Ненормативная лексика. В. Пелевин Тайные виды...

(Цикл: ”Критика “достоинств” книги В.Пелевина “Тайные виды на
гору Фудзи”” 18+)

      В этой статье рассмотрим одно из “достоинств” заявленного
романа В.Пелевина – “обильное” использование матерных
выражений. Насколько это обоснованно, нужно, приемлемо и
какова – опять же, на наш взгляд - цель такого “литературного
приёма”.
      
     Общие соображения и размышления.

      Давно среди писателей, литературоведов и других, близких
к искусству людей, идут дискуссии о правомерности применения в
этой области человеческого бытия ненормативной лексики. Мнения
высказываются прямо противоположные – что естественно. Но
истину можно найти, если отталкиваться от ОСНОВ. А это, что
касается литературы, - ЕЁ ФУНКЦИИ. Какие они?... Перечислим
основные:

      Воспитательная. Каждый писатель выражает в книгах своё
отношение к жизни. Художественная литература воспитывает
человека, показывая, что хорошо, а что плохо. Например,
классическая литература всегда учит добру, дружбе и любви.
      И как тут не вспомнить нашего классика, Николая
Некрасова: “Сейте разумное, доброе, вечное”.

      Эстетическая. Художественная литература учит человека
видеть и понимать красоту в жизни и искусстве. Она помогает
увидеть прекрасное во всём, что окружает человека: в людях, в
их отношениях, чувствах, словах, творчестве, обществе, природе
и так далее.

      Гедонистическая. Художественная литература — источник
радости, эстетического наслаждения, которое является
своеобразной формой духовной связи, духовного общения людей.

      И отличная попалась фраза: существует максима: “Нет в
мире ни одной стоящей мысли, для выражения которой необходимо
было бы использовать мат”. И не согласиться с этим нельзя!
      
      И такое мнение:
      “Ненормативная лексика потому и называется ненормативной,
что всегда осуждалась общественной моралью. Воспитанные люди
избегают матерщины, ведь последняя воспринимается в лучшем
случае как эпатаж, а в худшем — как признак некультурности,
как принадлежность к «низшим слоям общества».
      
      А что говорят учёные, в частности психологи?
      
Матерная речь “целесообразна только при стрессе в сугубо
мужских сообществах, но вредна во всем многообразии нормальной
обыденной жизни”.

Интересны наблюдения для женского пола. Так, косметологи
обратили внимание на то, что у женщин и девушек из компаний,
где мат — обыденный язык, тело обрастает волосами и начинает,
как у подростков, ломаться голос.

      Отмечается, что особенно опасно увлечение матом в
подростковом возрасте. Сексуально-скабрезные ругательства
вредно влияют на растущий детский организм и становление
неокрепшей психики ребенка.
      
Часто ссылаются на применение матерных слов классиками
русской литературы: Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина
и т.д. Однако нужно отметить, если они и применяли мат, то уж
очень редко, не повально и – уместно, точно и изящно!

Что пишут о мате Пелевина в одном из издательств:

      “Нецензурная лексика для Пелевина — осознанный
литературный прием. Многие герои Пелевина относятся к разным
социальным группам, и мат позволяет автору сделать речь
персонажей более живой и реалистичной. Так диалоги становятся
убедительнее, а психология героев раскрывается полнее. Мат для
Пелевина — естественная часть речи и, как правило,
используется не ради шок-эффекта, а для создания контраста
между философскими размышлениями о поколениях и грубой,
приземленной реальностью. Это подчеркивает разрыв между
духовным и материальным, искренним и циничным”.
      
      Ну и как не коснуться главной пелевинской темы –
буддизма! Что он говорит о мате, сквернословии. В буддийских
Ведах говорится:
      "Все, что нас окружает, является проявлением нашего
сознания". Поэтому, если человек сквернословит, то он
превращает мир вокруг себя в мир, наполненный злобой,
ненавистью, завистью и подобными проявлениями души.
      
