Наша областная столица - Самара
Первый раз я посетил Куйбышев (далее - Самара), в сентябре 1978 года во время вступительных экзаменов на юридический факультет государственного университета. Кто не знает, на тот момент он был единственным государственным университетом во всей области, не то, что в наше время. К сожалению, третий вступительный экзамен по русскому языку и литературе для меня оказался неудачным. Однако я на университет не обиделся, а решил во что бы то ни стало, поступить на следующий год. По просьбе моей мамы.
Если первое посещение моё Самары было грустным, по понятной причине, из-за чего я подробностей особых и не помню, то второе посещение областного города ровно через год оказалось весьма счастливым. С 1 по 10 сентября 1979 года я успешно сдал в госуниверситете все четыре вступительные экзамены. Однако не скрою, я всё же с волнением ехал в Самару по их завершении смотреть список зачисленных абитуриентов. Его повесили на входной двери. Желающих взглянуть на список было много, в тот год насчитывалось более двухсот абитуриентов.
Я сошёл с трамвая, остановка рядом, сел на скамейку: тёплый сентябрьский денёк это позволял. Мимо меня вперёд и назад шли пока что абитуриенты. А я всё не решался подойти к входной двери. Лица у возвращающихся к трамваю абитуриентов были разные, ибо одни из них стали студентами, а другие так и остались абитуриентами. Ещё бы! Конкурс четыре человека на место, то есть из двухсот абитуриентов сформировали только две группы студентов по 25 человек.
Вскоре с трамвая стали сходить, направляясь к университету и мои земляки из Тольятти. «Петя, ты что сидишь? – подошёл и сел на скамейку рядом один из них, - поступил?». «Нет!» - ответил я. Земляк пошёл смотреть список, а я остался сидеть. Тот быстро вернулся: «Ну, ты, Петя, и шутник!»- с какой-то завистью сказал он, - тебя же зачислили». "Неужели? - отвечал я, - значит я плохо смотрел список". С этого момента Самара стала для меня вторым родным городом после Тольятти.
После зачисления нам назначили установочные занятия. Нет, это ещё не сессия, первая сессия у нас состоялась в январе 1980 года. Остановился я в гостинице «Волга». Настоящая Волга невдалеке. До университета ездить было далековато, но это мне пошло на пользу: с трамвая я впервые наблюдал за городом, запоминал достопримечательности.
В зимнюю сессию поселился снова на время в гостинице «Волга», номера стоили дорого, но куда мне, «бедному» студенту было деваться. На этот раз я планировал задержаться подольше: у меня была настоящая сессия в госуниверситете, но… не секрет, что в советское время имелась большая проблем с гостиницами. В этом я убедился, посещая впоследствии и другие города. Мест не хватало. Так вот, за несколько дней до окончания сессии, когда я подошёл утром оплачивать номер за сутки (оплату требовали посуточно), администратор меня огорчила: с завтрашнего дня в гостиницу заезжают участники какого-то большого областного совещания и вам сегодня с вашим соседом номер надо освободить. Оплату с меня не взяли.
К счастью, семинар у меня начинался в 14-00, как и все остальные наши занятия, потому что в первую смену занимались студенты дневного отделения. Вернулся в номер, разбудил соседа. Мне повезло, сосед был главный инженер какого-то предприятия в солнечном Узбекистане. «Не переживай, студент, - открыв глаза, - произнёс он, улыбаясь, - вопрос решим. Меня, командировочного, они выселить не могут, разве что переселят в другой номер. Но тебе я помогу».
А ведь и действительно помог. Я много раз в своей жизни убеждался, что человек от своей национальности никак не зависит, всё зависит от его воспитания. При мне он взял телефон и позвонил в гостиницу при общежитии того самарского завода, куда он приехал в командировку. Гостиница находилась на первом этаже, а само общежитие с предприятием – в какой-то глуши, а главному инженеру захотелось жить в «звёздной» гостинице у самой Волги. Ему предоставили номер. И мы поехали на новое место. За прошедшие годы я часто соседа-узбека вспоминал и мысленно его благодарил. Но вот о судьбе его не знаю. В Узбекистане много происходило событий: и хороших, и не очень.
Во время первой зимней, как и последующих зимних сессий в течение шести лет, разгуляться по городу не получалось. Из-за зимней погоды. А вот на летней сессии как и последующих осмотреть Самару удалось. Во-первых, у меня появились друзья- однокурсники, во-вторых, один из друзей из Пензенской области тоже оказался любителем истории. С Толей Садыровым мы обошли половину Самары, в первую очередь прекрасную набережную у Великой русской реки Волги. По моему предложению один день мы посвятили походу по местам старой Самары, где в 1969 году снимался фильм «Тревожные ночи в Самаре». Я его смотрел зимой 1971 года по самарскому телевидению. Но, оказывается, Толя его тоже видел: трёхсерийный телевизионный художественный этот фильм показывало и Центральное телевидение СССР. Впечатление от посещения этих «киношных» мест было непередаваемо.
Посещали мы с Толей и местные музеи. В итоге хорошо изучили историю города Самары. А она такова.
Как и многие российские города, Самара начиналась с крепости, основанной ровно за 330 лет до моего рождения, в 1586 году. Место было выбрано удачное: на слиянии реки Самары с Волгой. Для защиты охраняемых рубежей это играло немаловажную роль.
Спустя 102 года Самара получает статус уездного города Казанской губернии. В городе стали появляться школы, церковь и другие городские застройки. Однако прошло каких-то 123 года и Самара заслуженно стала губернским городом Самарской губернии. У нас в советские времена принято было ругать царские времена, но факты таковы, что было в них и хорошее, и плохое. Что касается Самары, то местные чиновники в 1851 году открыли Самарский драматический театр. Во время обучения в университете я много раз в часы отдыха приезжал на площадь Чапаева, 1 и подолгу любовался прекрасным историческим зданием театра. К сожалению, попасть в него не смог.
С 1874 года начинается железнодорожная история Самары, железная дорога соединила центр губернии с Москвой и Оренбургом. Жизнь самарцев стала веселей.
1894 год для Самары особая дата – в городе появился впоследствии всемирно известный Самарский пивоваренный завод с известной маркой «Жигулёвское пиво». Бывая в других городах, мне приходилось наблюдать огромные очереди за «Жигулёвским пивом». Про Тольятти я уже молчу.
В 1935 году Самара не по своей воле стала Куйбышевым на долгие 56 лет. Историческое название ей вернули только в 1991 году. Тогда не только Самара вернула себе первоначальное название, но, к сожалению, процесс переименований не был закончен. Так, до сих пор у наших соседей столицей области по-прежнему является город Ульяновск. А какое прекрасное название у него было раньше – Симбирск. Радует слух.
Гордостью Самары является безусловно Метро. К сожалению, его открыли в 1987 году, а я закончил обучение на два года раньше. Одной из главных достопримечательностей Самары, которая как магнит притягивает иногородних туристов, является «Бункер Сталина». Смотрю на его фото и не верится, что такое сооружение глубоко под землёй можно построить. Но построили же!
Над мемуарами о Самаре я разместил фото Центрального автовокзала. Не случайно. Если на первом курсе мне приходилось на трамваях добираться со старого автовокзала до госуниверситета (наше второе его здание находилось на улице Потапова), то со второго курса по шестой я «горя не знал». Приехав на автобусе из Тольятти на новый Центральный автовокзал, я трамваями не пользовался, а медленно шёл ножками на место обучения. Красота да и только. Жаль только, что они раньше не построили вокзал, нам, тольяттинским студентам, на радость. Но и на этом спасибо!
20.06.2025 г.
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №225062100215