Империя
История Древнего Рима поучительна. Длинный путь от о становления, войн за существование, Пунических войн, потом уже захватнических войн до момента распада империи. Поскольку от начала Рима, эпохи царей, потом республики и наконец империи уже была на этой территории письменность, все происходившее было можно записать. И были те, кто могли ее записать. И были те, кто хотел прочитать. Потому что закрепленная в народном сознании общая история и формирует народ как длящееся историческое явление.
И несомненно, в какой-то момент поднялся вопрос величия Рима. Уже при Юлии Цезаре в подчинении у Рима было немало провинций. Сам он написал книгу о Галльской войне. Он знался с царицей Клеопатрой. Значит Египетское царство уже попало под влияние Рима. То есть Рим к тому времени был империей. Приемник Цезаря Октавиан, первый кто ввел титул императора, озаботился корнями. То есть откуда есть пошла римская земля. Он поручил поэту Вергилию написать эпос о происхождении Рима. Так, чтобы подревнее. Вергилий вывел корни римлян из Трои. От Энея. И поэма, кстати очень талантливо написанная, называлась «Энеидой».
В эпоху расцвета Римской империи апологетика империи достигла пика. При Траяне появился трактат о преимуществах империи для всех входящих в нее народов. Идея очень простая: народы сплачиваются вокруг центра в империю. Объединены они разными путями. Одни банально завоеваны, другие предпочли сами войти в союз, чтобы избежать войны, третьи боялись быть завоеванными другими державами и попросили защиты у Рима. И существование Рима основывалось на простой идее: все провинции должны платить налоги центру. А за это и за лояльность им и ниспосылается защита в виде легионов. От местных бунтовщиков и от иноземных завоевателей. И гарантия, что центральная власть не будет разорять их земли, прибегнув к военной силе. Простая логика империи. Логика просвещенного и освещенного богами грабежа.
Но при этом космополитизм. Главное - лояльность императору, а вовсе не то, из какого ты народа произошел. За лояльность и заслуги – гражданство Рима. Гражданство Рима дает много привилегий. Ты можешь быть греком, галлом, иудеем. И одновременно гражданином Рима.
Как мы видим, к этому времени выкристаллизовываются все компоненты имперской власти: и обоснование древних корней в классической литературе, и разделение населения и провинций по шкале ценностей, и потому разница в налогах, и законы, и, что особенно важно, идеология: обоснование, почему народам удобно жить в составе империи.
Явная трещина пролегла после перенесения императором Константином столицы в Константинополь. Появляются два центра. Западный – Рим хиреет и завоевывается варварами. А восточный – Константинополь, многое берет от восточных верований и в частности от распространенного в соседних Сирии и Иудее учения христиан. И Восточная римская империя становится христианской Византией.
Историки и писатели тех времен постепенный процесс трансформации от великого языческого Рима к христианству проследили очень последовательно.
В дальнейшем феодальные империи продолжали долго существовать на основе своих феодальных имперских принципов. На принципе центральной власти монарха. И неважно, какой национальности был монарх. Екатерина Великая была чистокровной немкой. Польские короли выбирались там на троне побывали и поляки, и литовцы, и венгры, и француз, будущий Генрих Третий. И неважно какие народы входили в империю. Важно чтобы платили налоги поставляли рекрутов в войска.
Но Маркс подметил, что общество развивается. Феодальные монархии себя исчерпывали. Возникали национальные государства. Империи, в которые входило много народов рушились. В русской истории подробно освещалось, как с разрушением Османской империи росло чувство национальной идентификации южных и западных славян и греков. С другой стороны, росло чувство единой нации у объединявшихся в это же время держав: Италии и Германии. С чувством нации возникал и национализм. То есть такая идеология, когда нация – все. Титульная нация объявлялась центральной, главной, державной. Это было и в Германии, и в России, и в Турции. И это в ответ рождало сопротивление и национализм в среде малых народов. На смену феодальному национальному котлу народов приходил национализм. Национальные, а то и националистические движения. В крайнем выражении - нацизм. А в крайне агрессивном выражении – немецкий нацизм.
Обоснование Гитлером идеи Третьего Рейха было совсем иными, чем в эпоху Траяна. Тут важна была чистота арийской крови. Все Гитлер расставил по своим нацистским полочкам. Выше всех арии. Евреи – вообще что-то человекообразное. Славяне – нация рабов.
Но это была теория. А на практике возникало много несостыковок. Например, как тогда дружить с Франко? Ведь испанцы не арийцы, и там много еще потомков мавров и крестившихся евреев. И если определять все по гитлеровскому принципу крови, так то, что их предки крестились когда-то, не имеет никакого значения. Итальянцы тоже не арийцы. И венгры, и румыны, и финны даром что союзники, не арийцы. Что уж говорить о японцах. И как смотреть на то, что арабы, вставшие на сторону Гитлера, по сути семиты и очень близкие родственники ненавистных ему евреев. Как смотреть на то что Гудериан выходец из армян? Гитлер был великим историком. Он и его идеологи написали обоснования главной линии партии, где попытались объяснить, кто достоин жизни, а кто нет.
