Налака Сутта
679. Риши Асита, однажды днём отдыхая,
Видел сонм из тридцати ликующих дэвов,
Славящих Индру в светлых одеждах,
Ленты держащих, хвалу воздающих.
680. Увидев восторженных, ликующих дэвов,
Почтение им оказав, вопрошал он:
Что за причина, что дэвы ликуют?
Зачем у вас ленты, зачем вы машите ими?
681. Ведь даже сражаясь с асурами,
Когда суры асуров победили,
Даже тогда такого не было волнения.
Что за чудо боги видели, что так ликуют?
682. Они свистят, поют, играют музыку,
Громко хлопают в ладоши и танцуют,
Прошу вас, обитатели вершины Меру,
Скорей развейте все мои сомненья.
683. В селении Лумбини, в стране сакьев,
В сем мире рожден был бодхисаттва,
Прекрасная жемчужина, на радость людям,
Вот, отчего мы радостны и так ликуем.
684. Из всех существ и всех людей он – лучший,
Владыка он людей и из существ всех лучший,
В лесу, что носит имя риш, он Дхаммы колесо
Здесь повернёт, ревя как лев, как царь зверей.
685. Сошёл с небес Асита, те слова услышав,
И подошёл к жилищу Суддходаны,
Усевшись там, сказал он сакьям:
«Царевич где ж? Хочу его увидеть тоже».
686. Тогда Асите сакьи показали сына.
Сиянье цвета чудного тот излучал,
Царевич словно золото сиял весь,
Что ювелир очистил в своём тигле.
687. Царевича увидев, что сиял как пламя,
Как ясный месяц – повелитель звёзд,
Как осенью блеск солнца, когда туч нет,
Он, радостью исполнившись, возликовал.
688. Боги в небе раскинули зонтик
С множеством спиц и обручей тысячью,
Опахала с ручками золотыми мелькали,
Не видно, кто держал опахала и зонтик.
689. Риши, чьё имя «Черная слава», видя его
Как золотую монету на красной ткани,
С зонтиком белым над головою,
Радостно взял его, в сердце ликуя.
690. Когда же Веды знаток и телесных знаков,
Приняв у сакьев тельца, его осмотрел,
Остался доволен, воскликнув:
«Непревзойдённый, лучший из двуногих».
691. Потом же о собственном вспомнив уходе,
Он заскорбел и слезами залился.
При виде риши в слезах сакьи спросили:
«Грозит ли опасность царевичу нашему?»
692. Видя сакьев беспокойство, риши молвил:
«Для царевича беды я не предвижу,
Не грозит ему опасность вовсе,
Ни в малейшей мере, успокойтесь.
693. Царевич просветленья высшего достигнет,
Запустит колесо он Дхаммы,
Он – с чистым виденьем и состраданием,
Его святая жизнь распространится всюду.
694. Остаток жизни здесь моей недолог,
Через время должное и смерть наступит,
Не услышу Дхамму я от Несравненного,
Потому подавлен я, скорблю, терзаюсь.
695. Радость огромную сакьям доставив,
Праведник этот дворец сей покинул,
Из состраданья убеждал он племянника
Следовать Дхамме от Несравненного.
696. Услышав от кого-то слово «будда»
Иль «просветлённый открывает Дхаммы путь»,
Придя к нему, ты, расспросив подробно,
Живи святою жизнью при Благословенном.
697. Наставленный так тем, чьи мысли благосклонны,
Кто в будущем и святость высшую провидит,
Налака, накопивший заслуг множество,
Ждёт Победителя, оберегая свои чувства.
[Наставление]
698. Услыхав, что Победитель колесо чудесное
Запустил, пошёл он, риши главного увидел.
Настало время наставлению Аситы,
Он муни чудного спросил о высшей святости.
[Наставление]
699. Знаю, что слова Аситы
Истинны, на самом деле,
Вопрошаю Гаутаму,
Кто над явленьями поднялся.
700. Так как стал бездомным я,
Подаянья собираю,
Муни, объясни, пожалуйста,
Что такое святость и путь высший.
701. Опишу тебе я святость,
(молвил Благословенный)
Овладеть которой трудно,
Подойди, о ней поведаю.
С духом соберись, мужайся!
702. Нужно быть невозмутимым,
Хулят иль хвалят здесь в деревне,
И злого умысла беречься,
Спокойным быть и не надменным.
703. И высокое, и низкое
Как огонь в лесу вдруг вспыхнет,
Женщины стремятся муни
Соблазнить. Да не соблазнится!
704. Кто воздержан от сношений
И услады все оставил,
Тот не должен быть враждебен иль привязан
К движущимся существам иль неподвижным.
705. «Каков я, таковы и они,
Каковы они, таков и я»,
Делая себя мерилом,
Не убивай и других не принуждай.
706. Оставив желанья, жадность,
К чему люди так привязаны,
Пусть виденье он развивает,
Чтобы пройти преисподнюю.
707. Пуст желудок, в еде воздержан,
Без желаний и не жадный,
И не жаждет он желаний,
Нет страстей, он хладнокровен.
708. Походив за подаянием,
Возвратиться в лес он должен,
Подойдя к подножью древа,
Муни должен там усесться.
709. Пандит, что совершает джхану,
В лесу живёт пусть радостно,
Пусть медитирует под деревом
Пока не будет он довольным.
710. Затем на исходе ночи
К деревне подойти он должен,
Из деревни приглашениям
И подаяньям не радуясь.
711. Приходя в деревню муни,
Перед семьями не суетится,
О еде прекратив все речи,
Слов двусмысленных не молвит.
712. «Получил немного – и будет!
Ничего не дали – прекрасно!»
Оба раза он бесстрастен,
К дереву идёт он обратно.
713. С чашею в руке бродя так,
Не немой, но немой по виду,
Малый дар не отвергает
И дающего не презирает.
714. Практики есть разные,
Им аскеты учат; дважды
К брегу дальнему не ходят,
Это (освобождение) не однажды ощущают.
715. И для бхиккху без цепляний,
Кто поток страстей отрезал,
Кто не долг и долг оставил,
Нет уж жара оскверненья.
716. Опишу тебе я святость,
(молвил Благословенный)
Что подобна бритвы лезвию.
Прижимая язык к нёбу,
Укрощай так свой желудок.
717. Ум не должен быть ленивым,
Не должно быть много мыслей,
Будь без скверны и цепляний,
Жизнь святая пусть будет целью.
718. В уединенье надо делать
Упражнения аскета.
Мудростью зовут уединенье,
Когда один, и радость глубже.
719. Сияет тот на десять все сторон.
Кто речи мудрецов услышав,
Услады все оставил
И джхану упражняет.
Ученик развить впредь должен
Скромность, также веру.
720. На примере научись тех рек,
Что текут в расселинах, в оврагах.
Ручейки текут ведь шумно,
А большие реки тихо.
721. Производит шум пустое,
А что полно всегда тихо.
Как полупустой горшок – глупец,
Как глубокий пруд – мудрец.
722. Когда много говорит аскет,
То приносит этим пользу,
Зная, научает Дхамме,
Зная, говорит он много.
723. Знающий собой владеет
И не говорит здесь много,
Святости достоин муни,
Обретает святость муни.
Свидетельство о публикации №225062201372