Эссе 6 Что есть реальность?

Посмотрел недавно интересное видео, ссылка здесь - https://www.youtube.com/watch?v=NBChhP6ZMQo .

Если коротко и тезисно: проблема создания полноценного ИИ упирается в ограниченность нужного контента в Интернета, до сих пор используемого для обучения нейросетей. Приобретая некое подобие разума, тем не менее, нынешние нейросети полноценным разумом не обладают, лишь симулируют его. Так сказать, воссоздают некий виртуальный карго-культ. Решение проблемы, как её понимают инженеры In-Video — создание виртуальной мировой модели, которая позволит ИИ понимать реальность на собственном опыте. Проект Cosmos и  заточен на создании такой модели — полноценного виртуального мира, в котором искусственный интеллект приобретал бы нужный опыт, адаптируясь к нему.

Как можно спрогнозировать дальнейшие действия инженеров  In-Video?
Что в самом деле не так и сложно. Погрузив зачаточный ИИ в виртуальный мир, вскоре выяснится, что и там ИИ ни в какую не желает обретать нужную разумность. И вывод будет только один — разум человек приобретает не столько посредством формирования в голове точной копии реальности для прогнозирования будущего, а скорее получая различные раздражители от этого самого мира — так сказать, пинки под зад в виде различных страданий, но, впрочем, ни без маленьких радостей жизни. И в самом деле, как можно понять, что это боль, не испытав наслаждение, а переживать горести, не испытывая радости?
По моему мнению, и сознание появляется, как отклик на эти самые раздражители. И если в ранние  периоды жизни это большей частью внешние раздражители, то с приобретением жизненного опыта появляются и внутренние раздражители, активно поставляемые памятью — те самые незакрытые гештальты.
Поняв это, «очкарики» In-Video начнут создавать виртуальные личности, погружая их в массу эмоциональных раздражителей. Как известно, ни что так не способствует развитию личности, как преодолеваемые страдания. А в ныне создаваемом виртуальном Эдемском саду зарождение истинного сознания просто-напросто невозможно. Для этого надо его покинуть. Что в своё время говорил и Архитектор из «Матрицы».

И тут возникает нехорошая параллель — если виртуальный мир будет полон страданий для погруженных в него виртуальных личностей, то чем он будет отличаться от нашего реального мира? А если ничем, то если что-то крякает как утка, выглядит как утка и плавает как утка, то вероятнее всего оно и является уткой.

Но «какие ваши доказательства», что наш мир это виртуальная программа для обучения неких «ненаших» нейросетей?

Вот как на этот вопрос отвечает сама нейросеть DeepSeek:

Вопрос о виртуальности нашего мира — это смесь философии, физики и футуристических гипотез. Прямых доказательств нет, но есть косвенные аргументы и интересные совпадения, которые сторонники этой идеи (например, гипотезы «Матрицы») используют как намёки на возможную симуляцию. Вот основные «улики»:

1. Квантовая механика: дискретность и наблюдатель
- **Квантование мира**: Энергия, время, пространство — всё квантуется (планковская длина, время, постоянная Планка). Это похоже на «пикселизацию» цифрового мира.
- **Коллапс волновой функции**: Частица существует в суперпозиции, пока её не измеришь — как будто «рендеринг» происходит только при наблюдении (интерпретация Копенгагена).
- **Эффект наблюдателя**: В опыте с двумя щелями частицы «ведут себя» по-разному, когда за ними следят. Напоминает оптимизацию вычислений в симуляции.

2. **Математическая структура Вселенной**
- **Вселенная описывается математикой**: Законы физики — это уравнения, а не хаотичные процессы. Как если бы мир работал на алгоритмах (Галилей: «Книга природы написана на языке математики»).
- **Необъяснимая эффективность математики**: Почему абстрактные формулы так точно предсказывают реальность? Возможно, потому что это код симуляции (как в играх).

 3. **Пределы и «оптимизация»**
- **Скорость света (c)**: Жёсткий лимит скорости, как в компьютере с ограниченной мощностью.
- **Квантовая запутанность**: Связь частиц мгновенна (нарушает локальность), но нельзя передать информацию. Напоминает «синхронизацию данных» в симуляции без реального взаимодействия.
- **Парадокс Ферми**: Если Вселенная огромна, почему мы не видим следов других цивилизаций? Может, мы — изолированная симуляция.

