском храме стоят три раки со святыми мощами преподобных Савватия, Зосимы, Германа. Монахи довольно часто открывают мощи для прикосновения к ним. Мы трижды волей судьбы смогли к ним приложиться.
В 15 веке во владение Соловецкому монастырю новгородские бояре отдали ряд островов, в том числе Анзер и Муксолму, о которых я еще буду рассказывать.
В 16 веке игуменом Соловецкого монастыря становится Филипп, в миру носил имя Федор Колычев.
Он призвал монахов перестроить монастырь из деревянного в каменный. Монахи были озадачены, нет строительного материала, кирпич на солнце сохнет долго. Сколько времени уйдет на постройку храмов и келий для братии.
Филипп предложил носить огромные валуны со всего острова в монастырь, а неровности и впадины в стене закладывать кирпичами. Так и были построены монастырские стелы, храмы, кельи, хозяйственные здания. Совместным трудом монахи отстроили монастырь заново.
При игумене Филиппе Колычеве Соловецкий монастырь превратился в духовный, хозяйственный и военный центр Поморья.
Игумен Филипп был приглашен в Москву Иваном Грозным, который предложил ему статус митрополита Московского и всея Руси.
Я с замиранием сердца внимала словам гида и хотела услышать, что Филипп отказался от этой должности. У человека было все: крепкая родная обитель, которую он отстроил в камне, почет и уважение не только своих учеников, но и паствы. Оказалось, что он попросил царя отпустить его домой, потому что он был против опричнины. Царь не ответил на его просьбу и пришлось Филиппу смириться со своей судьбой.
Будучи митрополитом, он спасал от смерти невинных, укрывал от неоправданной мести царя бояр.
Однажды во время службы разнузданные опричники ворвались в храм и потребовали, чтоб он благословил царя в делах его. Однако, митрополит Филипп ответил, чтоб опричники убрались из храма, что злодейства он благословлять не будет.
Позже Иван Грозный явился сам с опричниками в храм и велел прямо во время службы снять с Филиппа церковные одежды, а вместе с ними и сан митрополита.
После чего Филипп был брошен в земляную тюрьму и провел там несколько лет.
Разные чудеса рассказывают про этого святого: морили его голодом, а потом находили в его тюрьме свежий хлеб и пироги, приковывали его оковами к стене, а наутро приходили, а он был раскован и продолжал молиться.
Когда-то давно Федор Колычев был учителем Ивана IV и его другом. Видимо в горькой обиде царь забыл все их прежние отношения и умертвил святого руками своего главного опричника Малюты Скуратова в Тверском Отроче монастыре.
«…Первопристольников преемниче, столпе Православия, истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппу, положивый душу за паству твою. Темже, яко имея дерзновение ко Христу, моли за град же и люди, чтущия достойно светлую память твою.» - Тропарь святителю Филиппу, митрополиту Московскому.
Уже после услышанного рассказа, я обратилась к гиду с вопросом: «Зачем он к царю поехал, у него ж все было…Разве не понимал он, чем закончиться противостояние царю?». В ответ услышала: «Я тоже так думаю, жаль его, значит не мог иначе».
В 1590 году мощи митрополита Филиппа были перенесены на Соловки и погребены под папертью Преображенского собора.
В наше время рака с мощами святого находится недалеко от главного входа алтаря с правой стороны. Я плакала, зажигая после экскурсии свечу рядом с его мощами.
Как иногда сурово Господь испытывает нас, хоть и существует мнение, что ничего, что свыше сил твоих дано не будет. Сильные люди жили на Соловках.
Во второй половине 16 века Швеция, стремившаяся захватить морские торговые пути из Европы на Восток, развернула агрессию в Поморье.
В это время Соловецкий монастырь держал оборону всего русского Севера. У монастыря были крепкие крепостные стены и даже войско, которое отстояло Русский Север в войнах со шведами.
В 17 веке Соловецкие иноки не приняли церковную реформу патриарха Никона и оказали ей вооруженное сопротивление.
«Соловецкое сидение» продолжалось восемь лет и закончилось взятием монастыря царскими войсками. Не обошлось без предательства.
Монах Феоктист показал тайный ход, по которому миряне приносили хлеб осажденным монахам. Так стрельцы попали на территорию монастыря и жестоко расправились с восставшими.
Почему царь был так жесток к восставшим, мы помним, что Алексей получил прозвище «Тишайший»?
Монахи отказались признать своим игуменом Иосифа, которого назначил царь Алексей Михайлович, больше того, они выгнали его из монастыря. Это прямое неповиновение царской власти должно было караться смертной казнью согласно Соборного Уложения. Потому оставшиеся в живых монахи после штурма монастыря были повешены около 100 человек. Монастырь заселен новыми людьми.
Здесь был Петр I
Он установил крест возле южной стены монастыря и пожертвовал деньги на устройство иконостаса Преображенского собора. Царь хорошо осознавал значение монастыря, который продолжал оставаться форпостом России на Белом море. В память о бытности здесь Петра Великого у Преображенских ворот монастыря выстроена часовенка.
Во время Крымской войны Соловецкий монастырь был подвергнут атаке английских военных кораблей.
Летом 1854 года к Соловкам подошли фрегаты «Брикс» и «Миранда», вооруженные дальнобойными пушками. Архимандрит Александр встретился с командующим английской эскадры на «переговорном камне» - еще одна реликвия Соловков. Поскольку они не договорились, то английский флот обстрелял монастырь, обстрел продолжался 9 часов. Деревянные здания на территории монастыря загорелись, дым заволок крепость. Когда дым рассеялся, и английская эскадра ушла, то оказалось, что никто из монахов не пострадал. Крепостные стены были тоже целы.
Разбита была прямым попаданием пушечного ядра икона Пресвятой Богородицы, что висела над воротами монастыря. Монахи приняли чудо Божье и истолковали это как защиту Божьей матери.
Александр II лично поблагодарил монахов за спасение земли Русской, пожертвовал деньги на восстановления монастыря, а с левой стороны монастырских ворот была установлена еще одна часовенка в память о визите императора Освободителя.
На территории монастыря остался также царский колокол, который привез в подарок Государь. На нем видны пробоины от пуль. Старожилы говорят, что возле этого колокола расстреливали заключенных в 20 веке.
В 1920 году монастырь был упразднен советской властью.
