О современной России. В. Пелевин, Тайные виды...
гору Фудзи””18+)
В аннотации к роману сказано, в частности: ”Писатель
мастерски изображает различные явления нашей действительности”. Что это за “явления”?
Вот первое - проект “Сколково” – “явление” уже в самом
начале.
Цитаты:
“– Интересно, – сказал Федор Семенович, – столько слышу про
эти сколковские стартапы, а встречаю впервые. Ну расскажи, как
вам там стартапится.
...
Дамиан нарочито комическим жестом почесал затылок.
– Если вообще, – сказал он решительно, – то девяносто
процентов всех стартапов – это чистой воды кидалово”.
– Ух ты. Прямо-таки кидалово?
– Ну не в прямом уголовном смысле. Просто их начинают с одной
целью – создать видимость движухи, чего-то такого
многообещающего и рвущегося в небо, и сразу, пока никто не
разобрался, эту видимость продать”.
И так далее. Оценка этого государственного проекта-
“явления”, откровенно негативная. Правда, несколько
“подслащенная” сравнением со Штатами: там такое же “кидалово”,
только денег (“бабла” в пелевинской формулировке) “пилится”
больше.
И возникает естественный вопрос: много ли людей вообще, а
читателей в частности, знают про “Сколково”? Что это за фрукт
такой?... Думается, проект “Сколково” известен далеко не всем,
разве что тем, кто интересуется инновациями.
И в этом случае, уважающий и себя, и читателей писатель
непременно должен дать как минимум сноску, с информацией об
этом проекте. Её же нет!
А что имеем на самом деле?
Созданные в 2010-2012 годах по задумке тогдашнего
президента России, Медведева Д.А., Наукоград и инновационный
центр «Сколково» включают в себя пять «кластеров»,
специализирующихся в различных областях. К ним относятся
информационные технологии, энергетика, ядерные технологии,
биомедицина и космические технологии.
В окрестностях Москвы построили целый город будущего с
домами, офисами, научными и производственными площадками. Все
это должно было помочь развиваться российской науке и дать
толчок инновациям. Упор сделан и на иностранных инвесторов-
инноваторов.
В проект финансово вложилось вначале государство, но
основные инвестиции пришли от бизнеса. И результаты ощутимые.
Вот, только некоторые:
Компания «Онсинт» представила линейку 3D-принтеров, которые
применяются для изготовления функциональных изделий во всех
отраслях промышленности, а также в медицине.
«Сканформ» — ручные лазерные 3D-сканеры.
«Флай Дрон» продемонстрировала систему единого окна цифровых
сервисов жизненного цикла беспилотников, а «Русдронопорт» —
базу взлётно-посадочных платформ для маршрутизации дронов в
автоматическом режиме.
И так далее...
То есть, проект работает, развивается. Откуда тогда такая
негативная оценка Виктором Пелевиным? Причём, этой темы автор
в романе касается всего на нескольких страницах. Почти
вскользь.
“Поклонники” скажут: это такая “тонкая” сатира! Не
думается так. На самом деле, Пелевин явно старался, чтобы у
любого читателя в голове запечатлелась ключевые слова: В
России «Сколково” – кидалово! Больше, по замыслу автора, знать
не нужно.
Следующее явление – “культурное”. Его касались в так
называемых “спорах” героев романа, находящихся на “излечении”
после буддийских медитаций-джан.
Как всегда приводим цитаты. Пелевин, словами своих
“героев”, нюхающих кокаин, так отзывается о России:
” – У России карма такая, – ответил Юра... - Вон у Толстого
в «Войне и мире», помните? В двенадцатом году, когда Наполеон
наступал, в светских салонах вводили штрафы за французскую
речь. Тогда сосали у французов. А сейчас отсасываем у
англосаксов.
– В каком смысле отсасываем?
– В культурном”.
“– Что с нами вообще произошло за последний век в культурном
плане? – вопросил Юра. – Революция, Гагарин? Да нет. С
ломаного французского перешли на ломаный английский. Потому
что русская культура свои жизненные соки и смыслы не из себя
производит, как Китай, Америка или Япония, а из других культур
подсасывает”.
Браво, Виктор Олегович! Слова “сосать, отсасывать” –
просто авторская находка, свидетельствующая о “высочайшем”
культурном, интеллектуальном, а главное литературном уровне.
Гнуснее не выдумаешь, поскольку “продвинутая” молодёжь и не
только, понимают о чём речь... Так что получается по Пелевину,
нет у России своей культуры – всё копии с других, в данном
случае, с англосаксонской. Да, берём оттуда, но своя,
глубинная, остаётся. О чём Пелевин даже не вспоминает.
Ну и “шедевр”, связанный с войной на Донбассе!
“– Вот тебе другой пример, Ринат. Есть этот Донбасс. Как бы
неофициальная линия боевого соприкосновения с коварным
Западом. И что они там в Донецке устраивают для духовного
самовыражения? Фестиваль русскоязычного рэпа. Рэпа! Это как
если бы с той стороны подъехали «зеленые береты» на «хаммерах»
и организовали конкурс англосаксонских балалаечников. И
победитель в боевой бандане сбацал бы «Светит Месяц» под
английскую речовку и гордо вывесил на ютуб”.
Обратите внимание, читатели – сколько сарказма! Такой бы
употребить, хотя бы, в части употребления наркотиков. Ан,
нет...
Однако, здесь суть, Пелевина и раскрылась: не о трагедии
Донбасса он пишет, не о десятках тысячах погибших мирных
жителей, убитых детей, а, видите ли о фестивале рэпа в
обстреливаемом Донецке!
