Глушко Валентин Петрович. Авиаконструктор

     Академик Валентин Петрович Глушко.

     Этому человеку современная космонавтика обязана очень многим - от проектирования двигателей кораблей "Восток" до создания орбитальных космических станций. Валентину Петровичу Глушко установлен памятник в центре родной Одессы на одноимённом проспекте несмотря на то, что он долгое время он входил в число засекреченных людей. За заслуги перед отечеством он дважды награждён званием Героя Социалистического Труда, пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями, а также лауреат Государственной и Ленинской премий.

     Родился Валентин Глушко в 1908 году в Одессе, после революции поступил в реальное училище, переименованное потом в Профтехшколу. Несмотря на тяжёлое для страны время, мальчик мечтал не о службе в рядах Красной Армии, как его сверстники. Его волновали книги Жюля Верна. Прочитав в 1912 году "Из пушки на Луну" и "Вокруг Луны", маленький Валентин решил посвятить всю оставшуюся жизнь осуществлению этих полётов. Он понимал, что для этого требуются хорошие знания, необходимо окончить школу, поступить в высшее учебное заведение. Он искренне верил, что будущее - за освоением космоса.

     А то же время он познакомился и с работами Константина Циолковского. Вот как пишет об этом сам Валентин Петрович в своей автобиографии: "Первый труд Циолковского я нашёл в одесской публичной библиотеке. Зимой 1923 года она не отапливалась. Сидя в читальном зале в шинели я переписывал его посиневшими пальцами в свои тетради. В 1923 году, 26 сентября, я написал письмо Циолковскому в Калугу, Коровинская, 61 с просьбой выслать его труды. Через короткий срок (8 октября), к моей великой радости, получил ответное письмо от Циолковского вместе с некоторыми изданиями его трудов. Вскоре Циолковский сообщил, что впредь будет высылать мне все издаваемые им труды. Так началась переписка, продолжавшаяся много лет". Переписка, которую Глушко бережно сохранил, продолжалась с 1923 года по 1930. В его лице Циолковский нашёл преданного поклонника, который не только разделял его грёзы о полётах в космос, но и был готов посвятить этому жизнь. В 1924 году, когда Валентину исполнилось 16 лет, он закончил работу над своей первой книгой "Проблемы эксплуатации планет" объёмом 203 страницы. В издательстве её не взяли, работа была слишком наивной и эмоциональной, как через много лет признал Глушко. Но в этой юношеской работе будущий академик изложил идеи, часть которых сам потом смог осуществить. Кроме того, он публиковал небольшие научно-популярные статьи о космических полётах.

     Окончив Профтехшколу в 1924 году Валентин Глушко поступил в Ленинградский госуниверситет на физическое отделение физико-математического факультета. В качестве дипломной работы в 1929 году он представил проект межпланетного корабля  "Гелиоракетоплан" с электрическими ракетными двигателями. После окончания университета зачислен в штаб Газодинамической лаборатории (ГДЛ) как руководитель подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей, где вскоре начал работать над созданием первого отечественного  жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) под названием ОРМ-1. За время работы в ОГЛ Глушко спроектировал ракеты серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100, разработал конструкции и испытал двигатели серии ОРМ на азотнокислотном-керосиновом топливе.

     В январе 1934 года Валентин Глушко переведён в Москву и назначен начальником сектора РНИИ Наркомата обороны. В декабре 1935 года он закончил работу над книгой "Ракеты, их устройство и применение", параллельно читал лекции в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского. В следующем году назначен главным конструктором.

     Валентин Глушко, как и многие учёные в то время не избежал репрессий. Его арестовали 23 марта 1938 года. Через два дня в подвалах Лубянки он подписал признание: "Я являюсь участником антисоветской организации в оборонной промышленности, по заданию которой проводил вредительскую подрывную работу. Кроме того, я занимался шпионской работой в пользу Германии". А через несколько месяцев в Бутырской тюрьме отказался от необоснованных обвинений и начал писать письма сначала Вышинскому, потом Ежову и Сталину.  Текст был почти одинаков: "Прошу Вашего распоряжения о пересмотре моего дела, поручив его новому следствию, т.к. форма допроса, которому я подвергся, носила характер морального и физического принуждения, в результате чего мною были даны показания, не отвечающие действительности.Прошу не замедлить с пересмотром моего дела (18102), обеспечить нормальный метод следствия, т.к. я сижу в тюрьме уже 7 месяцев". Конечно, на эти письма никто не отвечал.

