Столкновение, или эро и эскака...
Странно, но обучающиеся в школе как-то легко воспринимали то, что Европа была враждебной раньше России, потому что была католической, а потом ещё и протестантской, а Россия выбрала православие. Обучающиеся не требовали от него это им объяснить. Но вот чем европейская родоплеменная община отличалась от российской территориальной общины он никак обучающимся не мог объяснить.
Тогда, в своём преподавательском прошлом, он пришёл к выводу, что выявление таких причин столкновения Европы с Россией, как различия коренных общин и религий - это эро. Расхожее объяснение.
И, как оказалось, даже среди обучающихся в средней общеобразовательной школе есть те, которых не устраивают расхожие объяснения актуальных исторических и общественных проблем.
Для самого себя враждебность Европы к России он давно уже объясняет различием их эскака. Социально-культурных ко'дов. Можно говорить и писать, - социокультурных кодов.
Для того, чтобы долго не возиться, если придётся объяснять обучающимся, в социокультурном коде Европы он заменил родоплеменную общину на семейственность знати, а в социокультурном коде России территориальную общину - на достижение договорённостей землевладельцами.
Что такое семейственность знати? Это значит, что в Европе знать, то есть наиболее влиятельные в европейских народах люди, была разделена на враждующие между собой семьи.
Представители какой-то одной европейской знатной семьи не только простолюдинов, но и представителей других семей знати вполне могли считать враждебными себе чужаками. Скорее всего, именно из этой враждебности и возникли потом и европейская ксенофобия, то есть ненависть к иностранцам, к мигрантам, и расизм, то есть ненависть уже не только представителей европейских знатных семей, но и рядовых представителей европейских народов к представителям других рас человечества.
Таким образом, происходящее в Европе междоусобие можно назвать войнами внутри европейской знати за то, чтобы какие-то одни семьи знати подчинили себе другие семьи знати, а, если оказывалось, что чужую знать себе невозможно подчинить, то война шла до полного уничтожения чужих семей европейской знати.
На Руси междуусобицы велись для того, чтобы одних землевладельцев другие землевладельцы принудили к достижению каких-то договоренностей с ними.
Да, принуждение других землевладельцев к заключению договоренностей порой было очень жестоким, например, через ослепление соперников, но, если местничество пришло на Русь из Восточной Римской империи, а данная империя - тоже европейская, то почему русичи жестокие методы принуждения к заключению договорённостей не могли позаимствовать тоже - у Европы, у тех же варягов, то ли германцев, то ли скандинавов, то ли западных славян или у тех же восточноримских императоров?
Он вспомнил, что местничество в московской Руси точно существовало до конца семнадцатого века, и хотя он помнит о существовании исторического принципа о том, что после чего-то совсем не означает вследствие того же чего-то, он думает, что имеет право предположить: местничество на московскую Русь пришло из Восточной Римской империи вместе с православием, если согаситься с тем, что православие в Древнюю Русь пришло не из Болгарии, не из Моравии, не из Сербии, а из той же Восточной Римской империи, которая, как и Западная Римская империя является именно европейской.
Местничество - это требование себе должности в соответствии с традицией получения представителями семьи каких-то должностей в прошлом.
А "рядиться" означало на московской Руси возмущаться землевладельцу своей должностью, если она оказалась ниже той должности, которую получил человек, представители семьи которого получали в прошлом, если не более низкие должности, то хотя бы такие же должности, как и представители семьи возмущающегося несправедливостью при распределении должностей.
Он, конечно, понимает, что такие его упрощённые объяснения не устроят серьёзных отечественных учёных, особенно тех, которые навсегда согласились с эро, с расхожим объяснением наличия экзистенциального, то есть не на жизнь, а на смерть, столкновения Европы с Россией из-за того, что католическая Европа вышла из европейской родоплеменной общины, а Россия вышла из православной территориальной общины.
А лично ему не важно, от кого российские землевладельцы получили местничество, - от европейской Восточной Римской империи, или от так называемой "монгольской" Золотой Орды, ему гораздо важнее то, что среди российских пользователей земли, то есть среди крестьян, если не господствовало, то достаточно широко было распространено равенство, индифферентное, если по-русски, то равнодушное к тому, кем был пользователь земли, то есть крестьянин или городской обыватель, мещанин, по происхождению: или русским православным, или финно-угром, или татарином-мусульманином, или представителем какого-то северного, сибирского, а потом ещё и дальневосточного народа.
Другими словами, так он решил: действительно экзистенциальное противостояние Европы и России объясняется тем, что европейский эскака, социокультурный код, порождён жёсткой, нетерпимой семейственностью европейской знати, а социокультурный код россиян - желанием договорится между собой, как землевладельцев, среди которых когда-то процветало восточноримское местничество, других собственников, так и рядовых россиян, равных друг другу, хотя и имеющих происхождение из разных народов (этносов) и разную религиозную принадлежность.
Конечно, многие серьёзные учёные посчитают крайне наивным и смешным один его вывод, но он его всё-таки сделает:
В Европе жёсткое противостояние разных семей европейской знати друг другу породило ксенофобию и расизм, а в России, если и есть жёсткое отношение к чему-то, то к тупости, которая есть чьё-то острое нежелание заключить очевидно необходимые договорённости.
P.S. Автор данной записи итогов размышлений одного персонажа, - непрофессионального, стихийного мыслителя, напоминает читательницам и читателям, что эро - это расхожее объяснение, а эскака - это социально-культурный или социокультурный код. Автор данного скучного и туманного текста согласен с персонажем в том, что столкновение Европы с Россией вызвано разностью их социокультурных ко'дов, но за то, что ему, как автору, где-то не удалось добиться ясности и строгой научности в представлении итогов размышлений персонажа, он, автор, просит прощения у читателей и читательниц.
Свидетельство о публикации №225062100202