027 Д. Листер 1827-1912 гг
Джозеф Листер родился четвертым ребёнком 5 апреля 1827 года в Аптоне (графство Эссекс). В 1852 году с отличием закончил Лондонский университет и получил степень бакалавра медицины. После окончания университета был назначен в колледже университетской больницы на должность резидент-ассистента. Через некоторое время Джозеф переехал в Эдинбург, где устроился на работу в клинику Сайма. Если в Лондонском университетском колледже было 60 хирургических коек, то в Эдинбургском госпитале — 200. через месяц своего пребывания в Эдинбурге Листер стал постоянным помощником Сайма во время операций. Вскоре освободилось место штатного ассистента, и Сайм предложил его Листеру. После этого Листер уже самостоятельно производил все несложные операции, и у него к тому времени было 12 помощников. Нередко Листер демонстрировал операции студентам. 7 ноября 1855 года Листер занял место Сайма и стал читать курс по основам хирургии. В апреле 1856 года Листер женился на дочери Сайма, Агнессе. В это время в университете в Глазго освободилась кафедра хирургии, которую по рекомендации Сайма, занял Листер. Здесь он развернул научную работу по усовершенствованию оперативной техники: предложил нвый метод резекции лучезапястного сустава при туберкулезе, стал применять в качестве шовного материала антисептический рассасывающийся кетгут и т.д. В 1869 году учителя и тестя Листера разбил паралич, и он не смог вернуться к хирургической деятельности. Он предложил свое место Листеру, который во второй раз стал профессором хирургии в Эдинбурге. С этого времени он вплотную занялся вопросами антисептики.
Дело в том, что в течение долгого времени хирурги рассматривали нагноние как нормальный и даже благоприятный фактор при заживлении раны. Они стремились не к заживлению раны первичным натяжением, а к «хорошему и желательному нагноению». Лишь если нагноение принимало гнилостный характер, то хирурги настораживались. Однако еще в ХIII веке этот взгляд изменился под влиянием итальянской хирургической школы. Во главе ее стоял знаменитый хирург Гуго Боргоньони, который утверждал, что надо стремиться к первичному натяжению без нагноения и предложил особую алкогольную повязку. Таким образом, он был одним из предшественников Листера в деле антисептики. Кроме того долгое время считалось, что причиной разложения и нагноения является кислород. Но великий Пастер доказал, что истинная причина нагноения это мельчайшие живые существа, находящиеся в воздухе. В 1866 году, уже зная, что всякая инфекция связана с наличием микробов, которые заносятся из воздуха, Листер решил оградить раны от них.
В 1865 году он, убедившись в антисептическом действии карболовой кислоты, применил повязку с ее раствором в лечении открытого перелома и распылил карболовую кислоту в воздухе операционной. В 1867 году в журнале «Lancet» Листер опубликовал статью «О новом способе лечения переломов и гнойников с замечаниями о причинах нагноения».
Однако вскоре Листера публично обвинили в том, что он «приписывает первое хирургическое применение карболовой кислоты» себе, хотя об этом было уже известно. Листер возражал, что ранее он был не знаком с трудами Жюля Лемера, «поскольку работа французского хирурга, похоже, не привлекла внимания представителей нашей профессии». Кроме того Листер указывал, что в его методе «новинкой было не применение карболовой кислоты в хирургии (на что я никогда не претендовал), а методы ее применения с целью защитить заживающие раны от внешнего проникновения». Ознакомившись с работой Лемера, Листер также указывал, что французский медик слишком широко рекомендовал применение карболовой кислоты и не предлагал никакого метода или руководящего принципа использования, а также рекомендовал слишком слабый раствор кислоты. Однако дискуссии относительно приоритета в открытии антисептики не прекращались до конца жизни Листера.
До 1877 года Листер работал в Эдинбурге, после чего по приглашению переехал в Лондон для работы в Королевской больнице. Здесь он также вел преподавательскую деятельность вплоть до 1882 года. В Англии врачи и общественность не подвергали сомнению приоритет Листера в вопросах антисептики, и он пользовался огромным уважением. Признание его отцом антисептики стало вопросом национального престижа.
Как альтернатива антисептике в конце ХIХ века возникла асептика. Ее основоположником был немецкий хирург Э. Бергман. Он установил твердые правила: и руки хирурга, и операционное поле, и инструменты должны быть стерильными. На X Международном конгрессе хирургов в Берлине в 1890 году принципы асептики при лечении ран получили всеобщее признание.
Если поначалу казалось, что это два альтернативных метода, то последующее развитие показало, что асептика и антисептика не противоречат, а дополняют друг друга.
Джозеф Листер скончался 10 февраля 1912 года в английском городе Уолмер и был погребен в Вестминстерском аббатстве. В некрологе от имени Британской королевской коллегии хирургов было сказано: «Его спокойный характер, невозмутимый темперамент, непреклонная воля, безразличие к насмешкам, терпимость к враждебной критике — все это сделало его благороднейшим человеком. Плоды его труда останутся навечно. Человечество будет благославлять его всегда, и слава его будет бессмертна». В честь Джозефа Листера назван род бактерий листерия (Listeria), включающий патогенный для человека вид Listeria monocytogenes.
Свидетельство о публикации №225062201116