Из Соловков было вывезено 158 пудов драгоценных камней, золота и серебра. В 1923 году учреждается на архипелаге Соловецкий лагерь особого назначения ОГПУ (СЛОН) – первый в мире концлагерь, предназначенный для «перевоспитания» лиц, чье прошлое и убеждения были несовместимы с советской идеологией. Идею создания концлагеря на Соловках выдвинул архангельский партийный деятель Иван Боговой. Первые заключенные работали в совхозе, организованном на базе монастырского хозяйства.
По словам Б.Ширяева на Соловки «стекали последние капли крови из рассеченных революцией жил России».
В числе заключенных было много творческой интеллигенции, офицеров и солдат Белой армии, священнослужителей и мирян. На территории монастыря есть многочисленные стенды с рассказами о поселенцах ГУЛАГа.
Д.С.Лихачев назвал Соловки своим главным нравственным университетом.
За время существования концлагеря и тюрьмы (1923-1939 гг) через Соловки прошли более 80 тысяч заключенных, многие тысячи узников остались лежать в соловецкой земле.
Но об этом я расскажу тебе, дорогой дневник, завтра, сяду писать сразу, как вернемся с экскурсии по Анзеру.
4 июля 20… года
Экскурсия на Анзер должна была состоятся вчера во второй половине дня, но из-за непогоды нас туда не повезли. Перенесли на сегодняшний день.
Сегодня мы не завтракали, потому что в 9 часов наш автобус отправлялся от Никольских ворот монастыря на новую экскурсию: остров Анзер.
Получив сухой паек: пирожки, булочку, огурец и яблоко, воду в бутылочке, я села на сове место в автобусе и поехала навстречу приключениям.
Водители автобусов здесь шустрые парни, они, наверное, чувствуют себя танкистами. Несмотря на размытую дождями дорогу и глубокие рытвины в колее обычный "пазик" мчался, презирая все препятствия))
Дорога закончилась на берегу озера, где был организован причал и стояли 2 катера. Один их них был наш, мы загрузились и тронулись в путь. Народ в основном остался на верхней палубе, чтобы любоваться красотами природы. Мое лирическое настроение одолел сон, спустилась в трюм и хорошо выспалась за 40 минут.
Остров Анзер переводится с карельского «очень длинный», на карте он действительно выглядит как длинная прямая кишка.
Катер не мог подплыть к острову из-за мелководья, а причала там не было. Нас перевозили с катера на берег по 10 человек на двух резиновых лодках, встречали на больших валунах, помогали туда взобраться, дальше мы какое-то время были предоставлены сами себе, чтоб привыкнуть к местным красотам))
А любоваться было чем! Непривычный морской пейзаж заканчивался каменистым берегом и валунами, на которых росли бурые водоросли, морской виноград, масса мелких со спичечную головку ракушек.
Погода была прекрасная: легкий бриз и яркое солнце, что в этих местах бывает редко.
Морской виноград кто-то из наших уже попробовал, потому что он съедобный как оказалось, а паломники из другой группы набрали полные карманы водорослей, сказав, что дома будут лечиться ими.
Люди, конечно, странные существа: нам мало впечатлений, мы должны не только все успеть зафоткать, но и оставить себе на память что-то материальное: а вдруг все это счастье мне привиделось! Нет, не привиделось, вот она протухшая водоросль в кармане, чуешь как морем пахнет?
К нашей группе подошла экскурсовод Таисия.
В начале рассказа она открыла карту острова и обозначила три важных пункта, которые нам надо было посетить: скит и храм святого Елеазара, Церкви Распятия Господня и Вознесения Господня. Судя по карте, мы заходили с западного побережья, где мыс Кеньга, проходили через весь остров и садились на катер на восточном побережье. Таисия сразу сказала, что мы будем идти в основном в гору, определила, кто будет замыкающим, и мы тронулись в путь.
Я ничего ни об Анзере, ни о том, что местная гора называется Голгофа не знала.
Поэтому не поверила своим ушам, когда гид произнесла это название. Оказалось потом, что это остров, куда в советское время ссылали особо опасных преступников, чаще всего либо политических, либо священников и монахов.
Каждый из них пронес свой крест до конца. Название горе дал патриарх Никон, а одна из легенд гласит, что Богородица явилась во сне к одному из монахов, который уснул после молитвы рядом с вершиной, и нарекла эту гору Голгофой и велела поставить храм на вершине горы. Так и появилось это название.
Туристическая тропа – это не образное название дороги, а действительно узкий путь для тех, кто хочет повидать святыни острова.
Ночью прошел дождь, дорогу в виде колеи для 2х колес внедорожника размыло, в некоторых местах пришлось идти по одному друг за другом, подавая руку помощи, чтобы не свалиться в очередную лужу-озерцо.
На таких тропах запрещено оставлять мусор, и паломники свято чтут это правило.
По пути я перешагнула через палетку таблеток, втоптанную в грязь, но, когда мы присели на бревнышко, чтобы отдохнуть, нас нагнала другая группа. Паломники принесли с собой и показали нам эту палетку. Потом долго пытали расспросами, кто ее потерял. Когда мы отказались от этой находки, они поскакали дальше с криками: «Кто потерял таблетки?» Больше мусора по дороге я не видела ни разу ни в каком виде. Хотя урн для мусора тоже не было, только девственной красоты и чистоты лес.
Лес там удивительный, сказочный.
Большое количество растений, в каждом укромном уголочке можно встретить цветы. Деревья разных пород лиственные и хвойные с перевитыми стволами и затейливо сплетенными кронами. Того гляди баба Яга выйдет из леса и сядет на пенечке или леший выпрыгнет и начнет всех пугать))
17 км и большая часть дороги в гору — это достаточно серьезный путь, особенно если экскурсия ограничена по времени. И потом не городской асфальт, а матушка земля со всеми лесными корягами и шишками, которые дятел складировал на зиму возле деревьев. Юбка немного намокла и мешала свободно двигаться.
Впереди шел мужчина средних лет примерно в одном темпе со мной, при этом аккуратно обходил все коряги и колдобины. Я решила следовать за ним и шла шаг в шаг, благодаря чему ненамного отстала от экскурсовода и сберегла ноги.
Как оказалось потом Сергей был лесником и умел ходить по лесным дорогам, а заодно и меня научил)
Внезапно лес отступил и перед нами открылась опушка леса, утопающая в зелени и солнечных лучах. На полянке стояли добротные деревянные скамеечки, где мы и расположились на привал. Отсюда хорошо был виден скит Елеазара и церковь, вернее то, что от них осталось.
Небольшой одноглавый храм в строительных лесах и несколько бревенчатых хозяйственных построек. И благодать Божья вокруг. Человек сливается с природой, и в этот момент можно почувствовать такое счастье, которое нельзя испытать, купив очередную квартиру, машину, дом.
