091 А. Грюнциг 1939-1985 гг

Андреас Роланд Грюнциг – немецкий врач, радиолог, кардиолог и ученый-естествоиспытатель. Он является первооткрывателем методики внутрисосудистого вмешательства на коронарных артериях сердца – баллонной ангиопластики. Этот метод уже спас жизнь миллионам людей, и все более широко входит в медицинскую практику.

Андреас родился в Германии, в Дрездене. Окончил школу в Лейпциге в 1957 году с отличием.  Начал изучать медицину в Гейдельбергском университете осенью 1958 года, окончил его 8 апреля 1964 года.  Прошел серию стажировок в Мангейме, Ганновере, Бад-Гарцбурге и Людвигсхафене.  В 1966 году вернулся в Гейдельбергский университет, чтобы устроиться ассистентом в Университетский институт социальной медицины и медицины труда.  В 1967 году отбыл на шестимесячную оплачиваемую стипендию для изучения эпидемиологии в Школе гигиены Лондонского университета. В ноябре 1969 года Грюнциг и его будущая жена Микаэла переехали в Цюрих, где он работал в отделении ангиологии Цюрихской университетской больницы.
В Нюрнберге в 70-х гг. ХХ века работал врач  Е Зайтлер, который был последователем и популяризатором идей Ч. Доттера по дилятации (расширению) кровеносных сосудов. У него в клинике проходил стажировку Андреас Грюнциг. Заинтересовавшись идеями Доттера и Зайтлера, Андреас начинает искать пути дальнейшего усовершенствования техники выполнения интервенционных (малоинвазивных) вмешательств.
Собственно говоря,  основой для выполнения малоинвазивных вмешательств на сосудах сердца явилось открытие Вернера Форсмана  в 1929 году. Этот врач,  впервые в мире произвел катетеризацию собственного сердца, введя себе в локтевую артерию катетер под рентгеновским контролем. После катетеризации он сделал рентгеновский снимок, документально зафиксировав факт нахождения катетера в своем сердце.
Грюнциг начал придумывать разного рода  катетеры для введения их в сосуды сердца. Вначале он сконструировал  однопросветный (1974), а затем – двухпросветный катетер (1976).  У них на конце был не шарообразный, как у катетеров Фогарти и Доттера, а  продолговатый баллончик.  Грюнциг изготавливал их  не из мягкого латекса, а из относительно жесткого поливинилхлорида. В спавшемся состоянии стенки баллона плотно охватывали катетер, а заданные форма и диаметр при раздувании обеспечивали равномерное его расширение и выраженное давление на стенки пораженного атеросклерозом сосуда.

Проведя ряд экспериментов на животных, A. Грюнциг доказал эффективность своего метода, и в 1974 году представил результаты экспериментальных работ по коронарной баллонной ангиопластике у животных на сессии американской кардиологической ассоциации. Реакция на представленные материалы была неоднозначной. Одни сочли Грюнцига сумасшедшим, другие ограничивались смехом. Однако опыт, приобретенный им за эти годы, сделал свое дело и Андреас Грюнциг недолго переживал непонимание коллег.

