Репин Илья художник и его запорОжцы
24 июля [5 августа] 1844, Чугуев,
Российская империя;
почил 29 сентября 1930, Куоккала,
или Пенаты,- в Финляндии.
Илья Репин,- русский живописец и рисовальщик,
один из самых влиятельных и разноплановых
художников пореформенной эпохи,
писатель и педагог; академик художеств 1876,
профессор 1892 и действительный член 1893
по новому уставу Императорской Академии художеств;
преподаватель Высшего художественного училища
1893—1907; ректор в 1898—1899.
Член Товарищества передвижников
1878—1891 и 1898 годов.
С самого начала творческого пути, с 1870-х годов,
Илья Репин стал одной из ключевых
фигур реалистической школы царской России!
Репину удалось решить задачу отражения
в живописном произведении всего
разнообразия окружающей жизни России
во многих перепрыжках по векам !!!
В своём творчестве сумел охватить все стороны
современности, затронуть темы, волнующие
общественность, живо реагировал на злобу дня.
Репинскому художественному языку была свойственна
пластичность, он воспринимал различные стилистические
направления от испанских и голландских художников
XVII века до Александра ИвАнова*
(АЖ: постараюсь со временем отдельно
подготовить о нём информ-сбор*)
и современных французских импрессионистов.
Расцвет-и-Пик творчества Тльи Репина
пришёлся на 1880-е годы: тогда он
создал галерею портретов современников,
работал как исторический живописец
и мастер обычных бытовых сцен его стиля.
В области исторической живописи,-
Илью Репина привлекала возможность
раскрыть эмоциональную выразительность
предложенной ситуации в микро-деталях,
даже от положения бровей до уголков
и завитУшек отдельных ресниц !!!
Стихией художника была современность,
и, даже создавая картины на темы легендарного
прошлого, он оставался мастером животрепещущего
настоящего, сокращая дистанцию между зрителем
и героями своих художественных произведений
его руками и красками на его холстах.
Владимир Стасов,- главный идиолог
передвИжничества той поры,- считал,
что творчество Ильи Ефимовича Репина —
это «энциклопедия пореформенной России»!
Последние 30 лет жизни после Геволюшки-1917,
13 лет вынужденной эмиграции из РСФСР
в Финляндии,- Илья Репин провёл в своём
имении «Пенаты» в петербургском пригороде
Куоккале*, (также интересно отдельно
будет подАть АЖ* информацию в общем)
после революции-1917 вошедшем в состав
ставшей по «повелению»-решению
Бланка-Ульянова-Ленина..,-
нЕким узким голосованием ЯДра
со своей новой красно-диктатурной
иудо-искариотной большевізьмєнной
свиты – капЄллы – шарАДы – политбюро,-
независимой Республики Финляндия.
Илья Репин продолжал работать,
хотя уже не так интенсивно, как прежде.
В последние годы он обратился,
естественно душевно, разумно, духовно
ЖизнеОпытно к библейским сюжетам.
В Куоккале Репин написал мемуары,
ряд его очерков вошёл в книгу
воспоминаний «Далёкое близкое».
Как педагог,- Илья Репин воспитал целую
плеяду прославленных художников:
Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Иван Куликов,
Филипп Малявин, Анна Остроумова-Лебедева,
Николай Фешин, Валентин Серов,
которые и своими картинами внесли
в Сокровищницу Художественной России
неимоверно Ценный Культурный Вклад !!!
Холст вышел 2, 030 метра
на 3, 580 метра с сантиметрами.
Писал художник Репин картину 17 лет
с небольшими перерывами !!
И рисовал ведь Репин сразу 2 варианта сразу-же:
1-й как черновик, а 2-й,- как чистовик
с бОлее яркими дорисовками и задУмками !!
Услышал эту тему Репин в гостях у саввы Морозова*,-
промЫшленника и Мега-Мецената.
Ездил Репин с молодым Серовым на Запорожье,
по сёлам и музеям, делая зарисовки и сбор-информ
по деталям одежды людей и козаков того времени !!
«Запорожцы пишут пиьсмо турецкому султану!»
В картине словно «звучат» разные оттенки смеха,
служащего выражением горделивого ЧУВСТВа
внутренней самостійной независимости.
