Время Героев. Мохандас Ганди

 
Можно  ли
бороться с капитализмом
Методом Непротивления?
 
Ну, например, —
перестать платить
налоги в казну,
как рекомендовал
Махатма Ганди?
Или не платить
за тарифы ЖКХ?
Или, хотя бы,
за капитальный ремонт,
который всё не делают
и не делают,
продолжая
драть с нас деньги,
"наши"
пассивно-активные хитрецы?
 
Ну вот, если представить,
что все-все жители,
одномоментно,
взяли
и перестали платить,
по решению некого
Главного
Комитета Жильцов,—
решили больше
не давать разбойникам
ни копейки
до удовлетворения
Генерального Требования:
"Мы требуем
упразднения частных
управляющих компаний
и возвращения
коммунального хозяйства
в государственную
собственность!"
(Как это и было
в советское время!).
 
Одобрил бы Ганди
такую меру?
Думаю, да!
Ведь, такое "непротивление"
стало бы для проходимцев
куда как страшнее
и демонстраций,
и стычек с полицией,
которые обычно
заканчиваются ничем,
разве что, синяками и переломами.
 
...Ганди был,
по природе своей,
непримирмым,
умным,
расчетливым борцом,
хорошо изучившим
анатомию Империи
и знавшим,
куда ударить больнее.
 
Его нельзя было купить,
невозможно обмануть
или сбить с панталыку.
Он осознавал
свое предназначение:
он должен
объединить людей
ради Великой Цели:
изгнания из Индии
Ост-Индской компании,
которая,
силами самих индийцев,
создала в Индии
свое собственное государство.
 
Двести Миллионов аборигенов
служили,
работали,
воевали
и умирали
ради интересов
Далекого
Острова Туманов,
ради богатой,
в том числе, за их счет,
Метрополии,
которая
силами своих бизнесменов,
чиновников
и военных
организовала в Индии,
на деньги самих индусов,
силами самих индусов,
служащее
интересам англичан
государство.
 
Применение
Принципа "Насилия"
в Индии того времени
означал
войну индийцев
против индийцев.
 
Война могла бы
продлиться очень долго,
сотни лет, почему нет?! —
Англичане умеют,
наживаться на чужих войнах!
 
Прибыль от войны
шла бы в сейфы Компании,
страдания,
разрушения,
раны, увечья,
гибель людей
стали бы уделом
индийцев, а не англичан.
 
Ганди
выступил
против
не нужного,
не выгодного
в данный момент
Насилия.
 
"Гита",
христианство
и книги Льва Толстого
помогли ему
выбрать свой путь.
 
..Что же у Махатмы
получилось, в итоге?
-Стать
объединяющим Индию
Символом.
-Стать Святым
 в глазах многих людей.
-Получить
всемирную известность.
-Сама личность Ганди
стала фактором,
Объединяющим
Страну-Суб-континент,
ее сотни миллионов людей,
ее сотни племен и народов.
 
Он и его сподвижники
сумели убедить англичан,
в том, что, по-старому,
править "этой страной"
у них
уже больше не получится.

Но колонизаторы
"ушли", разумеется,
не потому,
что испугались ненасилия:
начиналась другая эпоха,
и следовательно,
надо было осваивать
новые приемы,
приемы неоколониализма.
 
...Что не удалось Махатме?
Не получилось
сделать
Принцип Ненасилия
всеобщим,
универсальным,
стоящим
над
классовыми,
племенными,
религиозными,
личными
противоречиями людей!
Не получилось
дать вразумительный ответ
на вопрос:

"А что делать,
если враг
уже применил насилие?
Если, например,
кусает бешеное животное?
Если имеешь дело
с сумасшедшими,
которых  на Земле
все больше и больше?

Помогает ли Ненасилие
против
взорвавшегося снаряда?
Или против
летящей ракеты?

Кому
будет принадлежать
собственность
в огромной,
только что
получившей право
ограниченно самостоятельно
строить свою судьбу
Стране?
 
