Репин Илья художник и его запорОжцы

{{* Илья Ефимович Репин *}}
 24 июля [5 августа] 1844, Чугуев,
    Российская империя;
почил 29 сентября 1930, Куоккала,
   или Пенаты,- в Финляндии.

 Илья Репин,- русский живописец и рисовальщик,
 один из самых влиятельных и разноплановых
     художников пореформенной эпохи,
писатель и педагог; академик художеств 1876,
 профессор 1892 и действительный член  1893
по новому уставу Императорской Академии художеств;
преподаватель Высшего художественного училища
    1893—1907; ректор в 1898—1899.
Член Товарищества передвижников
       1878—1891 и 1898 годов.

С самого начала творческого пути, с 1870-х годов,
 Илья Репин стал одной из ключевых
   фигур реалистической школы царской России!

Репину удалось решить задачу отражения
    в живописном произведении всего
разнообразия окружающей жизни России
  во многих перепрыжках по векам !!!

 В своём творчестве сумел охватить все стороны
современности, затронуть темы, волнующие
общественность, живо реагировал на злобу дня.

Репинскому художественному языку была свойственна
пластичность, он воспринимал различные стилистические
направления от испанских и голландских художников
    XVII века до Александра ИвАнова*
(АЖ: постараюсь со временем отдельно
подготовить о нём информ-сбор*)
и современных французских импрессионистов.

Расцвет-и-Пик творчества Тльи Репина
     пришёлся на 1880-е годы: тогда он
 создал галерею портретов современников,
   работал как исторический живописец
и мастер обычных бытовых сцен его стиля.

  В области исторической живописи,-
Илью Репина привлекала возможность
раскрыть  эмоциональную выразительность
предложенной ситуации в микро-деталях,
даже от положения бровей до уголков
и завитУшек отдельных ресниц !!!

  Стихией художника была современность,
и, даже создавая картины на темы легендарного
прошлого, он оставался мастером животрепещущего
настоящего, сокращая дистанцию между зрителем
и героями своих художественных произведений
 его руками и красками на его холстах.

  Владимир Стасов,- главный идиолог
передвИжничества той поры,- считал,
что творчество Ильи Ефимовича Репина —
это «энциклопедия пореформенной России»!

Последние 30 лет жизни после Геволюшки-1917,
13 лет вынужденной эмиграции из РСФСР
в Финляндии,- Илья Репин провёл в своём
имении «Пенаты» в петербургском пригороде
     Куоккале*,  (также интересно отдельно
будет подАть АЖ*  информацию в общем)
 после революции-1917 вошедшем в состав
ставшей по «повелению»-решению
     Бланка-Ульянова-Ленина..,-
нЕким узким голосованием ЯДра
со своей новой красно-диктатурной
иудо-искариотной большевізьмєнной
свиты – капЄллы – шарАДы – политбюро,- 
независимой Республики Финляндия.

   Илья Репин продолжал работать,
хотя уже не так интенсивно, как прежде.
В последние годы он обратился,
естественно душевно, разумно, духовно
ЖизнеОпытно  к библейским сюжетам.

  В Куоккале Репин написал мемуары,
      ряд его очерков вошёл в книгу
   воспоминаний «Далёкое близкое».

Как педагог,- Илья Репин воспитал целую
  плеяду прославленных художников:
Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Иван Куликов,
Филипп Малявин, Анна Остроумова-Лебедева,
  Николай Фешин, Валентин Серов,
 которые и своими картинами внесли
в Сокровищницу Художественной России
 неимоверно Ценный Культурный Вклад !!!

     Холст вышел 2, 030 метра
   на 3, 580 метра с сантиметрами.
Писал художник Репин картину 17 лет
     с небольшими перерывами !!
И рисовал ведь Репин сразу 2 варианта сразу-же:
  1-й как черновик, а 2-й,- как чистовик
с бОлее яркими дорисовками и задУмками !!
Услышал эту тему Репин в гостях у саввы Морозова*,-
   промЫшленника и Мега-Мецената.
  Ездил Репин с молодым Серовым на Запорожье,
по сёлам и музеям, делая зарисовки и сбор-информ
по деталям одежды людей и козаков того времени !!
 «Запорожцы пишут пиьсмо турецкому султану!»

В картине словно «звучат» разные оттенки смеха,
 служащего выражением горделивого ЧУВСТВа
 внутренней самостійной независимости.
   Сохранилось предание о том,
что в 1675 году турецкий султан Махмуд-IV
     прислал запорожским казакам
   грозное и высокомерное послание,   
в котором повелевал им немедленно
«добровольно и без всякого сопротивления»
сдаться на милость  крымо-ордЫнскому хАну!

