Карашауай и Арашауай
Кара – чёрный;
Карангы (кече) – тёмная ночь;
Кара – смотри:
Кара (таныгъан) – знающий грамоту;
Кара (кюч) – Тёмная сила (Сильный человек); Къара боран – сильная буря, буран;
Кара (кесеу) – Черная головешка;
Кара жер – подземелье;
Кара суу – Черная вода (подземная вода, чистая вода);
Кара сау/шау – подземная, целебная вода;
В термине «Къара» существует корень «Ара» - середина, межа, граница;
Известно, что из подземных слоев земли выходит много разновидностей водной субстанции;
Их различает, то, что мы называем промежуточное, то есть с балкарского языка (Ара-середина, промежуток);
Къара суу – подземная вода;
Къара шаудан/саудан – Подземная целебная вода (дан-аффикс принадлежности в тюркских языках: таудан –из горы (тау –гора); Къардан – из снега (къар-снег);
В термине «Сау/Шау» мы имеем:
Сау/Шау – целый;
Сау/шау – невредимый;
Саулукъ/Шаулукъ – здоровье;
Сау/Шау- доить (корову, козу, овцу и т.д.);
Сау бар, сау кел – иди здоровым, невредимым, возвращайся здоровым, невредимым;
К примеру, название реки Шаукам – имеет значение – Шау/Сау – чистая; Кам – река; В целом значение название реки «Шаукам» - Чистая река;
В контексте приведенных терминов и примеров, отметим те обстоятельства, где между водными субстанциями, идет взаимосвязь того, как и откуда, какого свойства вода вытекает, или выходит из-под земли.
Къара суу – вода, выходящая из-под земли (из-под скал, горы);
В термине «Къара» - есть значение «Ара» - середина, промежуток, граница;
Как в целом в тюркском мире, так и в карачаево-балкарском мировоззрении мир состоит из трёхчастного деления мировой жизни: верх, середина, низ.
Верх – небо; Середина – земля; Низ – из-под земли (вытекает вода);
Качество и свойство воды отличает термин «ара» - середина между чем-то;
Къара – Ара –Шау /Сау – такое сочетание слов дает значение: Подземной, целебной воды;
В балкарском языке существует два диалектных слова в обозначении воды подземной, как «Къара» и «Гъара», значения одинаковые, но зачастую газированную воду балкарцы называют «Гъара суу». На наш взгляд это больше всего связано только с диалектом более древнего тюркского языка сохранившееся у балкарцев в таком виде.
Къарашауай и нартский эпос
Нартский эпос – эпос карачаево-балкарского народа имеет многотысячелетнюю историю и связано с такими эпическими названиями, как Бештау – Пяти Гор – хребет Центрального Кавказа от горы Казбек и Миги тау – Эльбрус;
Къырк суула – термин многозначный, связано с такими названиями, как местность между горами Казман тау и Мингитау, в современности нарты-горцы живущие между горами Казбек и Эльбрус, то есть речь идет о балкарцах:
«Минги тау бла Къазман тауну арасында жашай, Къыркъ да сууну боюнларында жашап – «нарты жили на берегах Къыркъ суу между горами Минги тау Къазман тау», с.13. Б.Х.Мусукаев «Очерки балкарской ономастики», издательство КБНЦ РАН, 2007.
«Кырк – Маджар» древняя столица предков балкарцев и карачаевцев, зафиксирована в преданиях балкарцев и карачаквцев, Клапрот, Бессе, и др. в первой половине XIX в.
Кырк – Иер, родина асов в Крыму, зафиксировано в XIII веке.
Горы Казбек, как «Казман тау»; Эльбрус – Минги тау; Дыхтау и др.
Реки: Итиль суу – Волга, Черек, Терк;
Моря: Къара Тенгиз – Черное море, Азакъ тенгиз – Азовское море, Хазар тенгиз – Каспийское море;
Хребты гор: Сары Арка – Биз нартла Сары Аркадан аугъанбыз – Мы нарты, перевалившие Сары Арка. Где «Сары» это жёлтые (горы), «Аркъа» - хребет, гора (спина, сзади).
Сары Арка – историческая местность начинается у Аральского моря;
Къула тюз – название, которое бытует у балкарцев и в наше время. Къула тюз – это выжженная безводная степь. У балкарцев существует проклятие: «Къула тюзде къалгъын сен» - «Чтобы ты остался в выжженной и безводной степи». Несомненно, такие факты, подтверждают то, что исход балкарцев в горы Центрального Кавказа происходил в очень древние времена из ПриАралья в горы Беш Тау – Пятигорье.