Сохранилось предание о том,
что в 1675 году турецкий султан Махмуд-IV
прислал запорожским казакам
грозное и высокомерное послание,
в котором повелевал им немедленно
«добровольно и без всякого сопротивления»
сдаться на милость крымо-ордЫнскому хАну!
В ответ они сочинили язвительное письмо,
полное народного юмора и презрения
к Турко-Османии и самому турко-султану.
Репин впервые услышал об этом письме
в 1878 году и, покоренный образом
мужественного, жизнерадостного,
непорабощенного козАцького рода,
но лишь на тот момент,-
пока не прочитал многое за Сечь в целом,-
ибо часто козаки предавали Русь !!
Тогда-же и сделал художник Репин
первый набросок будущей картины,
над которой трудился в течение до 17-ти лет.
Репин тщательнейшим образом изучил историю
и быт Запорожской Сечи, совершал поездки
по всей МалоРОСсии и Екатерининской НовоРОСсии,
которая по существу всей Истории Руси,-
вообще-то, после Владимиро-Крещенской Руси
вправе называться и Романово-Тишайшей,
ибо стал прилАживать царскую руку
вновь на сии зЕмли, после Иоанна Грозного,
Алексей Михайлович Романов,- «Тишайший»,
а за ним вскоре и его сын Пётр Первый,
с поСЛЕДУющим полным обретением,-
вернее вЫрывом НовоРОСсии,- Дикой Степи,-
у орд Крымского ханства, степчаков-нагОйцев
и самого лютого врага,- Турецкой Османии !!!
Репин собирал бытующие в народе МалоРОСсии
и предания о запорожцах, Запорожской Сечи;
читал многие исторические труды;
обращался к архивным документам !!!
Илью Репина поразило, что козаки все века’
считали себя русскими людьми,
как и в письмах-посланиях Мазепы и Орлика;
но часто восставали против царей руси и России,
да не сами по себе, а то под Польшей, Крымоханьем,
Литвой или ещё что хуже,- Турко-Османией !!!
И правильно,- ко'заки, как о себе в грамотах,
письмах и многих гетманских послАниях
впИсывали сами укро-щірі пісари,
со слов диктовАвших им гетманов.
А на Руси в России сталось чрез «а»,-
@@^^^^> казаки’,
чтобы и отличаться от укро-козаків,
часто становИвшимися пропольськімі
в реестре у польских королей,
или продажными под Крымской Ордой...
С огромным мастерством художник Репин
вывел мощные характеры, добиваясь яркой
выразительности и глубокой психологичности
образов козаков во главе с атаманом Иваном Серко*,
(АЖ: также постараюсь ввести отдельно
многие образа’ с биографиями самых видных
вожаков козачества Запорожской Сечи )
передав их вольнолюбивый духо-удаль,
сплочённость и решительность
перед решительными битвами и событиями !
В основу образов легли этюды с конкретных людей,
которых Репин совершенно преображал,
создавая годами свою «козАцьку» картину.
Серко написан с генерала М.И. Драгомирова;
писарь – с историка Д.И.Яворницкого;
усач, ударяющий кулаком по спине своего
товарища, – с художника Я.Ф. Ционглинского,
козак в красном жупане и белой папахе,-
с профессора консерватории А.И. Рубца’!!
Захватывает и ОХВАТывает зрителя шумное веселье
запорожской вольницы, где козаки весело хохочут,
довольные очередным остроумным, крепким словцом!
Работая над полотном, Репин вспоминал своих
любимых художников – Веласкеса* и Хальса*.
(АЖ: да,- придётся ПОИСКать и их).
После триумфа картины Репина в столицах Европы
и США (в Чикаго),- была приобретена императором
Александром-III и находилась
в Зимнем дворце до 1897 года,
откуда перешла в Русский музей.
1895 год: картина была удостоена золотых медалей
на международных художественных выставках
в Европе,- в Мюнхене и Будапеште.
Представьте, как её видели и что внутри бушевало
у турко-дипломатов на выставках этой картины !!!
&&* Детальность и конкретика
написания картины о запорОжцах *&&
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году
в Абрамцеве,- расположенный на берегу реки Вори,
в 60 км к северо-востоку от Москвы,
в Сергиево-Посадском районе Московской области.