Чьи будут "заводы,
газеты, пароходы",
и, самое главное,
чьи там будут
Земля и Вода?
Хлеб и Соль?
 
Если наглый жиртрес
машет лепешкой
перед лицом
оголодавшего бедняка
и ухмыляется,
и говорит:
"А вот и не дам!
Хоть, сдохни, не дам!"?
 
Как быть?!
Имеет ли право
бедный
отнять лепешку
у элитных свиней?
Не для себя даже!
Чтобы накормить
голодных детей?!
 
Ненасилие —
это
Абсолютная Истина.
 
Но мы, увы,
живем в мире
относительных "правд":
Правда Голодного,
Правда Бездомного,
Правда Безработного,
Правда
Человека с Погонами,
Похоть Богатого,
Страдания Мига,
страдающего
расстройством желудка,—
но туалетов, ох, мало,
и придется
применить насилие
над своим естеством
и дотерпеть
до ближайшего кустика!....
 
...Мир без насилия, —
это, конечно же,
прекрасная химера,
недостижимый абсолют!

Это однако
не означает, будто,
не нужно
к нему стремиться!
Например,
в семейных отношениях!
В них принуждение,
даже в виде ворчания,
желательно сводить
до разумного минимума!
 
...Но, по-моему,более прав
был другой Махатма —
Махатма Ленин!
(Кажется,
единственный иностранец,
которого индусы
пожелали назвать
"Великой Душой"!
 
Насилие,
как я понимаю Ленина,
применимо
над насильниками!
Государство,
инструмент
власти тружеников,
должно
защищать тружеников
от паразитов
и их кланов, каст, классов:
оно обязано бороться
против идиотов, подлецов
и поджигателей войн:
Простым Людям
война не нужна!
 
Власть, в руках
рабочих, крестьян
и не продажных
интеллигентов,
сама по себе —
есть лучшее
и единственно
возможное
Воплощение
Принципа Ненасилия
на больной
от грехов и болезней
Страдалице нашей —
Земле!
 
...Насилие
вполне применимо
над преступниками,
творящими зло
сознательно
или
под влиянием психопатии.

Но главная задача
карательной системы —
не в том, чтобы мстить,
плетясь 
вслед жутким событиям,
за уже
совершенные преступления,
а перевоспитывать,
предупреждать,
делать невозможными
новые гнусности,
подлости,
мерзости
и ужасы!
 
Нужно делать
сам Воздух Страны
чистым и добрым!
 
...Ненасилие —
лишь способ,
прием для чего-то!
 
Для чего же?!
Когда, зачем,
против кого
у нас сейчас
"Ненасилие"?!
 
Где граница
между насилием
и его отсутствием?

Разве бойкот
уплаты налогов
или уклонение
от службы в армии —
не является
самым опасным
насильственным
действием
по отношению
к государству?!

Ненасилие,
если оно ширма труса,
легко может стать
уводом в сторону
от решения
главной проблемы.
Оно —лишь возможность,
попытка,
способ
повлиять на события —
оказавшийся
условно удачным
в данном месте,
в Индии,
в данное время,
в первой половине
20-го века
с данным народом,
индийцами,
часть которого
уже тысячи лет,
задолго до Ганди
отказывалась
принимать
насилие над другими
как главную Идею Жизни.
 
...Англичане
ушли не потому,
что испугались
Ненасилия от Ганди.
Были у них
и более важные причины:
времена поменялись.
В эпоху неоколониализма
надо было действовать
не ломом, а отмычками!
 
Итак, еще раз:
что же у Ганди
НЕ получилось?

Не получилось
примирить
индусов и мусульман.

Как следствие,
не удалось
сохранить
и Единую Индию!

Британская Индия
распалась
на светскую страну Индию,
в центре и на юге,
с индусским большинством,
а, на севере,появилась
страна
с религиозным уклоном,
страна
с мусульманским большинством.

Пакистан это "страна чистых".
Само название
звучит
как оскорбление для соседей!