В ответ они сочинили язвительное письмо,
  полное народного юмора и презрения
к Турко-Османии и самому турко-султану.

 Репин впервые услышал об этом письме
 в 1878 году и, покоренный образом
  мужественного, жизнерадостного,
 непорабощенного  козАцького рода,
  но лишь на тот момент,-
пока не прочитал многое за Сечь в целом,-
 ибо часто козаки предавали Русь !!

 Тогда-же и сделал художник Репин
  первый набросок будущей картины,
над которой трудился в течение до 17-ти лет.
   
Репин тщательнейшим образом изучил историю
и быт Запорожской Сечи, совершал поездки
по всей МалоРОСсии и Екатерининской НовоРОСсии,
 которая по существу всей Истории Руси,-
вообще-то, после Владимиро-Крещенской Руси
 вправе называться и Романово-Тишайшей,
  ибо стал прилАживать царскую руку
вновь на сии зЕмли, после Иоанна Грозного,
 Алексей Михайлович Романов,- «Тишайший»,
а за ним вскоре и его сын Пётр Первый,
 с поСЛЕДУющим полным обретением,-
вернее вЫрывом НовоРОСсии,- Дикой Степи,-
у орд Крымского ханства, степчаков-нагОйцев
и самого лютого врага,- Турецкой Османии !!!

Репин собирал бытующие в народе МалоРОСсии
и предания о запорожцах, Запорожской Сечи;
    читал многие исторические труды;
 обращался к архивным документам !!!

  Илью Репина поразило, что козаки все века’
   считали себя русскими людьми,
как и в письмах-посланиях Мазепы и Орлика;
но часто восставали против царей руси и России,
да не сами по себе, а то под Польшей, Крымоханьем,
  Литвой или ещё что хуже,- Турко-Османией !!!

И правильно,- ко'заки, как о себе в грамотах,
письмах и многих гетманских послАниях
    впИсывали сами укро-щірі пісари,
со слов диктовАвших им гетманов.

А на Руси в России сталось чрез «а»,-
      @@^^^^> казаки’,
  чтобы и отличаться от укро-козаків,
часто становИвшимися пропольськімі
   в реестре у польских королей,
или продажными под Крымской Ордой...

С огромным мастерством художник Репин
вывел мощные характеры, добиваясь яркой
выразительности и глубокой психологичности
образов козаков во главе с атаманом Иваном Серко*,
(АЖ: также постараюсь ввести отдельно
многие образа’ с биографиями самых видных
 вожаков козачества Запорожской Сечи )
передав их вольнолюбивый духо-удаль,
  сплочённость и решительность 
перед решительными битвами и событиями !

 В основу образов легли этюды с конкретных людей,
  которых Репин совершенно преображал,
  создавая годами свою «козАцьку» картину.
 Серко написан с генерала М.И. Драгомирова;
    писарь – с историка Д.И.Яворницкого;
усач, ударяющий кулаком по спине своего
товарища, –  с художника Я.Ф. Ционглинского,
 козак в красном жупане и белой папахе,-
 с профессора консерватории А.И. Рубца’!!

 Захватывает и ОХВАТывает зрителя шумное веселье
 запорожской вольницы, где козаки весело хохочут,
довольные очередным остроумным, крепким словцом!
Работая над полотном, Репин вспоминал своих
любимых художников – Веласкеса* и Хальса*.
(АЖ: да,- придётся ПОИСКать и их).

После триумфа картины Репина в столицах Европы
и США (в Чикаго),- была приобретена императором
     Александром-III и находилась
     в Зимнем дворце до 1897 года,
   откуда перешла в Русский музей.
1895 год: картина была удостоена золотых медалей
на международных художественных выставках
  в Европе,- в Мюнхене и Будапеште.

Представьте, как её видели и что внутри бушевало
у турко-дипломатов на выставках этой картины !!!

        &&* Детальность и конкретика
  написания картины о запорОжцах *&&
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году
в Абрамцеве,- расположенный на берегу реки Вори,
     в 60 км к северо-востоку от Москвы,
в Сергиево-Посадском районе Московской области.

  Усадьба Абрамцево получила известность
с середины XIX века, когда её владельцами
   были писатель Сергей Аксаков c 1843-го
 и промышленник Савва Мамонтов с 1870-го.