Это счастье делает тебя сильнее, наполняет энергией.
И никакая купленная вещь не даст душе такого наслаждения как духовное счастье. Все мы Божьи человеки, в нас изначально эта благодать заложена. Жаль, что в обычной жизни суета затмевает ее.
Однако, я заметила под крышей храма масонский знак: пирамиду, от которой исходят лучи солнца. Оказалось, что это христианский символ глаза Господня. Храм был построен на полстолетия раньше, чем образовались Соединенные Штаты Америки. Лишний раз убеждаюсь, что ничего своего у американцев нет, все заимствовано у других цивилизаций и возведено в ранг могущества. Колосс на глиняных ногах.
Мы спустились по тропинке к храму и вошли внутрь.
По дороге Таисия рассказала, что собака у них на послушании) В начале сезона укусила мальчишку и пришлось посадить ее на привязь. Мы увидели этого «послушника» издалека-огромный сенбернар белый с рыжей спинкой. Ни разу не тявкнул, вилял хвостом и улыбался. Правда близко к нему никто не подходил, ну зверь все-таки.
В храм вели переброшенные через небольшой ров деревянные мостки.
Внутри прохладно и пахло сыростью. Почти все пространство было занято строительными лесами, храм восстанавливается как изнутри, так и снаружи. Прохладно, потому что он не отапливается даже в зимнее время.
Множество икон и фресок погибло за это время. С трудом можно было рассмотреть темные лики святых на некоторых стенах храма. Но в храме можно было помолиться: мини алтарь и горящие свечи возле новых икон создавали соответствующее настроение.
Паломники разговаривали вполголоса несмотря на то, что службы в храме не было. Передавая из рук в руки молитвенник, который нам дал священник, мы прочитали молитву святому Елеазару, и каждый, приложившись к иконе, попросил о своем. Здесь можно было оставить требы и пожертвования на храм.
Намоленный храм, здесь совсем по-другому ощущается время и пространство: время останавливается, а пространство сжимается и становится плотным и густым, я думаю от молитв, которые здесь звучали и звучат.
Святому Елеазару молятся о чадорождении.
Предание гласит, что в обитель святого Елиазара приезжал молиться первый царь из рода Романовых Михаил Федорович. Он просил, чтоб Господь даровал ему сына-наследника престола, до этого у него рождались только девочки. Елеазар обещал ему, что молитва будет услышана, и через год родился Алексей Михайлович – наследник престола, прозванный потом историками Тишайшим.
Здесь учеником был будущий патриарх Никон (в миру Никита Минов), отсюда он начал путь восхождения по ступеням церковной власти.
Мы вышли из храма умолкшие, каждый думал о своем.
Покинув церковь святого Елеазара, мы отправились по туристической тропе дальше.
Оказалось, что рядом нет источника питьевой воды, и монахам привозит воду в бидонах старая лошадка и немой извозчик. Лошадку мы встретили по дороге, гнедая кобыла с белой гривой и мохнатыми ногами, крепенькая такая, но шла правда медленно. Я спросила воды, возница показал кнутом за спину и что-то промычал в ответ, видимо источник был недалеко.
Дорога проходила через луг Богородицы.
Солнечный день, отсутствие клещей и других кровососущих, кроме комаров, разумеется, сделали возможным отдых прямо на траве. Знаете, как в фантастическом фильме. Люди, опьяненные запахами луга, теплыми лучами солнца падали на траву и лежали раскинув руки с блаженной улыбкой на губах, мне тоже хотелось петь и смеяться, воспарить над этим миром.
Метрах в 500 от луга Богородицы оказался источник, обнесенный срубом, несколько ведер, ковшей и кружек, а также деревянные лавочки и такой же стол. Как выразилась Таисия, санитарная зона тоже была здесь)). Монахи вели свое хозяйство, и одного из них мы застали на огороде, аккуратно и неторопливо пропалывал грядки.
Рядом с источником был оборудован Голгофо-Распятский скит.
Его основал преподобный Иов Анзерский. На горе высотой 64 метра, которая находится на одном меридиане, что и гора Голгофа в Иерусалиме, была построена деревянная церковь в память о Распятии Христовом. Таисия сказала, что таких только 2 храма на территории России. В этом храме всегда страстная пятница и очень строгий устав, исключающий пищу животного происхождения.
В середине 19 века деревянная церковь на вершине горы была заменена каменным храмом. Деревянную церковь перенесли чуть ниже скита и заново освятили во второй половине 19 века, как церковь Вознесения Господня.
В храм нас не пустили. Служба здесь ведется по ночам при свечах.
Для богослужения изготавливают огромные толстые свечи, которые продаются во всех храмах Соловецкой обители. Можно купить и принести сюда, монахи очень ценят такие приношения. Весной и до 10-ых чисел июля свечи не зажигают, дневного света хватает и так – белые ночи.
Гора называется Голгофа не просто так.
Тысячи невинноубиенных нашли здесь последний приют. На склоне горы в 1937 году в целях выполнения плана было расстреляно единовременно 1800 человек осенью и еще 200 человек зимой накануне Нового года.
За церковью находится несколько плит с крестами и надгробными плитами.
Это могилы перезахороненных останков жертв репрессий. Конечно, большевики не особо заботились о расстрелянных, они сваливали трупы в одну большую яму или выбрасывали в море. В этих местах ведутся раскопки на местах предполагаемых расстрелов, и останки убитых хоронят отдельно, отпевая по христианкой традиции.
Когда я подошла к кладбищу, то почувствовала, что мой временной поток опять проваливается в бездну.
Я с этим ничего не могу поделать: то ли Бог, то ли дьявол заставляют меня видеть картинки из прошлого и принимать в них участие. Так уже было несколько раз. И результат таких временных провалов – моя поездка на Соловки. Что будет сейчас?
А сейчас сменилась перед глазами картинка: зеленое лето на белую зиму.
Я стою на ровной площадке с утоптанным снегом. Напротив меня видимо столетнее дерево со скрюченным и рассеченным стволом. Никаких могил нет и в помине. На площадку перед сосной конвоиры выталкивают по одному заключенных.
Они одеты в белые холщевые рубахи и такие же штаны. Одежда не новая, местами видны дыры, но чистая. Зеки все босиком и кроме нательного белья у них ничего нет.
У меня в руках винтовка, я вижу деревянное цевье и прицел.
Я поднимаю прицел, но самой казни не вижу, провал. Потом вновь появляюсь в теле конвоира и вижу кровь на снегу. Потом отворачиваюсь от места казни, видимо кто-то начинает убирать тела. Опираясь на винтовку, смотрю в противоположную сторону, там, где гора убегает вниз.
