Азан

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза) (Аллах превыше всего).
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза) (Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единым-Единственным Богом).
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза) (Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).
Хайя ‘аля ссаляя (2 раза) (Спешите на молитву).
Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза) (Спешите к спасению).
...
Впервые проникновенно я слушал этот призыв ночами безлунными в ростовом окопе на вершине горы ... ожидая смерть и наслаждаясь красотою призыва к молитве.
Мы были готовы к бою, ощущая страх неизвестности в безлунной ночи. Именно тогда, среди ночи, я и начал прислушиваться к этим мелодичным звукам азана — традиционного мусульманского призыва к молитве.
Услышанные тогда мною звуки азана были словно голос самой вечности, мягко струящийся между вершинами гор, касаясь моего сердца. В те моменты меня окутывала тьма безлунной ночи, в которой таилась тревожная неизвестность, но мое сердце наполнялось новым для меня чувством мира и спокойствия. Казалось, будто весь мир замирал вокруг меня, исчезала тревога перед смертью, оставался лишь покой, охвативший душу.

Затем, когда тусклый свет начинал пробиваться сквозь горизонт, возвещая конец ночи, я шел к своему другому укрытию — глубокому окопу, где можно было прилечь. Там меня настигало необычное ощущение полной внутренней тишины, полного растворения всех тревог и стремлений. Я навсегда сохранил воспоминание об этом загадочном чувстве покоя.

Мы с товарищем располагались в тени под импровизированным навесом из старой плащ-палатки, натянутой над нашим окопом. Разговоры наши были редкими и лениво растянутыми во времени — порой лишь пару слов звучало каждый час. Цель была проста: избегать любых ненужных телодвижений, лишних разговоров, волнений и размышлений. Ведь каждое лишнее движение означало потерю драгоценной влаги, которую организм терял вместе с потом даже при малейшем напряжении мышц или концентрации мысли. А это при дефиците воды под палящим солнцем было очень и очень важно, позволяя меньше страдать от постоянной изматывающей тело и душу жажды.

Именно таким образом мы бессознательно находили способ обрести глубокое умиротворение среди хаоса войны. Этот особый покой помогал выжить, сохраняя силы и энергию, необходимые для противостояния суровым условиям. Впервые именно тогда, в столь непривычных обстоятельствах, я познал этот тихий, необъяснимый внутренний мир, подаривший возможность почувствовать себя живым несмотря ни на что.

А когда на закате солнца я слушал звуки азана, быть может меня завораживало и то, насколько гармонично звучала эта молитва в окружающем нас пространстве, где, казалось, она сливается с природой. Впоследствии  я стал все чаще задумываться над строками древних священных книг, говорящих о том, что вся природа создана для прославления Аллаха.

«Аллах! Эллохим!» - эти древние слова стали символом истории человечества, запечатленной в каждом звуке молитвы, проходящей сквозь века и континенты. История наших предков живёт в ритме звуков мольбы, идущих от поколения к поколению. В каждом вздохе и звоне молитвы хранится мудрость тысячелетий, создавая тонкую ткань связи между всеми народами мира.
Арабское Аллах и Еврейское Элохим — в этих словах заключена многотысячелетняя история народов, говорящих на афразийских языках, сформировавшихся в зонах языкового контакта между племенами Африки и Азии на Ближнем Востоке. Здесь предки древних цивилизаций вышли из Африки и начали свое дальнейшее расселение.
Ни один современный переводчик не способен передать всю глубину сотен тысяч лет этой истории, начинающейся с первых святилищ и ритуальных камней, на которые возлагались останки погребенных людей и возлагались их человеческие челюсти, ставшие древнейшими археологическими находками региона, иллюстрирующими развитие символического поведения и объективирующие некую сакральную мудрость и знания, которые современному человечеству еще только предстоит осознать, постичь и воплотить.

Слово «Аллах» происходит от арабского корня ;;;; (al-il;h), который состоит из двух частей: 1. Определенного артикля ;;; (al-), что означает «тот самый»; 2. Слова ;;;;;;; (il;h), которое переводится как «бог», «существо, которому поклоняются».
Таким образом, слово «Аллах» буквально означает «Единственный Бог». В исламе это имя используется исключительно для обозначения единого Бога — Творца вселенной, которому мусульмане поклоняются. Важно отметить, что слово «Аллах» не является специфическим именем бога в исламе, оно также употребляется христианами и евреями, говорящими на арабском языке, когда они обращаются к Богу. Слово имеет древнее происхождение и восходит к доисламским временам. Оно использовалось в арабской культуре задолго до появления ислама. Считается, что корни этого термина уходят в семитские языки, такие как аккадский, иврит и арамейский, где существовали схожие понятия божества.
В Коране Аллах упоминается как верховный бог, обладающий абсолютной властью над миром. Для мусульман важно, что это имя подчеркивает единственность и уникальность Бога, что отражено в одном из основных догматов ислама — таухиде (единобожии).
Внутри самих себя мы также все единственны и уникальны, каждый из нас. Размышляя об этом я думаю и о христианском  догмате свободы воли, которым наделяет души их создатель.

«Аллах» — не просто слово, произнесённое устами верующих, это универсальный язык взаимопонимания и братства, способный преодолеть любые границы культуры и религии. Через него раскрываются самые сокровенные тайны бытия, объединяя всё человечество в одно целое, наполненное гармонией и смыслом.