Термин «Нарт» состоит из двух корневых слов «Нар» - лес, и «Арт» - гора, хребет», нарт –гора-лес, классическое наименование в мировой истории лесистых гор.
Термин «Нарт» многозначный и имеющий название, как к природе, так и к человеку.
Нарат – сосна; Наргъы – пойменный лес; Нарт Бора – Лесная чаща, хвойный лес; Нарт зол (жол) – Дорога нартов;
«Арт» - хребет, гора, перевал, сзади, гряда гор (Тау Арты – Та сторона , гряда гор в значение за хребтом);
«Арт» - горец, человек (артдагъы); Арт – земля;
Къарашауай
Из нартского эпоса балкарцев и карачаевцев один из значимых героев эпоса выступает нартский герой «Къарашауай».
Къара – сильный, могучий;
Къара – вырос в подземных ледниках;
Къара – пил чистые воды;
Шау/Сау – здоровый, невредимый, сильный;
Ай – священный, освященный (бай, бий) – князь, имеющий священное предназначение;
Исходя из перечисленного имя «Къарашауай» состоит из корневых слов: «Къара»; «Ара»; «Шау/Сау»; «Ай»;
Такое сочетание подчеркивает время, место, где рос герой нартского эпоса балкарцев и карачаевцев. Нартский герой «Къарашауай» - жил в подземных ледниках Минги тау и вырос, питаясь целебной и священной воды - Къара арашау ай, которое сегодня мы называем «нарзан».
В тюркском языковом ареале термин «нарзан», как очевидное имеет тюркские корни: аржан, арашан, арасан, арашауай и т.д.
Лечебные источники на тувинском языке называются аржаанами. Известны Капалар арасанские минеральные воды аула Арасан в Казахстане;
Слово "аржан - суу", алтайцев, у киргизов - "арашан" и у балкарцев гъарасу, сохранился в эпосе балкарцев и карачаевцев, как «Къара» - «Арашауай» - святая целебная вода и имя героя Къарашауайя, который вырос в подземных ледниках мировой горы Минги тау, питаясь лечебной, святой водой.
И недаром гора Эльбрус – Минги тау – это родовая гора ас-алан предков балкарцев и карачаевцев.
Нарты – это самые первые предки балкарцев и карачаевцев.
Их называли Нарт гуртла – народ волков.
Одним из отцов начала народа, от которого потом произошли нарт гуртла, был нартский кузнец Дебет.
Нартский эпос балкарцев и карачаевцев считается самым из архаичных, древних эпосов Кавказа. Он сохранился в основном в стихотворной форме, что подчеркивает его древнюю историю.
«Например, согласно одному из вариантов сказаний о рождении Золотого Дебета, Бог создал его «из части своего сердца». «Золотым Дебетом назвал он того первого нарта/ И его поселил у подножья великой горы Эльбрус...» [7. С. 305]. В песне же «Рождение нартского кузнеца Дебета» он - сын Тейри Неба и Тейри Земли:
Эртте-эртте, дорбунлада тургьанда, Таш тегене, агъач элек болгъанда, Кёк Тейриси Жер Тейрисин алгъанды, Кёк кюкюреп, бу Жер бууаз болгъанды. Тогьуз жылны, тогьуз кюнню бууаз болуп тургъанды…» Мотив чудесного рождения в нартском эпосе карачаевцев и балкарцев. © 2016 Хаджиева Т. М.
«РОЖДЕНИЕ НАРТСКОГО КУЗНЕЦА ДЕБЕТА
Давным-давно, когда [люди] в пещерах обитали,
Когда корыто из камня, [а ] сито из дерева было, Тейри
Неба женился на Тейри Земли,
Загрохотало небо — и земля зачала.
5 Девять лет и девять дней она тяжелой была,
Потом земля разверзлась, и родился Дебет.
Суу анасы * приняла его и искупала. [Вместо груди]
бурные реки ему в рот направила.
Суу анасы стала [его] молочной матерью,
10 Она вырастила [его], научила мудрости.
сс.302-303. Нарты.
И другой эпизод связан с рождением внука Дебета Карашауайя:
«Батчалыу а сабийни алып, дейди,
Минги тауну бир къаясыны тюбюне элтгенди да, дейди,
Бузладан да бешик а этгенди, дейди,
Буздан а эмчек этип, аузуна салгьанды, дейди,
Алайда къоюп а кетгенди, дейди.