     Следующий адресат - Л.Берия.Глушко писал: "Будучи оклеветан врагами народа, я был арестован 23 марта 1938 года и подвергся со стороны следственного аппарата НКВД моральному и физическому принуждению, в результате насилия я был вынужден подписать про токол допроса, содержание которого является вздором, вымыслом". Он добился только замены следователя, но выиграть дело было невозможно. 15 августа 1939 года Особое совещание при народном комиссаре внутренних дел вынес постановление: "Глушко Валентина Петровича за участие в контрреволюционной организации заключить в исправительно-трудовой лагерь на восемь лет, считая срок с 23 марта 1938 года. Дело сдать в архив".

     Однако к тому времени Глушко уже являлся очень крупным специалистом, и его оставили работать в техбюро, а в 1940 году перевели в Казань, где учёный продолжал работать в качестве главного конструктора КВ 4-го спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 по разработке вспомогательных самолётных ЖРД. При этом у Глушко было исключительное право выбирать для сотрудничества специалистов из тех, кто оказался в ГУЛАГе. Он составил список из бывших сотрудников и знакомых, но  большинство из них уже были расстреляны.

     С Глушко работали Жирицкий, Страхович, Лист, Желтухин, Уманский и другие, а в 1942 году по ходатайству Валентина Глушко в Казань перевели С.П.Королёва. Вместе они разрабатывали военную технику. Для начала ракетной установкой с двигателем РД-1 был оснащён самолёт Пе-2, и его скорость сразу возросла на 180 км/ч. После этого двигатель усовершенствовали и провели цикл испытаний на истребителях Як-3,Су-7 и Ла-7. В результате прирост скорости составил 200км/ч. Так ввели в работу жидкостный ракетный двигатель, повлиявший на судьбу ракетной техники. Сталин оценил заслуги Валентина Петровича в разработке военных самолётов и 27 августа 1944 года он был освобождён со снятием судимости. Глушко передал Сталину список, где указал более 30 человек, с просьбой о досрочном освобождении. Большинство из этих людей впоследствии стали работать с Валентином Петровичем. С 1945 года он заведовал кафедрой ракетных двигателей казанского авиационного института.

     После войны в 1945-1946 годах Глушко находился в командировке в Германии, где изучал трофейную немецкую ракетную технику. Результат своих наблюдений он обобщил в докладной записке министру вооружений Устинову, в которой изложил программу создания в СССР ракетной промышленности и  предложил свою кандидатуру на должность главного конструктора ОКБ ракетных двигателей. Летом 1946 года коллектив из Казани перевели на авиазавод № 456 в Химках, который переоборудовали для производства жидкостных ракетных двигателей и позднее переименовали в НПО "Энергомаш", а в 1970 году - в НПО "Энергия". В сентябре 1948 года состоялся запуск первой ракеты Р-1 с ракетным двигателем.

     В 1953 году Валентин Петрович Глушко избран членом-корреспондентом АН СССР. а в 1957 году высшая Аттестационная комиссия присудила ему степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1960-1970-х годах под руководством главного конструктора Глушко разрабатывались программы орбитальных пилотируемых станций, лунных поселений, новых космических кораблей многоразового использования, освоения Марса и Венеры, полётов к астероидам. Это было время великой мечты о космосе, когда Валентин Петрович осуществил многое из своих детских желаний.

     После запуска на орбиту Земли первого искусственного спутника в СССР началось бурное развитие ракетостроения. Под руководством Глушко шла разработка обитаемой лунной станции. Он хотел привлечь к этому проекту внимание общественности, но все работы велись под грифом "совершенно секретно". После нескольких неудачных запусков ракеты Н-1 лунную программу и вовсе закрыли.