Там чистый сверкающий своей белизной снег, темные ели на его фоне, внизу местами замерзшая вода моря с темными прогалами еще не затянутой льдом воды.
Я чувствую пустоту и безысходность. Нет злости, обиды, гнева, удовольствия от содеянного, желаний, есть пустота и обреченность. Тяжко.
Возвращаюсь в реальную жизнь и понимаю, что стою рядом с могильной плитой и рыдаю.
Благо мало паломников осталось рядом. Все уже поднялись выше. Православная церковь не принимает идею переселения душ. Душа обретает тело один раз. Тогда что это было?
Все остальное плохо помню, лишь отдельные моменты.
Мы дошли до скита, присели отдохнуть, и Таисия рассказала, что здесь был устроен карцер. Скит был превращен в маленькую церквушку, мы туда зашли. Площадь храма не превышает 6 квадратных метров, еще подклеть метра три квадратных.
Здесь в бытность СЛОНа наказывали самых непокорных.
Особенно трудно было находиться в скиту зимой. Заключенным разрешалось взять с собой только одну теплую вещь. В иные времена до 200 человек набивались в этой деревянной часовенке, спасаясь от мороза стояли плотненько, греясь телами.
Паломники начали по очереди читать молитвы, я тоже приняла участие.
За скитом были деревянные мостки, которые вели к проселочной дорожке, а там уже можно было легко попасть к храму.
На пути к Церкви Распятия Господня, нас ожидало еще одно чудо – нерукотворная береза.
Когда на острове сломали и сожгли все кресты, то выросла береза, у которой две больших ветки идут в разные стороны от ствола под углом 90 градусов, образуется крест. Ей уже чуть больше 100 лет, и она постепенно умирает, явив миру чудо.
Напротив березы можно увидеть полуразрушенное здание бывшего роддома. Где несчастные женщины рожали младенцев, чтобы через 2 месяца навсегда с ними проститься. Детей увозили на большую землю в детдома, а женщины умирали от невыносимо тяжелых условий жизни. В годы, когда на острове бушевал тиф, это здание использовали так же, как больницу. Местные жители рассказывают, что иногда сюда приезжали пожилые люди, бывшие воспитанники детских домов, в надежде найти хоть какую информацию о своих родственниках.
Будучи под впечатлением всего увиденного, я едва вошла в храм, оставила там деньги на его восстановление и вышла на улицу, хотелось поделиться видением, но как-то обсуждать это тоже не хотелось.
Программа экскурсии была исчерпана, мы стали спускаться с горы.
Находясь на причале, мы увидели поперек неба большой крест из облаков. Откуда он взялся никто не заметил, поднимаем головы, а над нами большой белый крест, ну не чудо ли)
Когда уже сошли с катера на берег, увидели на дне моря морские звезды, говорят если их взять в руки, то они сразу погибают.
Вернулись в келью без происшествий, поужинали и сходили на вечернюю молитву.
Впереди еще несколько дней отдыха на Соловках))
Завтра у нас по плану Муксалма.
5 июля 20… года
Сегодня экскурсия намечалась только во второй половине дня, поэтому было много свободного времени.
Я пошла на церковную службу в 5.30 утра. Утром была исповедь.
Мне повезло в очередной раз. Я оказалась четвертой или пятой в бесконечной очереди паломников, желающих исповедаться благообразному старцу, как потом выяснилось отцу Владимиру. Он приехал из Москвы.
Я решилась рассказать про вчерашнее видение на горе Анзера
Священник немного подумал и ответил: «Это не твой грех. Возможно, чья-то душа томится и через тебя хочет свой грех искупить. Тебе надо рассказывать о невинноубиенных. А еще лучше, найди в месте, где живешь, такого человека и рассказывай о нем. Только не как о светском человеке, а как о святом. Вот и поможешь искупить чей-то грех.»
Неожиданный поворот событий. Мои видения могут иметь практический результат.
Потом священник спросил меня про мои грехи и начал перечислять наиболее распространенные. Но дальше я рассказывать не буду, помним о тайне исповеди))
Я была на исповеди второй раз в своей жизни, поэтому получив отпущение грехов, сразу отошла в сторону. Однако, священник позвал меня дважды, первый раз я не поняла, что меня зовут. Со второго оклика я вернулась. Отец Владимир спросил: «Причащаться будешь?» «Да». «А благословение получить?» - послышалось в ответ. Я совершенно искренне спросила: «А как?» Он улыбнулся и показал, как надо складывать руки и что делать. Улыбка у него была добрая и искренняя, а глаза светлые с лучиками.
Всегда боялась сделать при всех что-то не так, а тут даже смятения не почувствовала)
В этот же день я причастилась и с легким сердцем вернулась в келью. Там состоялся немного странный для светских людей разговор.
Одна из паломниц обратила внимания на то, что я ограничена в деньгах, потому что почти ничего не покупаю, даже сувениры. Я не успела перед отъездом снять наличку, а на острове трудно обналичить деньги, оплату же принимают в основном наличными деньгами.
Она спросила, сколько мне надо денег? Я пожала плечами и сильно сконфузилась.
Ты меня понимаешь, дневник, я не умею принимать от других что-то или беру только в долг. А здесь женщина сказала, что ей отдавать не надо: сегодня она даст, завтра ей дадут, на этом мир держится. Гордыня не позволила мне назвать сумму. Тогда она протянула мне 1000 рублей и сказала, что возвращать не надо.
В свободное время мы сходили с ней в купель.
Удивительно, но вода была такая теплая, как летом на речке, хотя обычно температура ключевой воды не превышает +5 градусов. Я с удовольствием окунулась трижды по плечи и облила голову водой.
Когда вышла из купальни, светило яркое солнце, ни облачка на небе. Моя подруга что-то говорила, а для меня существовало только солнце, его лучистое тепло. Я отправила ее в келью, а сама опустилась на придорожный валун. Солнечные лучи проникали под кожу и там растворялись. Тепло постепенно растекалось в виде мягкой волны от ладоней и стоп по всему телу. Я закрыла глаза, подставила лицо солнцу и отключилась, ловя солнечные вибрации.
Все когда-то заканчивается, и мое благостное состояние тоже закончилось, я поплелась в келью.
Но спать не хотелось. У меня появились деньги и возможность приобрести себе что-то на память. Пошла в сувенирную лавку, что при монастыре. Купила книги, иконы и хотела расплатиться. Оказалось, что в магазине есть терминал к моей неслыханной радости. Так я сэкономила подаренную мне наличку.