Первая успешная коронарная ангиопластика, проведенная Грюнцигом на бодрствующем пациенте, была выполнена 16 сентября 1977 года в Цюрихе, Швейцария. Он расширил короткий, около 3 мм, неветвящийся участок  передней ветви левой коронарной артерии, которая снабжает кровью переднюю стенку и верхушку сердца. Именно там был обнаружен стеноз высокой степени, около 80 % просвета.
Результат этого лечения, несмотря на использование довольно грубого (по современным меркам) катетера, буквально изготовленного Грюнцигом на кухне, оказались очень хорошим. После этого вмешательства у пациента не было больше приступов стенокардии. Через 10 лет состояние этого пациента было проверено с помощью ангиографии и установлено, что просвет артерии, подвергшейся ангиопластике, оставался хорошо проходимым.  То есть результат лечения оказался весьма устойчивым.
Грюнциг представил результаты своих первых четырех операций по ангиопластике на собрании Американской кардиологической ассоциации (AHA) в 1977 году, и на этот раз произошло полное признание его новаторской работы. А в 1978 году с помощью Грюнциг с помощью того же метода смог излечить пациента с вазоренальной гипертензией в результате сужения почечной артерии.
С 1980–1985 гг. Грюнциг оперировал и читал лекции в Университете Эмори, в США. По прибытии сюда он был назначен профессором. Теперь он мог не только продолжать свои исследования, но и пропагандировать свой уникальный метод.
В Университете Эмори  Грюнциг и его помощник Кинг  проводили обучающие курсы по коронарной ангиопластике в режиме реального времени. Они создали систему видеонаблюдения, которая соединяла лабораторию катетеризации с соседним залом. Во время этих первых «демонстраций в прямом эфире» один врач проводил ангиопластику, а другой комментировал каждый этап.
Первый официальный курс в Эмори состоялся в феврале 1981 года, в нем приняли участие более 200 кардиологов со всего мира. Курс длился три с половиной дня, и каждый день начинался с демонстрации процедуры в реальном времени, за которой следовало подробное обсуждение. Эти курсы проводились ежегодно и позволили обучить тысячи врачей вплоть до смерти Грюнцига в 1985 году. На одном из курсов он сказал: «Что бы ни случилось с этой методикой, я внес свой вклад, позволив врачам работать с коронарными артериями бодрствующего и осознающего происходящее пациента».
Многие участники впервые увидели, как пациент с тяжелой формой ишемической болезни сердца заходит в кабинет, ложится на стол, проходит процедуру под местной анестезией, и в тот же день уходит домой. И все это происходит без подключения к аппарату искусственного кровообращения. Это разительно отличалось от традиционной операции на открытом сердце, когда грудную клетку рассекали, а восстановление занимало недели или месяцы.
На курсах в Эмори не только обучали технике, но и меняли представление о том, какой может быть кардиология. В последующие десятилетия количество процедур, разработанных по методике Грюнцига, во много раз превысило количество операций по коронарному шунтированию. Его ученики стали преподавателями, а его методы легли в основу новой эры в лечении сердечно-сосудистых заболеваний — минимально инвазивной и быстро восстанавливающей.
К А. Грюнцигу пришла мировая известность, но, увы – вскоре ученый погиб. 27 октября 1985 года произошла авиакатастрофа, унесшая его жизнь. Ему было всего лишь 46 лет. Остается только предполагать, какие еще научные открытия мог бы совершить этот великий исследователь.
Его удивительная методика стала быстро распространяться по миру. Она была усовершенствована применением стентов в расширенных участках коронарных сосудов. Первое стентирование коронарной артерии у человека выполнили Й. Пуэль и соавт. в марте 1986 года в Тулузе (Франция). Практически одновременно с ними У. Сигварт и соавт. в Лозанне (Швейцария) сообщили о результатах стентирования 24 коронарных артерий у 19 пациентов.
В СССР первую процедуру коронарной баллонной ангиопластики в 1982 году выполнили И. X. Рабкин и А. М. Абугов во Всесоюзном научном центре хирургии

Девяностые годы XX столетия стали эпохой расцвета эндоваскулярной хирургии.  Коронарное стентирование стало ведущим стандартом в эндоваскулярном лечении ишемической болезни сердца, однако долгосрочному успеху этого метода препятствовало развитие рестеноза  внутри стента в отдаленном послеоперационном периоде. Тогда был предложено использование стентов с антипролиферативным покрытием, которые предотвращали это негативное развитие.

В 2000 году появилась идея японского исследователя Хидео Тамаи  по имплантации такого рода  устройств в коронарные артерии, которые способны растворяться через некоторое время  после выполнения ими функции по восстановлению коронарного кровотока. Преимуществом этих устройств, которые были названы скаффолдами, является то, что после имплантации и полного их растворения сосуд сохраняет свою вазомоторную функцию или восстанавливает утраченную (репаративная функция скаффолдов).

Десятки тысяч операций коронарной баллонной ангиопластики выполняется в  нашей стране и в мире. 16 сентября 2022 года генеральная ассамблея ООН узаконила день интервенционного кардиолога в честь 45-летия успешно проведенной баллонной ангиопластики коронарной артерии Андреасом Роландом Грюнцигом.


Рецензии