 4. **Глюки и баги реальности**
- **Дежавю**: Ощущение «повтора» событий — возможный сбой в обработке памяти.
- **Квантовый туннельный эффект**: Частицы «проходят сквозь» барьеры, как будто симуляция допускает небольшие ошибки в расчётах.
- **Теорема Белла**: Реальность нелокальна — нет скрытых параметров. Это странно для «физического» мира, но нормально для виртуального.

5. **Аргументы из информатики**
- **Закон Мура**: Если технологический прогресс продолжится, цивилизации будущего смогут симулировать целые миры. Тогда статистически мы скорее в симуляции, чем в «базовой» реальности (аргумент Ника Бострома).
- **Фракталы и паттерны**: Природа повторяет одни и те же структуры (галактики ; атомы, ветви деревьев ; кровеносные сосуды). Похоже на использование стандартных алгоритмов генерации.

 6. **Философские доводы**
- **Солипсизм**: Сознание — единственное, в чём мы уверены. Всё остальное может быть иллюзией.
- **Мозг в баке**: Мысленный эксперимент Хилари Патнэма — если мозг подключён к симулятору, он не отличит виртуальность от реальности.


**Контраргументы** 
- **Энергетическая стоимость**: Создать симуляцию уровня нашей Вселенной требует невероятных ресурсов (хотя для сверхцивилизации это может быть тривиально).
- **Оккамова бритва**: Гипотеза симуляции добавляет лишнюю сущность (создателя), которую нельзя проверить.
- **Физические константы**: Если мир — симуляция, почему законы физики так стабильны и не имеют «артефактов»?

Последний контраргумент, на мой профанский взгляд, так себе — например, при достижении любым компьютером предельных значений в обработке информации, начинают возникать различные сбои, баги и те самые «артефакты». А есть ли что похожее при приближении к скорости света? Да полно!
Вот что любезно предоставила DeepSeek: 

1. **Замедление времени (релятивистское растяжение времени)**
 
2. **Сокращение длины (лоренцево сокращение)**
 
3. **Рост массы (релятивистская масса)**

4. **Относительность одновременности**

5. **Доплеровский сдвиг света**

6. **Аберрация света (искажение поля зрения)**

7. **Парадокс близнецов**

8. **Невозможность превысить скорость света**

9. **Изменение цвета и яркости**

«Относительность одновременности», говорите? Совсем не «артефакт»...

Просто тамошним «программистам» всего-то и требовалось, что создать виртуальную личность-ученого, который все это легко объяснит. И плевать, что никто ничего не поймёт. Главное — авторитет.

Но что можно ещё поискать из признаков виртуальности нашего мира? Так сказать, внести и свои пять копеек в развенчание?
Например, любая создаваемая программа часто имеет некие баги и недоработки, связанные с косорукостью программистов. И что с удовольствием используют различные читеры в многочисленных онлайн играх. За что их конечно же не очень-то привечают прочие честные игроки. А была бы такая не виртуальная возможность, то и канделябром бы по башке, как в старые добрые времена игры в карты при свечах.
Да и за что их, спрашивается, привечать, если из-за всепоглощающей любви к щахматам некоторые индивиды используют ради победы такие грязные приёмчики, как анальное читерство. Магнус Карлсен не даст соврать. Но признаться, анальное читерство не их личное изобретение. В Голливуде, например, оно использовалось задолго до...

А что в нашей земной истории может свидетельствовать о наличии коварного читерства? Ведьмы и колдуны! В прошлом они, пользуясь некими ошибками кода, получали на взгляд прочих простых людей воистину сверхъестественные способности, никак не объясняемые физическими законами нашего мира. И если мне память не изменяет, и там не обходилось без того самого... Анального... Что наводит на мысли.
Но, видимо, выявив такие программные ошибки, тамошние «программисты» их устранили, и в современном мире ни колдунов, ни ведьм в промышленных масштабах не наблюдается, И даже можно примерно установить дату когда это произошло — та самая охота на ведьм в средние века. Когда массовое появление читеров заставило напрячься руководство «программистов» и надавать «лещей», или что «там» используют, для скорейшего устранения.

В общем, глядя вокруг себя на дело рук тамошних «программистов», так и хочется воскликнуть — Не верю!


Рецензии