В сувенирной лавке я случайно узнала, что в 15 часов состоится беседа со священником. Куда надо приходить мне буквально показали. Я расценила это как удачу, и после обеда действительно попала на столь важную для меня встречу.
Иеромонах Прокопий - известная личность не только на Соловках, но и ВКонтакте и ютубе. Он ведет страничку в ВК, записывает проповеди на телефон, чтоб потом выложить их в социальные сети и ютуб. От него я получила благословение на написание постов. Это было чуть позже.
А пока я пришла в маленькую келью с невысоким потолком и решетчатыми окнами. Такие окна устанавливались в монастыре, когда еще вместо стекол использовали слюду. Внутри помещения голые беленые стены, стол и несколько деревянных скамеек в два ряда.
Отец Прокопий зашел с ноутбуком и подключил телефон для записи. Высокого роста, косая сажень в плечах, приятный в общении, с извиняющейся улыбкой на лице, умный и начитанный. Наверное, еще и «насмотренный», потому что в новинках светского кино и режиссерах, актерах, он явно разбирался лучше меня.
Он рассказывал о "бирюзовых" компаниях.
Я, возможно, как и вы, первый раз услышала такое название, но поняла, что некоторые российские фирмы могут служить прообразом таковых.
Фирма создает иллюзию для работника, что он не работает, чтобы заработать деньги, а находится в большой дружной семье, где каждый занимает свое место. Поэтому, надо стараться, чтоб не подводить других, а деньги – это дело десятое, мы же люди и должны уважать друг друга. Человек полностью погружается в дела компании и уже не думает ни о ком и ни о чем.
Если есть родители, то компания говорит, что берет их обеспечение на себя, если фитнес так это тоже в компании есть, как и продукты питания, хозтовары, игрушки, садики для детей и другое. Человек полностью изолирован от общества и находится ежесекундно под контролем руководства. Он превращается в марионетку и служит своим хозяевам верой и правдой, не требуя отпусков и повышения зарплат. Оболванивание людей идет так, что они не успевают понять, что происходит.
Однажды кто-то, становясь пожизненным должником, кончает жизнь самоубийством. В начале 90-ых сама чуть не попала в одну такую сетевую компанию.
Я невольно сравнила церковную организацию с такими компаниями.
Служение Богу тоже требует максимальной отдачи и самоотречения.
Однако, Прокопий опередил меня, задав сам себе вопрос: «Меня однажды спросили, а чем ваша церковная община отличается от такой компании?» Немного помолчав, ответил: «Тем, что религия дает возможность человеку остаться один на один со своими мыслями, ну хотя бы даже во время поста. А это позволяет проанализировать свое поведение и сделать соответствующие выводы. Бирюзовые компании не дают своим сотрудникам оставаться наедине с собой». Мне не удалось углубиться в тему, потому что впереди был ужин и поездка на остров Муксалма.
Сначала Муксалма меня не впечатлила.
Мы шли по лесу, где деревья были посажены сравнительно недавно. Бесконечно много цветов и «танцующих берез» - так назвала наш гид деревья, стволы которых были удивительным образом переплетены друг с другом, словно в вихре танца. По дороге увидели еще один скит, церковку. Гид рассказала, что здесь было когда-то большое монастырское хозяйство: коровы, лошади, своя маслобойня. Но когда монахов разогнали, то было создано советское хозяйство. В военное время здесь жили и тренировались летчики, был небольшой учебный аэродром.
Самое интересное было впереди.
Мы недолго шли по лесной дорожке. Вскоре перед нами открылось настоящее царство камней. Валуны разных размеров и форм размещались иногда вплоть до линии горизонта. Здесь заключенные строили каменную дамбу. Огромные валуны стаскивали со всего острова в перешеек между островами на своих плечах.
У меня аж дух захватило насколько неожиданным был пейзаж. На несколько сотен километров вокруг вода и глыбы камней. Ветер разгонял волны, они бились о неприступный берег, подобострастно облизывая суровые валуны.
Я чувствовала себя малой песчинкой, заброшенной на край света рядом с такой мощью природы. Ничтожество, решившее, что мир создан для него.
Участники моей группы ушли далеко, а мне хотелось громко кричать, чтобы перекричать шум прибоя и вой ветра.
Я встала на высокий камень, раскинула руки и закричала во всю мощь своей глотки. Голос утонул в окружающем пространстве. Возникло неприятное ощущение, что из глубин моря сейчас поднимется йети. Я умолкла, чтоб не будить лихо и поплелась к своей группе, благо они уже возвращались с дамбы.
Мы забываем за своими повседневными делами, о том, что мир существовал до нас и будет существовать после, а человек мелкая пылинка на плече у природы, вернее ребенок у нее на шее.
Возвращаясь назад, паломники рассматривали цветочки – лютики, а у меня стояло перед глазами бескрайнее море, чьи волны бились об обрывистый берег из огромных валунов.
Вечером, вернувшись из поездки на остров, мы отправились на службу. Монахи открыли раки святых Савватия, Зосимы и Германа, можно было прикоснуться к мощам.
Честно говоря, раньше прикоснуться к мощам для меня - это все равно что поцеловать мертвеца в губы.
Здесь же я испытала некоторый трепет, подходя к раке. Все-таки 15 век, а мощи нетленны. В окошечко можно было рассмотреть человеческую ткань, правда серого цвета. От мощей исходило тепло.
Я не знала, как надо разговаривать со святыми, никто не рассказывал, поэтому просто сказала: «Молите Бога о нас!». Потом спрашивала у паломников, а что говорят они. Оказалось, что просят помочь по конкретному делу. Я подумала про себя: «Нельзя же постоянно просить, наверное надо иногда благодарить за их начинания, за труды, которые привели к появлению здесь монастыря». Не знаю, насколько это все правильно.
Вечерняя молитва закончилась проповедью. Дом паломника запирался на замок в 23 часа, и мы вынуждены были вернуться домой до ее окончания.
Все, спать, завтра принесет новые неожиданности, ответы на вопросы и чудеса))
6 июля 20… года
Сегодня проснулась, когда паломники ушли в основном к началу службы. Потихоньку оделась, привела себя в порядок и тоже пошла в храм.
Странные ощущения, по дороге в голове молитва "Отче наш" сама собой звучала. Словно хор голосов пел.
Дошла до храма, помолилась. Оказалась на том же месте, что и вчера. Назвала его "своим".