Да, в разгар войны, в 2017 году, в Донецке с успехом
прошёл рэп-фестиваль “Лава Фест”, собравший тысячи зрителей,
не побоявшихся прилёта снарядов. Это была, прежде всего,
демонстрация несгибаемости и мужества дончан. Но “великий
мастер слова” Пелевин увидел другое. И высказался с
нескрываемым сарказмом про “этот Донбасс”.
Не увидел он и десятки других песенных фестивалей,
проводившихся в этот же период, скажем, такие:
Патриотический фестиваль “Наследники Победы” в 2015 году.
Фестиваль бардовской песни “Большой Донбасс” в 2016 году.
Городской фестиваль детского творчества “Музыка детства”
в 2017 году и другие.
То есть, не только рэпом живёт донецкая молодёжь. Вот
так-то господин-писатель, Виктор Пелевин!
И так, “мимоходом”, проскочившая фраза в одном из
диалогов:
“...если тебя когда по этой линии достанут, то не с белой
ослицей, а с твоими трансиками. И неизвестно, что хуже, потому
что в какой стране мы живем, ты знаешь...”
Для читателей отметим, может, напомним тому, кто читал,
что эпизод с “белой ослицей” – это описание Пелевиным
скотоложства, соития одного из главных героев, Рината, с этим
несчастным животным! Рината обеспокоили возможностью съёмки
сего мерзкого момента.
Да, мы живём в стране, где придерживаются традиционных
жизненных ценностей. Сатанинские ЛГБТ, трансвеститы,
трансгендеры, тем более зоофилы и подобное – у нас не в
законе! Ни в юридическом, ни в моральном, ни в культурном
плане.
Ну и что, скажут “поклонники” в этом разе. Это же не
писатель Пелевин так думает, а всего лишь его герои...
И, конечно, главные “явления” – это морально убогие герои
Пелевина: олигархи и проститутка-феминистка. А чем ещё по
Пелевину характерна Россия?... Не своими же научными и
техническими достижениями, скажем, атомным реактором на
быстрых нейтронах. Не атомным ледокольным флотом, крупнейшим в
мире. Не ребятами, побеждающими на международных олимпиадах по
физике, химии, ИТ-технологиях. Не бесстрашным путешественником
Фёдором Конюховым. Не великим балетом Большого Театра. Не
бизнесменами-строителями, построившими Крымский мост...
Нет, одни убогие олигархи-наркоманы, проститутки, да
воинственные феминистки! Такой формируется образ России для
тех стран, на языки которых переведены “Тайные виды”, впрочем,
как и другие.
Этот “феномен” в романе – феминистки - отметим в
особенности! Отнести их к “явлениям нашей действительности”
нельзя никак, поскольку в России феминизма в его самом
уродливом, радикальном виде, как “преодоление подчинения
женщин мужчинам” – нет!
Существует множество женских организаций, занимающихся
тем, что у нас зовётся обобщённо “вопросами труда и соцзащиты”
женщин, их участия в общественной, политической,
управленческой деятельности и иное в этом русле.
Феминистки Пелевина, которых он назвал “Новые охотницы”
(что интересно – охотницы за мужчинами!) – это “явление”, в
своём радикальном варианте процветало (где-то в 60-70 годах 20
века) в США. Самая яркая представительница - Робин Морган —
американская писательница, политический теоретик, основатель и
соучредитель феминистских организаций, например такой: “New
York Radical Women”.
Собственно, все её идеи – основную их суть, как борьбу с
мужской “патриархией” - Пелевин и воплотил в своих
“охотницах”. Отдадим должное писателю, как и “олигархическую”
половину, он умело показал всю гнусность этих “новых”. Даже
развил их идеологию от вагины до Вселенной!
И здесь опять скажут – сатира это! И опять же отметим:
“неподражаемая сатира” Пелевина – это как дышло, повернуть
можно в любую сторону: то ли в сатиру, то ли всерьёз. Однако
сам-то писатель описывает “охотниц” с нескрываемой симпатией,
даже можно сказать - с любовью. Судите сами.
Перед Таней, некая феминистка Жизель, предстала в таком
образе:
“Перед Таней стоял агрессивно перекачанный мужик в
коротких спортивных шортах”.
Далее Таня видит и лысину, и усики. Ей демонстрируют –
мужское “хозяйство” и четыре яйца между ног! Возникают у Тани
противоречивые чувства-сомнения, но, вскоре, развеиваются.
“Жизель снова улыбнулась. Улыбка у нее была хорошая и
добрая. И, несмотря на усы, женская”.
Всё – “неподражаемая” сатира улетучилась! Дальнейшее
(впрочем, как и предыдущее), любой читатель будет воспринимать
вполне себе серьёзно. Ну, разве что с налётом мистики, там,
где про вселенскую мать, “Священную игуану”, вся Вселенная
создалась из вагины и т.д.
Характерная цитата:
“Пройдя через женскую матку, веревка смерти уходит к центру
Земли, где живет Священная игуана”.
Ну и чтобы не терять своё кредо “неповторимости” и
“великости”, подчеркнуть свою “сатиру”, Пелевин вводит своё,
неизменно гнусное – обыденный мат. Он отражён в двух ключевых
постулатах его феминисток: “***мразь” – так они называют
мужчин, и “****окрюк” – магическое действо по “заякорению”
мужчин.
Возникает вопрос: зачем Пелевин так подробно описывает
“Новых охотниц”, их идеологию? Ведь для России это абсолютно
не характерно и чуждо!
Очевидно, очень хочется, чтобы такое мракобесие и у нас
появилось! Однако, тщетно, господин В.О.Пелевин...
Май, 2025 года.
Свидетельство о публикации №225062100932