     В своей первой книге "Проблемы эксплуатации планет" академик предвидел много изобретений, служащих освоению космического пространства. Так, он писал: "Сообщение между ракетой и Землёй может быть прямое и производиться посредством маленького аппарата, так что эта большая ракета(мы называем её наблюдательная станция), находясь всегда наверху, может миеть много различных назначений". И вот в 1960-1970-х годах Глушко участвует в разработке орбитальных комплексов "Салют", "Мир", а сообщение с Землёй поддерживают пилотируемы корабли "Союз" и транспортный "Прогресс".

     В 1968 году Глушко назначен председателем Научного Совета по проблеме "Жидкое топливо" при Президиуме АН СССР. Всего под его руководством создано более 50 жидкостных реактивных двигателей и их модификаций, которые применяются на 17 моделях боевых и космических ракет. Также его двигатели установлены на ракетах-носителях, которые осуществили запуск автоматических станций к Луне, Венере, Марсу, пилотируемых кораблей "Восток", "Восход" и "Союз", вывели на орбиты искусственных спутников Земли и Луны.

     В начале 1972 года в США начали работы по программе Space Shuttle, а уже в марте в Советском Союзе на совещании военно-промышленной комиссии обсуждали вопрос о создании отечественной многоразовой системы. Ещё через месяц прошло совещание конструкторов во главе с Глушко, где обозначили проблемы разработки МКС. Основная трудность заключалась в том, что одноразовые ракеты-носители были выгоднее как по эффективности, так и по стоимости, а первостепенной необходимости многоразовых космических аппаратов не было. К тому же задача требовала неординарного подхода и огромных материальных затрат, не говоря о технических сложностях. Естественно, советская МКС не должна уступать американскому Шаттлу ни в чём.

     Начать работу решились только после того, как американский челнок совершил манёвр над Москвой, спустившись с орбиты до высоты 80 км над городом, а затем повторил ещё раз. Тут же был принят приказ о создании космического аппарата "Буран", и в НПО "Энергия", которым руководил главный конструктор Глушко, начались разработки этого проекта. "Буран" должен был сочетать свойства обычного самолёта и орбитального космического корабля. Инженеры столкнулись с тем, что для выполнения поставленных требований необходимо создание новых теплозащитных материалов, и тут же появилась проблема их испытаний.

     Снаружи корабль покрыли керамической плиткой. Несколько десятков тысяч деталей были рассчитаны на компьютере. Все они имели разную форму и размер, и ручной расчёт потребовал бы десятков тысяч чертежей. Материал мог выдержать большие перепады температур. Для новой ракеты-носителя Глушко создал самый мощный в мире ЖРД РД-170. В результате механические характеристики "Бурана" не только не уступили Шаттлу, но по некоторым параметрам даже превзошли его.

     Всего на разработку МКС "Буран" дали 8 лет, но полностью система была готова к запуску только в 1988 году. В 1987 году произвели пробный запуск ракеты "Энергия" вместе с экспериментальным спутником "Полюс". Она не вышла на орбиту из-за возникшей в полёте ошибки в системе спутника, но отлично совершила корректировку траектории при посадке.

     Окончательно старт МКС "Энергия-Буран" с космодрома Байконур назначен на 15 ноября 1988 года. Погода выдалась неудачная, объявили штормовое предупреждение. Но запуск ракеты всё равно состоялся. Полёт прошёл по задуманному плану. Отделившись от ракеты-носителя, корабль "Буран" достиг первой космической скорости и вышел на круговую орбиту, совершил два полных витка вокруг Земли. Спустя 209 минут  после старта корабль приземлился в автоматическом режиме на взлётно-посадочной полосе Байконура. Несмотря на тяжёлые погодные условия, посадка была произведена безупречно.

     Запуск МКС "Энергия" означал триумф отечественной космонавтики. Однако первый полёт МКС стал и последним. В 1989 году в возрасте 80 лет скончался её создатель Валентин Глушко. Следующий запуск "Бурана" отложили сначала на два года, потом ещё на год, и ещё...Похоронен В.П.Глушко на Новодевичьем кладбище в Москве. А именем академика по решению Генеральной Ассамблеи Международного астрономического союза в 9184 году назван кратер на видимой стороне Луны.

        Источник:topwar.ru Военное обозрение. История. 15 января 2014 года.

        Автор Мария Ромахина.


Рецензии