Молюсь, а сама думаю, как бы мне со священником поговорить о моем вопросе, который уму покоя не дает давно уже: почему смирение считается добродетелью? Покорность есть удел слабых и рабов. Но раб не может творить. Отцы-основатели соловецкого монастыря Зосима и Савватий не могли быть рабами, иначе не смогли бы основать такую обитель Бога.
Я получила ответ из уст соловецкого иеромонаха. Это произошло как всегда случайно, для меня это было еще одним чудом.
Разговор получился интересным.
Вопрос: "Можно ли считать смирение добродетелью, если это удел рабов?"
Ответ иеромонаха Прокопия: "Смирение происходит от слова мир, а не от слова покорность. Мир в душе. А когда мир в душе, то человек счастлив. Если делаешь дела из такого состояния, тогда все получается."
Вопрос: "Почему во всех молитвах написано раб Божий? Это же унижает достоинство человека?"
Ответ отца Прокопия: "Это идет из древности. Земля и все, что на ней находилось принадлежало князю. Княжьи люди могли отобрать улов, добычу, землю, и с этим простой человек ничего не мог поделать. Говоря, раб Божий, человек отождествлял себя с тем, что он не принадлежит князю или другому земному господину, то есть он принадлежит Богу и потому свободен. Но свобода не понимается как возможность жить по-своему, здесь подразумевается, что человек исполняет законы, данные Богом, также как княжий человек подчиняется князю.
Разве можно первых христиан назвать покорными? Их отдавали на растерзание диким животным, а они не покорились и не предали свою веру.
Разве можно Иисуса Христа назвать покорным, когда его били плетьми при Понтии Пилате, а он не отрекся от своей веры, за что его и распяли.
Разве можно назвать покорными людей, которые прошли Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), но остались людьми даже в таких ужасных условиях?
Познавая мир, ученые стремятся выстроить систему. В системе элементы связаны между собой.
Учёный выстраивает причинно-следственные связи между элементами. Он создает систему, имея свою логику, которая отличается от Божественной, получает новый закон, теорию, радуется открытию новых закономерностей. Но любые законы действуют в определенной сфере человеческого бытия. Божественные законы обладают всеобщностью и простотой.
Человеческой логикой объять необъятное невозможно. В этом есть сложность восприятия учёным умом церковного вероучения."
Я кратко передала здесь слова отца Прокопия, стараясь быть дословной.
В 15 часов я опять была на беседах со священником.
Разбирали тему: «Можно ли под действием ЛСД увидеть чудо?»
Вот, что я себе записала:
-"Почему Адам был изгнан из рая? С ним не о чем было разговаривать. Можно говорить, объяснять, если человек смиряется, он внемлет истине, но гордый слышит только себя. И начинает врать..."
-"По дарам Бога люди тоже стали богами. Они обучались в раю. Змей сказал, что не надо учиться. Искушение состояло в том, что не надо любви и усилий. Все можно без Бога, любви и движений."
-"Люди перестали верить в нравственность. Один боевой капитан на вопрос:" Как относишься к духовным исканиям Ф.М.Достоевского?" Ответил: "Кто такой Достоевский? В каком он отряде? Где служил?"
-"Современный человек живет в парадигме: вижу цель, не вижу препятствий. В таких условиях места нравственности и духовности нет."
-"Для творчества принимают наркотики. Однако при этом проявляется критикующий мир, то есть человек видит мир в разрушении. Разрушается не только нравственность, вместе с наркотиками разрушается мозг, он в 35 лет уже уходит на пенсию."
-"Пока есть взаимодействие с окружающей средой мы живем и можем исправлять ошибки. Сон отключает нас от внешней среды, как и наркотики. Человеку приходится выбирать «быть или иметь».
-"Когда теряем связь с духовниками или контроль с их стороны ослабевает, мы теряем ценности, мышление заболевает."
-"Для чего нужен духовник? Если человек опирается только на свое видение мира, то происходит распад понятий, это рождает страх. Например, ребенок узнал, кто такие жидомассоны и испугался, мама рассказала про Бога. Страх занимает отдельную нишу в нашем сознании. Если ребенок не уважает мать, то страх его накрывает, становится неконтролируемым. Вот почему важно доверять духовнику."
-"Ложный опыт нуждается в постоянном повторении. Поэтому сложно отказаться от наркотиков."
-"Гордый человек испытывает эмоциональное отупение. Опьяняться можно гордостью. Вместо смирения и признания воли Божьей, человек уверен, что его место на земле — это череда его заслуг. В результате такая логика терпит крах из-за небольшого провала, теряется уверенность. Происходит нарушение понятий. Например: нормальное утро – прозвенел будильник, встал, оделся, пошел на работу. Опьяненное гордыней сознание дает сбой, тогда "нормальное утро" выглядит так: прозвенел будильник, встал, оделся, выключил свет, лег спать."
-"Можно ли при жизни отличить святого от шизофреника? У того и у другого есть ученики. Всегда надо смотреть именно на них. Если ученики спокойные, то их учитель святой, если агрессивные даже если делают добро, то их учитель шизофреник. Святой учит смирению, шизофреник спекулирует на человеческой гордыне."
-"Задали вопрос наркоману: «Как там в аду?» Ответ: «Все тоже самое, только еще кругом глобальное палево." Ложное восприятие требует всего бояться."
-"Божественное откровение приходит по конкретному случаю, глубоко пронизывает личность, человек понимает, для чего это. Демоническое откровение ни к чему не приводит. Однако и демон может давать церковные чудеса, особенно новичкам. Поэтому не стоит строить причинно-следственные связи и сразу всех оповещать, что Бог устроил чудо. Возможно, это только череда случайностей."...
Надо ли говорить, что я слушала, раскрыв рот и уши. Когда еще вот так со священником поговоришь, откровенно и ценностно.
После ужина я пошла на вечернюю службу.
«Господи, помилуй мя грешнаго раба Твоего и отпусти мне недостойному, и прости вся, елика согреших яко человек…или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся…»
Вспомнила я этот отрывок из Молитвы неслучайно.
Вечером пошла на исповедь и нашелся еще один грех, даже два, который вроде бы и не грех в нашем обществе, так, неприятность небольшая.
В церкви, как всегда, было многолюдно. Сразу 5 священников принимали исповедь. Я опоздала и встала в хвост очереди, которая, однако, быстро двигалась. Рядом очередь была поменьше, священник моложе всех остальных и судя по внешности нерусский, как потом оказалось молдаванин, принимал исповедь.
Очередь к нему продвигалась быстрее моей и увидев, что у него на исповеди стоит последний человек, я перешла к нему.
