Введение в критику, В. Пелевин Тайные виды...

(Цикл: ”Критика “достоинств” книги В.Пелевина “Тайные виды на
гору Фудзи””)

      В 90-х годах 20-го века попалась книга В.О. Пелевина
“Омон Ра”, в мягкой такой обложке. Решил прочитать, потому что
уже тогда об этом авторе частенько писали. О чём книга не
помню, однако одолел и затем, как-то, сдал в макулатуру...
вместе с книгой Дарьи Донцовой – тоже в те годы очень
популярной.
Вот, фрагмент аннотации к книге: ““Омон Ра” – это жуткая
история о том, как кровавый советский режим запускал в космос
корабли на человеческой тяге...”. Роман отмечен несколькими
премиями, организованными теми, кого сейчас называют
“либералами”, что не удивительно – то было время, когда всё
антисоветское было чрезвычайно востребовано.  То есть роман -
на “злобу дня”, того.

      И, вот, сравнительно недавно, попались в сети ну просто
фанатичные отзывы о книге В.Пелевина “Тайные виды на гору
Фудзи”. Лет-то сколько прошло (книга вышла в 2018 году),
наверное, подумалось, реально Олег Викторович стал “мастером
слова”!
      Решился прочитать... По прочтении возникли сомнения о
Викторе Пелевине как о “единственном и неповторимом” (типичная
цитата из многочисленных откликов). Тогда и вызрела мысль –
написать серию критических статей, с подробным – по
возможности - литературным анализом “достоинств” романа. С
обширным цитированием, дабы разобраться: в чём же эта
“неповторимость”?...
      
      Сразу же приносим извинения читателям за ненормативную
лексику в цитатах из данного романа. Можно было бы её “забить”
звёздочками, но, подумалось – тогда не так будет виден
авторский “культурный и литературный уровень”.
        Так что, читательская аудитория 18+!
      
Отметим также, что В.О.Пелевин в последние годы регулярно
входит в 10-ку самых популярных современных писателей России.
Рассматриваемый нами роман отмечен в 2019 году “Премией
читателя” (об этом более подробно в заключительной статье).
Надеемся, эта информация дополнительно заинтригует читателя
наших критических статей!
      
      Для полной ясности приведём аннотацию к роману в одном из
издательств и несколько характерных отзывов, поскольку на всё
это будем постоянно ссылаться в процессе анализа “достоинств”.
      Итак, аннотация:
      
      “В этом романе Виктор Пелевин поднимает две любимых темы
– о Древнем Востоке и нынешней России. Писатель мастерски
изображает различные явления нашей действительности, а также
пытается постичь извечную проблему всего человечества –
постоянную погоню за счастьем.

     В книге, богатой афоризмами и аллюзиями, вы найдете
неподражаемую сатиру на олигархов и сколковских стартаперов.
Насладитесь тонким юмором и забавными словесными
формулировками. Восхититесь неповторимостью сюжета и
отточенностью композиций.
Книга написана в традициях лучших произведений неподражаемого
мастера. А значит, она расширяет границы сознания и надолго
врезается в память”.

И наиболее характерные отзывы почитателей “Тайных видов”,
чтобы читателям “критики” было с чем сравнивать наши
размышления о ней.

oz_5DB10EAF5

“Один из лучших романов ВО. Хирургически точное описание
природы ума. На какой Випассане и как долго чалились, чтобы
постичь такие тонкости и нюансы!?”

sens

“Думаю, что книга будет великолепной: у Пелевина иных
практически не бывает. Вообще, ежегодная Пелевинская «книга
осенью» – ярчайшее явление русскоязычной литературы. Спасибо,
В.П.!”

tarh2000

“Что сказать… Это Тот Самый Пелевин! Единственный и
Неповторимый!..”
Глубокая философия, закрученный сюжет, отсылки к «Улитке на
склоне» Стругацких, «Мастеру и Маргарите» Булгакова, к более
ранним произведениям Пелевина («Generation П», «Empire V» и
др.). Рекомендую к прочтению всем ценителям современной
русской литературы!

Но, вернёмся к нашей критике. Итак: анализировать будем в
такой последовательности:

1.Коротко пройдёмся по сюжету заявленного романа, дабы
читателю было понятнее, о чём речь.
      
      2.Нецензурная, или ненормативная, лексика.
С неё и начнём, поскольку этот “литературный метод”
просто бьёт по голове во всех местах: лоб, темя, затылок, с
переходом на ушную и носовую части!

3.Далее разберёмся с “тонким юмором”. Такой юмор можно
услышать в любой подворотне, о котором говорят - “ниже пояса”.
Не всякий автор, считающий себя современным русским писателем,
будет так юморить.

4.Следующее – “неподражаемая сатира”! Мы её тщательно, по
всем углам и закоулкам текста романа выискивали и... так и не
нашли. Ну, понятно – она же “неподражаемая”, не всякому
данная, как говорят в народе– “не для среднего ума”.

5.О наркотиках. “Линия” об зелье, убивающем людей,
проходит через весь роман. Как об этом не поговорить?...

6.Порассуждаем об, ну, очень “неповторимом” сочетании
священной японской горы Фудзи – символа “чистоты и
бессмертия”, с многоэтажным борделем и воинственными
радикальными феминистками!

7.”Явления” жизни современной России! Какие они тут, и
как их преподносит В.Пелевин.

8.Слова-паразиты. Водятся, оказывается, эти “блошки” в
сим романе!

9.Заключение, выводы, оценки.

Ну, что – начнём, не спеша, в указанном выше порядке!

Май, 2025.


Рецензии