Давным-давно, когда первые человеческие шаги прозвучали на земле Африки, зародилось нечто большее, чем просто речь. Люди начали искать смыслы и ответы на главные вопросы: откуда мы появились? Кто создал мир? Что ждёт нас впереди?

В глубинах пустыни и гор слышались голоса старейшин, произносивших магические слова, обращённые к невидимым силам природы. Одним из таких слов стало загадочное и могущественное «Аллах». Произнесённое тихо шепотом или громко возглашенное, оно несёт в себе мощь и силу единой идеи, известной людям ещё задолго до возникновения крупных цивилизаций.

«Аллах», происходящее от сочетания определённого артикля и древнего арабского слова , означало именно «Единственного Бога». В те времена, когда арабские племена скитались по полуострову, оно служило для выражения единства в поклонении высшей силк, управлявшим жизнью людей.

Но что значит это слово сегодня? Почему оно продолжает звучать во многих языках и культурах? Ответ кроется в глубине истории человечества.

По мере распространения человечества по Земле возникли новые языки и обычаи. Среди них выделяется слово «Эллохим», встречающееся в Священном Писании евреев и христиан. Происходящее от древнееврейского слова «Элог», оно обозначает тоже самое понятие — Единого Бога.

Однако в отличие от «Аллаха», термин «Эллохим» обладает особенностью множественного числа, что долгое время являлось предметом споров и дискуссий среди еврейских, арабских и христианских богословов. Изначально, в ранних формах употребления, данное слово действительно могло указывать на наличие множества высших сил, обладавших властью над землей и небесами. Однако постепенно, в процессе развития религиозных концепций, оно закрепилось в роли имени собственного, обозначавшего Единого Бога, обладающего абсолютной властью и всесилием.

Эта особенность множественного числа вызвала немало разногласий. Некоторые исследователи видели в нём отражение изначального политеизма, другие трактовали как особый способ подчеркнуть бесконечность и неизмеримость Божественных качеств. Христианская традиция пошла дальше, видя в форме множественного числа намек на концепцию Святой Троицы — единого Бога, проявляющегося в трёх ипостасях.

Тем не менее, независимо от толкования, слово «Эллохим» прочно вошло в канон еврейской и христианской мысли, олицетворяя собой глубину и непостижимость Божией сущности. Оно служит ярким примером того, как древние религиозные представления эволюционировали, адаптируясь к новым условиям и требованиям общества, сохраняя при этом свою главную сущность — утверждение Единого Всемогущего Бога.

Древний Восток подарил миру много чудесных открытий, и среди них важное место занимает идея Единого Бога. Когда великий Пророк Мухаммед провозгласил новую религию — Ислам, слово «Аллах» вновь зазвучало, приобретая новое звучание и новый смысл. Теперь оно ассоциировалось с чистотой веры, отсутствием поклонения идолам и утверждением принципа Единства Бога.

Одновременно среди последователей Талмуда и Христа, звучало другое название — «Эллохим», сохранявшее ту же суть — Единство Бога и признание Его власти над всем сущим.

Эти два названия показывают глубокий путь, пройденный человеком в поисках высшего смысла жизни. Несмотря на различие культур и времён, оба слова ведут к одной цели — познанию Высшего Начала, управляющей силы, направляющей ход истории и судьбы людей.

Сегодня, в эпоху глобализации и быстрых изменений, слова «Аллах» и «Эллохим» продолжают жить и звучать. Оба они несут в себе огромный исторический багаж и богатство культурных связей, накопленных веками. Этими словами выражается стремление человечества к пониманию высших сил, управляющих нашим бытием.

Звуки и буквы, составляющие эти имена, принадлежат многим народам и странам, доказывая, что в основе всех религий лежит одна главная мысль — существование Единого Бога, творящего Вселенную и поддерживающего жизнь.

Произнося эти священные слова, мы вспоминаем глубинную мудрость прошлого.
Эти слова звучат, словно музыка древности, переплетающая нити судеб сотен поколений. Вероятно, ещё из глубины веков, из первых общений народов Афразийского языкового союза они пришли к нам, став символами веры, надежды и единства большинства населения планеты Земля. Именно с тех пор человечество начало своё великое путешествие из жарких пустынь Африки, рассеиваясь по бескрайним просторам Евразии и Северной Америки, оставляя след своего существования на каждом континенте Земли.

Спустя годы, вспоминая тот ночной призыв, я часто думаю о свободе воли, которую нам даровал Создатель. Каждый из нас уникален, и свобода выбора делает нашу жизнь неповторимой. Иногда кажется, что связь с Богом, эта таинственная нить, связывающая нас с высшим разумом, проявляется особенно ярко в моменты ожидания смерти, заставляя задуматься о смысле жизни и предназначении.

Этот опыт помогает мне чувствовать свою причастность ко всей мировой истории, осознавать, что мои поступки имеют значение, что моя судьба связана с судьбой миллионов других людей. Ведь истинная вера начинается внутри нас, с понимания своей собственной уникальности и ценности каждой человеческой жизни.

Каждый раз, слыша звон колоколов или услышав звук азана, я снова оказываюсь в том окопе, чувствую прикосновение прохладного ветра и вижу звезды, мерцавшие в небе той далекой ночи. Эта память навсегда останется со мной, подобно тихому эху молитвы, зовущему мое сердце к гармонии и покою.


Рецензии