Он был опечален и выглядел уставшим. Думаю, нелегко выслушивать грехи человеческие.
Я: «Батюшка, грешна. Два смертных греха меня мучают: я обжора и мечтаю выиграть миллион.»
Священник поднял на меня глаза, на минуту подвис, потом не просто улыбнулся, а, опустив голову, стал смеяться. Видно, было как слегка трясутся плечи. Наверное, я помогла ему снять стресс)))
Священника звали Марин, как потом узнала, поэтому в диалоге буду использовать его имя.
Марин строго: «Как проявляется грех?»
Я почтительно: «Ем всегда много, как будто боюсь, что у меня отнимут. Все подряд ем, не различая пищу. Я понимаю, что слово "обжора" происходит от слова «жор», вот у меня как раз это самое и есть. Пост держать не могу, только если с кем-то вместе.»
Марин наставительно: «Старайся меньше кушать, чтоб здоровье сохранить»
Я, опустив голову: «Стараюсь, батюшка. А еще хочу выиграть миллион.»
Марин удивленно: «Зачем тебе миллион?»
Я, подняв голову и глядя священнику в глаза: «Хочу чудо от Господа, просто повезло и выиграла миллион, ведь Бог может сотворить такое чудо?»
Марин серьезно и слегка задумчиво: «Да, Господь может сотворить чудо и дать миллион. Сребролюбие есть один из смертных грехов. В следующий раз, когда захочется купить лотерейный билет, отложи деньги для пожертвований на храм или подай просящим. Вот и будет тебе избавление от твоего греха.»
Я удивленно: «Так просто? Благослови, батюшка»
Марин смотрел на меня и теперь широко улыбался. Мы оба были довольны беседой.
Священники очень грамотные и тонкие психологи, с ними проще. Психолог будет капля по капле выжимать из тебя триггеры, а потом скажет: «Ну и как можно решить твои проблемы?»
Священник не просто выслушает, но и даст ценный жизненный совет. Я прочитала потом у Новикова Н.М. ("О молитве Иисусовой. Аскетический трактат", М., издательство "Отчий дом", 2011), что свои грехи можно исповедать по несколько раз одни и те же. Так человек каждый раз смиряется, и греха становится меньше, то есть он над собой работает. Это все лучше, чем совсем не ходить на исповедь.
Оказывается, исповедь довольно простое решение твоей проблемы: никто не осудит и получаешь вариант решения со стороны – хочешь принимай, хочешь нет.
Вечером была поздно служба, завтра праздник Рождества Иоанна Предтечи.
Во время службы кто-то позади упал в обморок. Я не видела несчастного, слышала только звук падающего тела, громкий вскрик «Ой!», приглушенный шепот толпы и обратила внимание на быстро бегущих в сторону выхода из церкви мужчину в рясе и двух женщин-трудниц. Присутствующие в храме продолжали молиться.
Я с удовольствием слушала певчий хор.
Мужские голоса красиво переплетались в звуках молитвы, казалось, звучит внеземная мелодия. Каждая клеточка тела внимала ей, она приносила с собой покой и умиротворения, внеземную радость и наслаждение. Закрыла глаза, чтоб не отвлекаться реалиями этого мира от Божественного.
Почувствовала, что отключаюсь и засыпаю, качнуло, и я открыла глаза.
Был велик соблазн опять погрузиться во неземные переживания, и я опять задремала. Неудобно, конечно, стоя дремать, но я уже об этом не думала.
Стало душно. Перед глазами возник образ жаркого солнечного дня: летнее голубое небо без единого облачка, высоко в небе висит жаворонок, опушка леса со слегка пожухлой травой, как это бывает после большого количества знойных дней. Картинка сменилась, и вот уже передо мной на фоне знойного неба церковь Спасо-Преображения. Вижу ее целиком от самого первого камня в основании до макушек куполов.
Картинка словно поплыла, знойный воздух заструился перед глазами, слегка размывая церковь. Я увидела, что храм становится меньше и освобождается верхняя часть картинки: небо стало больше.
Сверху картинки появилось облако, оно постепенно стало расти и опускаться на храм, я обнаружила, что облако приближается и внутри него есть кто-то. Видела только ноги, обутые в золотые сандалии, испугалась и открыла глаза.
Испуг был сильным, благодать сошла на нет. Трудно переключаться между мирами, поэтому невольно стала огладываться по сторонам. Хор певчих не умолкал, но смятение в душе не позволило больше расслабиться.
Отвечая друзьям на вопрос: «Как тебя занесло на Соловки?» обычно говорю, что поехала за чудесами. Чудес получила сполна. Однако, надо понимать, что темная сторона тоже может являть чудеса. Вспомнила, что говорил Прокопий об отличиях божественных чудес и темных. Подумалось, слава Богу, что вовремя в себя пришла и не увидела до конца, кто ко мне прям в храме пожаловал.
Успела в этот день исповедаться, причаститься, получила миропомазание от Владыки Порфирия.
Игумен соловецкого монастыря Порфирий – благообразный старец с длинной седой бородой, очень добродушный, похож чем-то на Деда Мороза из рождественских диснеевских фильмов. Он широко улыбался, чистая открытая улыбка и сияющие глаза. Бесконечная толпа шла за миропомазанием, а он словно ни чуточки не устав, полный сил и благодушия щедро благословлял мирян.
Мир и покой в душе, радостно от ощущения прикосновения к чему-то большому и значимому.
Так закончился последний день на Соловках. Завтра в обед мы должны были покинуть эту обитель.
Я благодарю Господа и моего Ангела за помощь и поддержку!
7 июля 20… года
Вот и настал последний день моего пребывания на Соловках. Сколько эмоций, чудес, людей, новой информации!!! Наверное, и года не хватит, чтоб все осмыслить и усвоить.
Было воскресенье, я позволила себе пойти в храм чуть позже обычного, исповедалась вчера, сегодня можно было причаститься.
7 июля церковь отмечает праздник Рождества Иоанна Предтечи.
В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом окрестит его в водах реки Иордан.
Во время службы я узнала чудесную историю появления на свет Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу — иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме. И возвестил ему рождение сына.
Захария не поверил ангелу: ведь они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны.
Елизавета была родственницей Девы Марии. Сын у нее родился раньше Христа. Мать назвала сына Иоанном, и это очень удивило родственников: никто в роду не носил это имя. Но так захотел Захария.
После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. Так она спасла жизнь Иоанну Крестителю.
Первый раз я была так близко к церковному действу, которое происходило с участием монахов и Владыки.