      Итак: “...осознанный литературный прием”

Посмотрим на примерах. Фрагмент диалога:

“ Дамиан чуть покраснел и уже открыл было рот, но Федор
Семенович остановил его жестом.
      – Нет, я понимаю, что другим это может быть интересно. Но
у тебя уклон какой-то… Извини, подростковый. Для тех, кто до
сих пор от недоеба страдает. А я про ****у давно уже все знаю.
Все вообще, что можно”
  А теперь наш возможный вариант без мата:
 
“Дамиан чуть покраснел и уже открыл было рот, но Фёдор
Семёнович остановил его жестом, похотливо ухмыльнулся,
сверкнув оком мартовского кота.
      – Нет, я понимаю, что другим это может быть интересно. Но
у тебя уклон какой-то… Извини, подростковый. Для тех, кто до
сих пор от  недостатка совокупления с девками страдает. А я
про бабскую передницу давно уже все знаю. Все вообще, что
можно”.

Вопрос: в каком варианте речь персонажей более “живая
и реалистичная”, м диалог “убедительнее, а психология героев
раскрывается полнее”?... И, главное, всё в соответствии с
нормами русского литературного языка! Без грязных бранных
слов, с использование просторечия!

      Просто поражает утверждение: “Нецензурная лексика для
Пелевина — осознанный литературный прием“??? Ну, чего тут
такого – выбрал писатель такой “приём”, имеет право, чего его
осуждать.
      
      Для того, чтобы читатели прочувствовали этот пелевенский
“литературный приём”, приведём ещё примеры с матерными
выражениями из данной книги.

“– Ну так что? – повторил Федор Семенович. – Есть у тебя что-
то необычное? Волшебное? Не поебаться в наручниках…”

“Сейчас так: чувствую ***м, что мокро, потом думаю, что
двадцать тысяч за ночь – дохера...”

“Ты кончай эти свои, блять, коммуникативно-торговые трюки…”

“Ничего, – думала Таня, чувствуя, как на глаза наворачиваются
неостановимые слезы, – как-нибудь доберусь до станции.
Переживем. А то нам жизнь до этого ***в не показывала...”

“...по-русски, «****окрюк»”.

      Последнее, отметим, Пелевин иногда меняет на более
приличное – “вагинокрюк”! Похоже и самому стало противно...
      
      Напрашивается такое сравнение. Некто решил бороться с
таким аморальным явлением как проституция – убийством
проституток. Зачем его ловить, судить, сажать пожизненно? Ну,
выбрал человек такой “метод” борьбы с аморальностью, имеет
право! Улавливаете сходство. Скажут – это же уголовщина, а у
Пелевина другое... Нет, не другое: там нарушение закона
уголовного, у Пелевина – нарушение закона литературного,
морального, эстетического!
      
      И давайте ответим на несколько понятных вопросов.
      
      Во-первых, как использование в самом неприглядном виде
брани сочетается с перечисленными выше функциями литературы?
Что хорошего в молодых людях воспитывает мат? Он что - несёт
эстетику, доброту, радость? Всё с точностью до наоборот:
растлевает души, наполняет их грязью моральной.
      
      Кстати, как установили учёные, бранная речь отрицательно
влияет и на физическое состояние матерящегося человека, то
есть на его здоровье!
      Молодые рассуждают просто: если “великий и неповторимый”
Пелевин “гнёт” не стесняясь, то почему бы и нам, простым
смертным, не так же изъясняться?...
      
      Поэтому ответственные и писатели, и критики, и просто
читатели однозначно говорят – НЕТ оголтелому, откровенному
мату в литературе. Тем более в нашей, русской. С вековыми
традициями - сеять “разумное, доброе, вечное”!
      
      И второе – что бы ни говорили почитатели и издатели
Пелевина, мат – это дешёвый пиар! Особенно среди молодежной,
подростковой среды. Для них это “прикольно, клёво, круто”.
Пелевин - свой в доску рубаха-парень!
      
      То есть, сознательно или несознательно, но использование
ненормативной лексики В.Пелевиным – это растление нашей
молодёжи, удар по её моральному, эстетическому и
интеллектуальному уровню!
      
      Тут же следует и третье: “матовый приём” Пелевина говорит
о его низком литературном мастерстве. Действительный “мастер
слова” сумеет показать и характер своих ущербных “героев”, и
живость, и реалистичность диалогов, и пикантность ситуаций, и
контраст своих “философских рассуждений с реальной
действительностью” – без всякой грубой брани, без
сквернословия! На то он и мастер!
      
      И последнее: как отмечалось выше, использование бранной
лексики говорит нам и о, мягко говоря, невысоком моральном и
культурном уровне самого “мастера слова”. Это – однозначно!

Апрель, 2025 года.


Рецензии