Вооруженные силы Московы после смуты

Вооруженные силы Московского государства в период Смуты разрушились, и состояние их организации значительно ухудшилось. Боярские дети практически исчезли, а стрелецкие полки в основном преобразились в казачьи отряды, взявшие на себя новое название. Во время Смутного времени они действовали вместе с частями служилых и зависимых казаков, однако не смешивались с ними в организационном плане. Стрелецкие полки показали свою стойкость в защите городов как в начале мятежа, так и в противостоянии с поляками. После Смуты правительство решило восстановить и увеличить состав стрелецких полков, а также служилых казаков, учитывая их эффективность. К 1634 году общее количество стрельцов увеличилось до 25 669 человек, из которых 22 972 были пешими и 2697 конными. При формировании стрелецких полков правительство напоминало воеводам, что стрельцами не могут быть холопы и крестьянские люди, их могли набирать только из вольных людей, что и стало основой формирования семей стрелецкой службы. Служба в стрелецких полках все менее стала передаваться по наследству и больше зависела от личных заслуг. Жалования стрельцов состояло из денежных выплат и хлебного довольствия, в среднем составляя 3 рубля и 12 четвертей ржи в год. В некоторых городах вместо хлебного жалования стрельцы получали земельные наделы в размере от 8 до 12 четвертей, что вынуждало их заниматься сельским хозяйством. Второй важной силой были служилые казаки, которые после избрания Михаила Федоровича и роспуска народного ополчения стали основной боевой силой. Однако среди казаков также оказалось много холопов и крестьян, что привело к необходимости очистки их рядов. В 1630-х годах численность служилых казаков составила 11 000 человек. Изменения коснулись их внутренней структуры, и они вместо станичной организации с выборными атаманами получили сотенное устройство по образцу стрелецкой организации. Их жалование также состояло из денежных выплат и кормов, причем атаманы получали 10 рублей, есаулы — 8 рублей, а рядовые — 6 рублей в год, а также корма от городского населения. Вместо кормового жалования казаки получали земельные наделы в 20 четвертей, при денежных окладах для сотников и десятников. Кроме того, как и стрельцы, казаки пользовались налоговыми и другими льготами. За свою службу казаки обеспечивали себя собственными конями и оружием, однако иногда им предоставляли казенные пищали. Казаки делились на полковых, городовых и сторожевых. Восстановление вооруженных сил требовало инвентаризации имеющихся земель, из которых значительная часть оставалась пустой (60-70%).

Правительство организовало масштабное расследование для определения числа земельных наделов, принадлежащих дворянам и детям бояр. На основе собранных данных начали формироваться полки, в состав которых включали «новиков», которым предоставляли от 100 до 350 четвертей поместной земли и денежное вознаграждение от 5 до 11 рублей. К 1632 году в войске насчитывалось 27 433 представителя дворянства и детей бояр, из которых 2642 проживали в Москве, а остальные 24 781 были из городов. В зависимости от рода службы, их делили на полковых и тех, кто не годился для полковой службы в осадных войсках, численность которых составила 11 583 человека.

Помимо комплектования вооруженных сил из детей боярских, дворян и казаков, правительство также занялось созданием войск «нового строя». Для этого оно привлекало иностранных специалистов, которых в 1631 году было: 4 полковника, 3 подполковника, 3 майора, I квартирмейстер, 13 ротмистров, 24 капитана, 28 поручиков, 25 прапорщиков и 87 сержантов, капралов и других, всего — 190 человек. Иностранцы должны были обучать новые полки искусству владения оружием и военному строю, а также готовить начальный состав из русских людей.

Комплектование войск нового строя проводилось из дворян и детей бояр, не имеющих земли, из казаков и добровольцев. В новые полки входили солдатские, рейтарские, драгунские и позднее гусарские подразделения. Каждому записавшемуся в ряды новых полков назначалось ежегодное жалованье в размере 5 рублей и суточные на корм в размере 3 копеек. Для увеличения численности войск нового строя было введено предписание о принудительном наборе даточных людей, где население обязано было предоставлять определенное количество солдат по расчету — 1-2 солдата на каждые 3-4 человека мужского населения.

Солдатские полки были пехотными, и правительство, ориентируясь на опыт солдатских формирований, решило создать также конные полки: драгун и рейтаров. Процесс формирования рейтарских и драгунских полков проходил более успешно, чем создание солдатских, так как служба в рейтарах была более почетной и лучше оплачиваемой. Рядовые получали три рубля, а на содержание лошади — два рубля в месяц. К 1634 году было создано 10 полков нового строя общей численностью 17 000 человек, из которых 6 составляли солдатские, а 4 — рейтарские и драгунские полки. Обучение этих полков осуществлялось иностранными инструкторами, что создавало дополнительные затраты и языковые барьеры, поэтому правительство старало заменить их на русских, и к 1639 году из 744 старших офицеров уже 428 были русскими, а 316 — иностранцами.

Использованные матриалы: А.А. Гордеев История казачества.


Рецензии