Кто такие маафы в Российской империи
При присоединении (завоевании, кому как угодно) земель, в подданство России переходили и различные народы со своей историей и культурой. Часто в подданство России переходили и бывшие представители военных сословий, проживавшие на присоединённых территориях.
В этой статье я расскажу об одной удивительной категории представителей военного сословия Российской империи - маафах.
Эта категория людей появилась в Российской империи в результате двух русско-персидских войн в XIX веке, 1804 -1813 и 1826-1828 годов.
Русско-персидская война 1804–1813 годов закончилась подписанием Гюлистанского мирного договора (1813 год). По этому договору Персия признала присоединение к России Картли-Кахетии, Имеретии, Гурии, Мегрелии и Абхазии, ханств и султанств разных народов проживающих на территории современного Дагестана, и ряда азербайджанских ханств.
Русско-персидская война 1826–1828 годов — военный конфликт, в результате которого Россия присоединила Эриванское ханство (территории современной Армении) и Нахичеванское ханство.
После вхождения этих территорий в состав Российской империи российские чиновники стали разбираться во внутренних делах присоединённых территорий и структуре сословного деления ханств. Чиновники начали устанавливать налоговое обложение населения приобретенных земель, и тут выяснилось, что в ханствах и султанатах, отошедших по договорам к Российской империи есть довольно большие группы населения не платившие налоги в казну. Это тарханы, намнаузы, агалары, конные нукеры (чепарахи) и маафы.
Маафы – по-арабски «освобожденные от налогов» лица из числа крестьянского сословия, которые за определенные заслуги в военной или гражданской службе получали от хана землю и поместья и ханскими указами освобождались от всех повинностей. Первоначально в Персии маафы - это была категория людей, которые составляли иррегулярную кавалерию в армии шаха. Впоследствии маафами становились и крестьяне, служившие в качестве слуг у ханов, султанов, у шаха или купившие маафскую привилегию у этих правителей.
Когда Россия начала приводить полученные новые территории в соответствие с российскими законами, то выяснилось, что в трёх новых российских провинциях - в Карабахской, Шекинской и Ширванской - только число маафов было около 4000 человек.
У руководства России не было единого мнения по поводу дальнейшей судьбы этой категории людей. Существовало два предложения по их дальнейшей судьбе: одно было представлено генерал-фельдмаршалом Паскевичем-Эриванским, второе - генералом от инфантерии Розеном.
Генерал-фельдмаршал Ива;н Фёдорович Паске;вич-Эрива;нский, командовавший отдельным Кавказским корпусом в 1827-1831 годах, считал, что сословие маафов необходимо сохранить, употребив их на военную службу в качестве милицейских формирований. Обосновывал своё предложение несколькими факторами. Привилегии этой категории людей были им дарованы прежними правителями, и если их лишить привилегий, то Россия получит довольно большое количество умеющих воевать людей, которых Османская империя и Персия будут использовать в качестве врагов России. В то же время казаки и солдаты регулярной армии, несущие службу на новых территориях, к местному климату были не приспособлены и несли большие потери от различных болезней. А маафы вполне могли быть использованы для охраны границ, полицейской, сторожевой, конвойной и почтовой служб на этих территориях. Он предлагал устроить службу маафов по типу казачьей. Они должны были быть в военном отношении в порядке исполнения своих служебных обязанностей определены в три очереди (смены). Причём нести службу в мирное время должна была одна треть, и только в случае военных действий или при необходимости призывались вторая и третья очередь маафов.
Командовавший отдельным Кавказским корпусом генерал барон Григорий Владимирович Розен, который был назначен в 1831 году командующим Отдельным Кавказским корпусом, считал, что все сословия освобожденных от налогов, необходимо перевести в податное сословие. Казна в этом случае будет получать, по одним данным 3000 рублей серебром в год, по другим - 10000. Генерал Розен считал, что в мирное время эти люди в основном ничем не заняты, готовы в любой момент прибегнуть к грабежам, и из-за них крестьяне несут большую налоговую нагрузку. Кроме того, некоторые представители этого сословия не имели документального подтверждения своих прав.