В расшитой золотом одежде и такой же митре, он ступил на красную дорожку в окружении монахов, одетых в черные одежды с большими крестами на груди. Ему подали огромную толстую книгу в позолоченном окладе. Когда он открыл ее, я увидела белоснежные страницы и крупные черные буквы. Глава начиналась с заглавной красной большой буквы, витиевато украшенной вензелями.
Все притихли, и в полной тишине Владыко Порфирий прочитал фрагмент из Библии, где описывалась встреча Захария и Архангела Гавриила. Читал он внятно нараспев громким торжественным голосом. Его не только было приятно слушать. Я понимала, что приобщилась к древним таинствам.
Опять открыли раки отцов основателей соловецкого монастыря, и народ рекой потек с просьбами о помощи и молитвами к святым.
После причастия и миропомазания я собралась к себе в келью, когда народ зашевелился и толпа распалась на две части, образовав достаточно широкий проход посередине храма. Торжественная процессия с хоругвями и иконами во главе с Владыкой последовала из храма на улицу. Начался крестный ход.
Я не ожидала такого поворота событий, но меня занесло в толпу, которая хлынула следом за монахами.
Утром было прохладно, и небо хмурилось к дождю, я успела захватить с собой куртку. Однако она оказалась совершенно ненужной. Когда вышли на улицу, то небо было ясное, ярко светило солнце, ни одно облачко не омрачало праздник.
Люди вышли за пределы монастырских стен и пошли вдоль них, обходя монастырь вокруг.
Владыко и монахи шли быстро, читали молитвы и пели церковные гимны. Каждые приблизительно 100 метров они останавливались для того, чтобы окропить мирян святой водой. Люди тянулись к священнику, толпились поближе к монахам, чтобы попасть под брызги воды.
Рядом со мной оказалась девушка, которая весь крестный ход шла босиком. Неважно что было под ногами: зеленая трава или булыжники, она бегом, чтобы успеть за процессией, перепрыгивая через препятствия, легко сделала вместе со всеми полтора круга вокруг монастырской стены и ни разу не ойкнула, казалось, она даже травы ногами не касалась.
Мне тоже пришлось взять себя в руки и стараться не отставать от шествия. Иногда тоже бежала вприпрыжку. Появилось радостное озорное настроение как в детстве, просто весело и неважно, где ты находишься, и что вокруг происходит.
Я трижды попала под обливание святой водой.
В последний раз монахи остановились возле входных ворот и встали с песнопениями в полукруг. Я оказалась среди трудниц монастыря, с некоторыми из них успела познакомиться раньше. Владыко щедро со знанием дела поливал толпу святой водой с помощью специальной большой кисти. Возгласы восторга и смех оглашали воздух.
В какой-то момент показалось, что Владыко закончил поливать толпу святой водой, и в мыслях пронеслось: «Ну вот, в последний раз не хватило на меня благодати!».
Словно прочитав мои мысли, Порфирий развернулся и плеснул остатки воды на трудниц и меня прямо из тазика. Я стояла облитая с головы до ног водой, немного ошарашенная, но счастливая, вокруг меня было много радости. Владыко был чрезвычайно доволен произведенным эффектом.
Вот так и бывает. Думаешь, что Бог обошел тебя своей благодатью, а он только выбирает тазик побольше, чтоб облить ею с ног до головы))
По окончании крестного хода пошла в трапезную. Надо ли говорить, что я была перегружена яркими счастливыми эмоциями.
За несколько часов до отплытия домой мне удалось решить одну проблему, которая не просто беспокоила, а давила тяжестью в несколько земных атмосфер.
Из-за отсутствия налички я оказалась должна нескольким нашим паломникам. Господь опять проявил милость ко мне: меня почти за руку незнакомые люди привели в небольшой магазинчик, где обналичивали деньги бесплатно без предварительной покупки товара. Мне дали ровно столько денег, чтобы хватило отдать долги. Продавец извинилась, что не может больше, потому что «вот почти сейчас сняли кассу».
Соловки отпускали меня домой, словно приняв покаяние в грехах земных и простив все долги))
Я прощалась с монастырем, стоя на коленях и низко кланяясь куполам главного храма.
Отплывали на маленьком катере. Капитан очень обрадовался, когда на борт взошел священник со своей семьей. Оказалось, это тот самый батюшка, которому я исповедовалась последний раз. Он не выделил меня среди остальных паломников, поэтому решила не напоминать о себе.
Я уже писала, что море штормило, и катер швыряло как скорлупку. Мы помолились перед отплытием. Друзья, обращаю ваше внимание, что это был небольшой катер, меньше речного омика, что курсирует по Волге. Паломницы молились во время пути, когда крен катера был слишком сильный.
Священник Марин оставался не просто спокойным и расслабленным, он умудрялся шутить и обсуждать свои прошлые поездки с нашим Ираклием. Его благодушие вселяло уверенность, что мы непременно приплывем в нужное место целыми и невредимыми.
Местный житель научил как избежать укачивания. Надо смотреть на линию горизонта, а не на волны. Однако сам он не справился с проблемой и отправил остатки обеда за борт.
Когда мы плыли на Соловки, то в течение часа или даже чуть больше не было видно берегов. Сейчас я с трепетом ждала повторения этого момента, штормило до 3 баллов. Но капитан вел свое судно вдоль побережья, на всем пути следования была видна узкая полоска земли. Оказалось, в целях безопасности мы слегка отклонились от курса, что увеличило время в пути.
Таким образом мы целыми и невредимыми оказались на материке, переночевали в паломническом гостевом доме с банькой, а утром сели на поезд до Москвы.
В Москве я осталась в гостинице в ожидании поезда до Самары, хотелось сохранить подольше впечатления от Соловков и не перебивать их светской жизнью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Меня недавно спросили, как я все это запомнила. Некоторые моменты я записывала отрывками еще на Соловках. Другие воспоминания приходили сами, как только начинала рассматривать фотографии. Какие-то факты вспоминались во время написания постов в ВК. Мне было удивительно легко излагать свои мысли. Правка готового поста занимала от нескольких часов до нескольких дней, потому что мне хотелось более четко донести до вас, друзья, те удивительные события, что явили мне Соловки – северная земля сильных добрых людей, знающих цену человеческим грехам.
Я не призываю вас рвануть туда немедленно, может и не каждый побывает там, говорят, что эта земля для избранных. Некоторые паломники рассказывали, что собирались поехать на Соловки в течение нескольких лет. Поэтому я благодарю своего Ангела-покровителя и Господа, что смогла добраться туда и обрести Благодать. Попытайте и вы свое счастье))
Свидетельство о публикации №225062101449