Усадьба Абрамцево получила известность
с середины XIX века, когда её владельцами
были писатель Сергей Аксаков c 1843-го
и промышленник Савва Мамонтов с 1870-го.
У Аксаковых бывали писатели И.С. Тургенев,
М.Н. Загоскин, Н.В. Гоголь, С.П. Швырёв;
поэт Ф.И. Тютчев, актёр М.С. Щепкин;
историки Т. Н. Грановский и М. П. Погодин;
фольклорист А. Гильфердинг;
славянофилы А. С. Хомяков,
И. В. Киреевский, П. В. Киреевский
и другие известные современники.
Сию усадьбу Абрамцево не раз посещал
и подолгу там жил в специально отведённой
для него комнате Н.В. Гоголь 1849, 1851.
Здесь в августе 1849 года он читал главы
второй части «Мёртвые дУши»!!!
При Савве Мамонтове* в усадьбе гостили
и работали знаменитые русские художники:
И.Е. Репин, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов ,
В.Д. Поленов, В.А. Серов, П.П. Трубецкой,
И.С. Остроухов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров,
К.А. Коровин, И.И. Левитан, А.Т. Матвеев,-
Мамонтовский художественный кружок;
Жили, веселились, репетировали
И.С. Ефимов*, музыканты, актёры,
громогласный певец Ф. И. Шаляпин.
Были организованы столярная
и керамическая мастерские !
Созревающий замысел был отделён от готовой картины,
представленной миру на персональной выставке Репина,
до 17-ти лет полномасштабной живописной работы !!!
По воспоминаниям старшей дочери художника Репина.-
Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила
исключительно запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне
читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть
всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия,
лепили из глины их фигуры и могли в любой момент
процитировать кусок текста из письма козаков султану !
Летом 1880 года,- Репин вместе
с учеником Валентином Серовым
выехал в Малороссию; через 8 лет
он совершил 2-е путешествие
вместе с сыном Юрием, работая на этюдах,
где художники рисовали всё,
что может пригодиться для полотна:
хаты, утварь, костюмы, оружие,
чтобы после совместных обсуждений
и рассуждений подводить мысли и задУмки
к картине к общему знаменателю !
Своё состояние одержимости..,-
художник Репин называл «творческим запоем»,
а будущих персонажей картины —
«весёлым народом» или «весёлым нарОдцем».
Ибо,- козаки Сечи воотчию жили привольно,
вольготно, идентично и обособленно !
Увы,- «малі козакі» даже не гнушались
грабежем и своих единоверцев,
переселяемых царями и императорами
России крестьян, ремесленников
и просто беженцев от Турецкой Орды
или Крымо-ханской орды в пределы
Дикой Степи,- становящейся исконной,
по праву владения с 9-10 веков
рОда Владимира Крестителя со своими
родителями и многими сыновьями !!!
Черты запорожцев Илья Ефимович Репин
отыскивал и во всех знакомых:
как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк*,
однажды зайдя в мастерскую к Репину,
он был вынужден в течение нескольких часов
позировать для «Запорожцев»: видите-ли,-
художнику Репину приглянулись его вЕко
для одного из героев; а глаза, при рисОвке
....вЕка,- для другого героя картины..!!
Для создания образа генерального писаря,-
Репин пригласил и прям-таки пленил
Всевозможными домашними ухищрениями
историка Дмитрия Яворницкого;
атамана Серко согласился воплотить
самолично генерал Драгомиров* !!!
Прообразами других персонажей картины
«Запорожцы»,- стали земляк Ильи Репина,-
музыковед Александр Рубец;
откровенно в центре всего внимания
заворАживающей картины,-
хохочущий дОнельзя щіро козак;
коллекционер Василий Тарновский*,-
человек в шапке; художник Кузнецов*,
сын Варвары Икскуль-Гильденбандт*.-
стал молодой улыбающийся запорожец;
и так много - много других !!
И,- поЛУЧИлось грандиОзнейше,-
__«Запорожцы пишут письмо
____турецкому султану»,-____
картина из Золотого Фонда
России а все века’ !!!
Свидетельство о публикации №225062100623
Руслан Царгасов 15 29.06.2025 05:30 Заявить о нарушении
.....Кажется.........
Поиск. Репин. Википедия.
......Биография......
Артур Живаго 29.06.2025 06:34 Заявить о нарушении