12 лет шла тяжба и никаких решений не принималось, но 20 мая 1840 года император Николай I подтвердил права сословий маафов, тарханов и намнаузов в Карабахской, Шекинской и Ширванской провинциях.
При этом было указано, что сословия сохраняются, но только для тех, кто может подтвердить это документально. Представители этих сословий будут привлекаться для несения пограничной, полицейской и почтовой служб. А также для воинской службы в Конно-Мусульманский полк. Командованию полка было дано распоряжение, что для службы в нём принимать только людей указанных военных сословий. В будущем при появлении возможности сформировать из маафов части иррегулярной конницы. И впредь звание маафов давать только за значительные услуги России и с высочайшего разрешения.
28 декабря 1847 года было утверждено "Положение о сословии маафов в Закавказском крае". В положении было указано, что все маафы должны быть занесены в специальные списки, где должно быть указано, у кого это звание потомственное, а у кого - личное. К числу маафов причислили дальних родственников агаларов, которые в списках 1818 года показаны освобождёнными от налогов. Маафам дали время, 6 месяцев определиться, хотят ли остаться маафами или перейти в податное сословие. Отказавшихся - переводят в сословие казённых поселян, и в течение 3-х лет они освобождаются от уплаты налогов.
Маафы в Закавказском крае относились к милиционерам (В России в кон. 19 в. – конное войско, выставляемого коренным населением Кавказа и Закаспийской обл). В порядке исполнения своей службы разделялись на три очереди (смены). Применялись для усиления кордонных постов на границе, используются в качестве пограничной стражи, развоза экстренных приказаний, на экзекуциях, назначались в конвой для сопровождения арестованных, охраны почтовых карет и почтальонов, и сопровождения прибывающих на работу поселян и их подвод, а также для других полицейских "надобностей". Ими заменялись при необходимости должности эсаулов или рассыльных при уездах (в этом случае они меняются каждые полгода). В случае войны выставляют конные полки или сотни, в зависимости от наличия сил и средств. Ими укомплектовывается конно-мусульманский полк в Варшаве.
Маафы получали жалование 2 рубля серебром в месяц, мясную порцию и фураж на одну лошадь по казачьему положению. При исполнении должности эсаулов и рассыльных маафы получают половинное жалование, положенное этим служащим. Если маафы во время службы покидают пределы своего уезда, или участвуют в военных действиях, то они получают от государства деньги, наравне с другими иррегулярными формированиями, фураж, провиант и боеприпасы.
За каждую погибшую или павшую лошадь на службе маафы получали 30 рублей серебром. За отличия в ходе службы маафы жаловались потомственными участками земли. Маафы имели право переходить в податное сословие, теряя при этом все льготы.
Постепенно, из-за нежелания российских чиновников иметь дело с довольно свободолюбивой частью населения, маафы были в основном переведены в податное сословие. Но маафы продолжали служить России. В годы русско-турецкой войны 1828-1829 годов, в Кавказской войне (1817-1864 года), в Восточной войне (1853-1856 года) было сформировано 4 конно-мусульманских полка, в которых воевали и маафы.
Свидетельство о публикации №225062201384
Как мне видится, идея Паскевича была более взвешенной, практически сводившей до минимума возможность протестных проявлений со стороны маафов. Однако, их служба по месту постоянного проживания таила и определённые опасности, ибо влияние на них Османской империи и Персии никуда не делось.
Интересна информация о конно-мусульманском полку в Варшаве. Не знаю участвовал ли этот полк в подавлении польского восстания, но думаю, что маафы не остались "за кадром". При СССР призывники, направляемые во Внутренние войска из среднеазиатских республик служили в Украине, центральной России, Прибалтике и Белоруссии, а славяне и прибалты охраняли тюрьмы и были готовы для разгона демонстраций в республиках Средней Азии. Расчёт был на то, что в случае массовых беспорядков свои в своих стрелять не станут, а у чужих угрызений совести и колебаний не будет.
Последний пример Крым 2014 года, где украинские воинские части (а не только части Нацгвардии) были укомплектованы преимущественно крымчанами. А служили бы в них "западенцы", то вряд ли бы всё прошло безкровно и гладко. Но кто-то в Украине решил съэкономить на логистике...
Сергей Кувалда 22.06.2025 21:44 Заявить о нарушении