Бир садакъчыкь да ишлеп а, дейди…», сс.169-160. Нарты.
155 А Батчалыу отнесла ребенка, говорят,
К подножию одной скалы Минги тау, говорят.
Из льда сделала люльку, говорят,
Из льда сделав соску, дала [ребенку]
И ушла, оставив [его] там, говорят.
160 Потом сделала маленький лук, говорят..», с.416. Нарты. М. 1994.
В контексте процитированных фрагментов нартских сказаний о Карашауйе отчетливо видно, что его родина это гора Минги тау, его колыбель, бешик льды Эльбруса.
96. РОДНИК КАРАШАУАЯ
Сын Алаугана Карашауай жил на вершине Минги тау. [Он] выкопал в седловине Минги тау [яму ], и оттуда забил чистый, прозрачный ключ.
Вот это и есть родник, который называют «Родник Минги тау, дающий бессмертие».
Карашауай, разломав ледники Минги тау, раскалывал лед на мелкие куски и ел их вместо хлеба, а запивал [этой] родниковой водой. Вот так он жил.
И сейчас, когда видят долгожителя, говорят: «Наверное, он пил воду [из родника] Минги тау».
Птицы и сегодня летают к бессмертной воде и пьют ее.
Ведь им в отличие от человека очень просто подняться на вершину горы. Вероятно, поэтому они так долго живут.
97. КАРАШАУАЙ НЕ УМЕР, ОН ЖИВ
1 \ По рассказам стариков, Карашауай вместе со своими нартскими друзьями
Во многих походах бывал,
Много испытаний перенес.
С эмегенами не раз сражался
И всегда возвращался с победой над ними.
5 По своей доброте и храбрости
Среди нартов одним из лучших
Нартов он считался.
Из любого трудного положения
Он выходил победителем.
10 Хотя эмегены намного сильнее нартов были,
Он всегда их побеждал.
Постоянно враждуя с ними,
Он истребил их всех.
Он сражался и с другими врагами, которые нападали на нартские земли.
Рассказывают, однажды к нартам прискакал гонец с вестью, что с юга на нартские земли напал враг. Все нарты поднялись на борьбу с ним. Карашауай тоже был среди них…», с.484. Нарты. М.1994.
Мне дороги слова балкарского князя и просветителя Исмаила Мурзакуловича Урусбиева сказанные в 1829 году, в рассказе о маджарском хане Тума-Мариен, как назидание потомкам:
«От некогда свободной и могущественной нации, от которой, у нас сохранились лишь воспоминания о ее былом величии, воспоминания, которое мы храним среди этих скал, превращенных нами в убежище нашей независимости. Единственного наследия наших отцов, ради которого всегда готовы отдать жизнь мы и наши дети».
Къара-шау-ай – нарт выросший у родовой горы Минги тау и имя его охранная грамота его потомкам ас-алан балкарцам и карачаевцам. В его имени сокрыто название чистой, целебной, священной воды – Къара-шауай – Арашауай и его место рождения!
Известный исследователь карачаево-балкарского нартского эпоса Танзиля Мусаевна Хаджиева в своей статье «Мотив чудесного рождения в нартском эпосе карачаевцев и балкарцев» пишет о Карашауайе: «В сказании «Карашауай не умер, он жив», в котором повествуется о том, что Карашауай, истребив врагов нартов, покинул нартскую страну и поселился на Эльбрусе, читаем:
«Почему же Карашауай вернулся туда, на Эльбрус? - Он вернулся потому, что, когда был маленьким, ледники (сосульки) Эльбруса были для него материнской грудью, он вскормлен ими.
Говорят, что, где бы человек ни был и ни скитался, его к старости тянет туда, где он вырос. Вот поэтому он и вернулся на Эльбрус» [4. С. 485].
Нам кажется, что согласно именно этому представлению балкарцев и карачаевцев, их нартские герои (причем герои, связанные только с архаическим слоем эпики) «возвращаются туда, откуда пришли»: Дебет, Сатанай и Ёрюзмек - в небо, Сосурук -в камень, а Карашауай - на Эльбрус». Мотив чудесного рождения в нартском эпосе карачаевцев и балкарцев. © 2016 Хаджиева Т. М.
Хадис Тетуев, историк, 21.06.2025 г.
Свидетельство о публикации №225062100941