Вторые шахматы
Прошло много лет. Я уже был на первом курсе института, когда один наш товарищ вдруг начал неожиданно хорошо играть в шахматы. До того он ничем особым не выделялся в этой области, а тут — прям заиграл. Мы спросили, в чём секрет. А он спокойно ответил, что просто прочитал книгу чемпиона мира — по-моему, Ласкера. Почитал, подумал — и многое понял.
Мне стало интересно. Я попросил у него эту книгу — и он дал. Недели на две. Я стал изучать. Там были не просто ходы, а мысли: про позиции, инициативу, про то, как фигуры «сотрудничают». Мне понравилось. Не просто игра, а своего рода язык логики и намерений. Всё это шло как-то рядом с математикой, философией, жизнью.
И вот как-то к нам заходит наш старый школьный друг. Весёлый, но своенравный. Увидел, что я сижу с шахматами и книгой — и фыркнул:
— Книги читать — бесполезно. В шахматах нужна практика!
— А ты когда в последний раз играл? — спросил он.
— С дядей, в четыре года, — ответил я честно.
Он засмеялся и сразу же предложил сыграть. Я согласился. Расставили доску. Начали.
У меня в голове уже были кое-какие идеи из Ласкера, и я сходу применил один из приёмчиков. В какой-то момент — взял и скушал у него ферзя. Просто так, без особых усилий. Он замер. Помолчал. А потом... предложил ничью.
Я удивился.
— Так ты же хотел поиграть, опытом поделиться...
Он ничего не ответил. А я понял: это был весь его опыт. Или, точнее, весь опыт, на который он надеялся в этой партии. Я отказался от ничьей. Мы продолжили.
И тут он навалился на доску. Не фигурами — темечком. Наклонился так, что его голова зависла в нескольких сантиметрах от моей. Я реально почувствовал энергетическое давление — потоки, как от генератора. Мне стало не по себе. Я слегка отодвинулся и... подсознательно сбросил обороты. Решил играть спокойнее, без зубов.
Ходы я почти не просчитывал. Просто шёл — как шло. В конце концов он собрался, поднажал — и поставил мне грамотный мат. Всё по-честному.
После этого он больше никогда со мной играть не садился. Только рассказывал всем:
— С Сергеем если садишься играть, надо сразу играть в полную силу. Я, говорит, кандидат в мастера спорта. Только в начале расслабился — а он тут же моего ферзя слопал. Конечно, потом я выиграл, но чего это мне стоило!
Я выслушал это как наблюдатель. А потом подумал.
Жизнь — это жизнь, а игра — это игра. И если в игре столько страстей, напряжения, голов и феромонов, то... зачем? Игра ведь должна радовать.
Я книгу Ласкера вскоре вернул. Недочитав.
И больше — ни в шахматы, ни в карты почти не играл.
Свидетельство о публикации №225062100515
Ради напряжения, голов и феромонов, этим и радует.
Пётр Чихун 21.06.2025 09:16 Заявить о нарушении