У Аксаковых бывали писатели И.С. Тургенев,
М.Н. Загоскин, Н.В. Гоголь, С.П. Швырёв;
поэт Ф.И. Тютчев, актёр М.С. Щепкин;
историки Т. Н. Грановский и М. П. Погодин;
   фольклорист А. Гильфердинг;
    славянофилы А. С. Хомяков,
И. В. Киреевский, П. В. Киреевский
 и другие известные современники.

Сию усадьбу Абрамцево не раз посещал
и подолгу там жил в специально отведённой
 для него комнате Н.В. Гоголь 1849, 1851.
  Здесь в августе 1849 года он читал главы
      второй части «Мёртвые дУши»!!!

При Савве Мамонтове* в усадьбе гостили
и работали знаменитые русские художники:
 И.Е. Репин, В.М. Васнецов,  А.М. Васнецов ,
В.Д. Поленов, В.А. Серов, П.П. Трубецкой,
И.С. Остроухов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров,
К.А. Коровин, И.И. Левитан, А.Т. Матвеев,-
 Мамонтовский художественный кружок;
  Жили, веселились, репетировали
   И.С. Ефимов*, музыканты, актёры,
громогласный певец Ф. И. Шаляпин.
 
Были организованы столярная
  и керамическая мастерские !

Созревающий замысел был отделён от готовой картины,
представленной миру на персональной выставке Репина,
 до 17-ти лет полномасштабной живописной работы !!!

 По воспоминаниям старшей дочери художника Репина.-
  Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила
исключительно запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне
читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть
всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия,
  лепили из глины их фигуры и могли в любой момент
процитировать кусок текста из письма козаков султану !

   Летом 1880 года,- Репин вместе
   с учеником Валентином Серовым
  выехал в Малороссию; через 8 лет
    он совершил 2-е путешествие
вместе с сыном Юрием, работая на этюдах,
    где художники рисовали всё,
 что может пригодиться для полотна:
  хаты, утварь, костюмы, оружие,
 чтобы после совместных обсуждений
и рассуждений подводить мысли и задУмки
   к картине к общему знаменателю !

   Своё состояние одержимости..,-
художник Репин называл «творческим запоем»,
  а будущих персонажей картины —
«весёлым народом» или «весёлым нарОдцем».
Ибо,- козаки Сечи воотчию жили привольно,
вольготно, идентично и обособленно !
Увы,- «малі козакі» даже не гнушались
  грабежем и своих единоверцев,
 переселяемых царями и императорами
России крестьян, ремесленников
и просто беженцев от Турецкой Орды
  или Крымо-ханской орды в пределы
Дикой Степи,- становящейся исконной,
  по праву владения с 9-10 веков
рОда Владимира Крестителя со своими
родителями и многими сыновьями !!!

 Черты запорожцев Илья Ефимович Репин
     отыскивал и во всех знакомых:
как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк*,
   однажды зайдя в мастерскую к Репину,
он был вынужден в течение нескольких часов
позировать для «Запорожцев»: видите-ли,-
 художнику Репину приглянулись его вЕко
для одного из героев; а глаза, при рисОвке
....вЕка,- для другого героя картины..!!

Для создания образа генерального писаря,-
  Репин пригласил и прям-таки пленил
Всевозможными домашними ухищрениями
     историка Дмитрия Яворницкого;
 атамана Серко согласился воплотить
  самолично генерал Драгомиров* !!!
 
 Прообразами других персонажей картины
«Запорожцы»,- стали земляк Ильи Репина,-
     музыковед Александр Рубец;
  откровенно в центре всего внимания
      заворАживающей картины,-
   хохочущий дОнельзя щіро козак;
 коллекционер Василий Тарновский*,-
 человек в шапке; художник Кузнецов*,
  сын Варвары Икскуль-Гильденбандт*.-
стал молодой улыбающийся запорожец;
   и так много - много других !!

И,- поЛУЧИлось грандиОзнейше,-
__«Запорожцы пишут письмо
____турецкому султану»,-____
картина из Золотого Фонда
      России а все века’ !!!


Рецензии
Обстоятельная статья. Но мне кажется Репин умер до 1917 года.

Руслан Царгасов 15   29.06.2025 05:30     Заявить о нарушении
........Руслан.......
.....Кажется.........
Поиск. Репин. Википедия.
......Биография......

Артур Живаго   29.06.2025 06:34   Заявить о нарушении
Мой кузен великий современный художник

Руслан Царгасов 15   29.06.2025 21:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.