Ганди
так страстно желал
сохранить Большую Индию
Единой,
что даже
предложил
зарезервировать
за мусульманами
должности
высших чинов
государства,
чтобы убедить мусульман
в том, что им ничего
в Новой Стране
НЕ угрожает.

Но мусульмане
не шли
ни на какие компромиссы,
да и индуистам
это предложение
понравиться не могло:
вряд ли бы,
Аллах смог бы
защитить "неверных псов"
от неминуемой резни:
за "неверных"
он, ведь, отвечать
никак не может!

И вот
Страна распалась!
А Ненасилие
уступило тогда недоверию!
 
Развод мусульман и индуистов
прошел ужасно:
в 1947 году
в Бывшей Британской Индии,
с обеих сторон,
погибли от рук фанатиков,
индусов и мусульман,
более Миллиона Человек.
 
Юное Государство
не смогло
ни предусмотреть,
ни предупредить,
ни своевременно
остановить этот ужас:
не было
достаточно войск,  полиции,
да и, как это водится,
у некоторых,
вероятно ,отсутствовало
и само желание защищать
"не своих" убиваемых.

Кое-как удавалось
сдерживать беспорядки
только в Дели и Бомбее.
 
Государство
под управлением
Ученика Ганди —
Д. Неру,
первого Премьер-Министра
"независимой" Индии, —
оказалось НЕ способно
применить насилие
к насильникам.
 
...Последний год
Великой Жизни
Махатмы Ганди
был для него
трагическим.

Как Человек
совестливый и честный,
он не мог не винить себя
в произошедшей трагедии:
"такой" независимости
он, уж точно,
никогда никому не желал!
 
...Мохандас Ганди
ненадолго пережил
ужасный для Индии
1947-й год.

30 января 1948 года
он погиб
от трех пуль убийцы,
фанатика-индуса,
по дороге к храму,
когда направлялся
на молитву
после очередной
изнурительной голодовки
во искупление грехов
Этого Мира.
 
Увы!
Звери оказались
невосприимчивы
к теории и практике
Ненасилия!
(Мудрецу
должно было бы
это предвидеть —
еще априори, заранее!).
 
...Убийца
и его подельник
были повешены;
пять соучастников
приговорены
к длительным срокам
тюремного заключения.
тут индийское государство
показало зубы:
сработало, не умничая.
А вот к миллионеру
Саваркару,
индуистскому,
не православному,
слава богу, олигарху —
принцип ненасилия,
все-таки, применили:
отпустили с миром:
у страны денег,
страны капитализма —
уже появились
Собственные Приоритеты:
судим шпану!
НЕ трогаем богатых!


Тело Героя
Принял
Огонь Костра
(как и положено
у индуистов).
 
...Но Образ Ганди,
конечно,
не будет забыт!
Ганди навсегда
останется
со своим народом,
запомнившись
Красотой Его Личности,
правотой,
достижениями,
муками совести,
ошибками
и наивностью
человечной святости...
 
...Ах, если бы
каждый из нас
стал бы таким,
как Махатма!

Тогда, уж точно,
не было бы тут
ни войн,
ни гнета
хозяев
машин и офисов,
ни несносной
глупости фанатизма,
ни идиотского
отравления мозгов
токсинами национализма.
 
Не было бы нужды
и
в Освободительных
Революциях!
(Против кого же
тогда восставать?!)
 
Но,
применительно
к его личному обаянию
и общественному значению,
Ганди, увы, —
не был одним из многих!
Он был — Одним!

Уникум!
В том-то все и дело!!!....
 
...Я могу
посоветовать тебе
хороший роман о крахе
Идеи Ненасилия
в мире наживы,
агрессии,
угнетения
и бесправия:
Автор:
Манохар Малгонкар;
Название:
"Излучина Ганга".
Я прочел
этот роман
еще подростком.
 
И еще
могу посоветовать
фильм: "Ганди", 1982 г.

Это хороший фильм —
о красоте личности
этого человека.

Планете нашей,
России Нашей —
очень нужны сейчас
Красивые Люди!
 


Рецензии