Я хотел этот новый абзац начать так: мы и не заметили, как вступили в новую фазу жизни России, в фазу ее величия. Россия встала с колен. Но задумался. Каково наполнение слова Россия? Федерация народов? Или встали с колен только русские? Президент не уточнял. Но вероятно имел в виду страну в целом. Однако сейчас задано такое направление мысли, что нужно нужно уточнить.
Нынче, когда в России слово русский снова произносится не просто с гордостью, с понимаем превосходства, с пониманием, что есть у нас русские, а есть все остальные, которые если не откровенные враги, то по крайней мере ниже русских. И если Россия встала с колен, то как с украинцами, армянами, грузинами, татарами, евреями, чукчами, якутами, всеми остальными, живущими в Российской Федерации? Они принимали участие в вставании с колен? Или они стояли как сторонние наблюдатели? И они принимали участие в Великой Отечественной войне, или одни сражались в батальонах ОУН, другие подарили Гитлеру коня, третьи сидели в Ташкенте. В то время как великий благородный народ себя не щадил. Заметьте эти вопросы не я ставлю. Эти вопросы ставят российские патриоты. И у них уже есть на эти вопросы ответы.
Наша страна уже прошла этот путь ответов на данные вопросы. И русский народ усвоил ответы по действиям правительства. Высылка провинившихся народов. Антисемитские компании были ответами на эти вопросы. А вот с украинцами как народом в русском патриотическом сообществе вопрос встал недавно. И ответ на него – СВО.
И снова встает вопрос – кто же может себя называть русским. Президент на это дает ответ: всякий кто говорит по-русски, вырос и живет в России, имеет российский паспорт, может считать себя русским. Это немножко лукавая формулировка. Для настоящего русского патриота не точная. Иной может себя СЧИТАТЬ русским, но патриоты России русским его не считают. И имеют полное право обличать его и клеймить как нерусского.
Позвольте, скажет российский патриот, этак какой-нибудь еврей, который говорит по-русски не хуже меня, имеет российский паспорт, может назвать себя русским? Разве он может любить Россию как я, который плоть от плоти? Да у него нос кривой и отчество Барухович!!! Ишь, в русские захотел! Этого не может быть потому что этого не может быть никогда.
А как же тогда слова президента? А очень просто. Мало ли кто себя кем считает. пусть он себя считает патриотом и сыном юриста. У нас в демократической стране последнее слово за народом. Народ его русским не считает.
Или считать русским какого ни будь Басилашвили? Да у него фамилия Грузинская. Или Окуджаву? Или украинца, который говорит, что учил в школе, что Киев –мать городов русских, русским считать?
Короче, красивые слова президента совершенно разнятся с практикой. И нужно читать меж строк. президент ведь в другой речи уточнил, считать себя русским при условии русской доминанты. А это значит, что каждый нерусский должен знать свое место.
Ну вот вам ребус показывающий, как теория отличается от практики. По соображениям президента украинцы – это братский народ, но немного неправильные русские. Но это касается каких украинцев? Живущих в Украине? А если этот украинец живет в России, кем он становится? А кто такой русский, живущий в Украине?
Собственно говоря, слова президента России о том, кто может себя считать русским это один из вариантов космополитизма. Космополитизм может иметь разные воплощения. Это и Римская империя, это и идея Христа, что нет эллина и нет иудея, а все объединены единой церковью. Это и идея исламского халифата. Это и идея стран, составленных из эмигрантов США, Канады, Австралии.
Президенту России просто необходимо было сделать заявления по национальному вопросу, потому что практика и внутренней политики России и внешней не соответствовала его тезисам, когда и овцы целы и волки сыты. Нужно было что-то сказать. Но волки голодны.
Сначала посмотрим на внешнюю политику. Она взяла на вооружение утверждение особой роли в мире России не как Федерации, не как при ленинском СССР, а как русского национального очага. Воплощения на территории духа русской национальной традиции. Чтобы понять, в чем уникальность этого положения, сравним с другими крупными многонациональными странами. США не заявляет, не подчеркивает, что она продвигает особую роль именно англосаксонской позиции. США ведет внешнюю политику страны как национального котла. Хотя в США говорят по-английски, США позиционирует себя как смесь народов. Бразилия не говорит об особой роли португальской традиции как бывшей колониальной державы. Хотя в Бразилии говорят по-португальски.
Но особая несостыковка патриотизма и космополитизма во внутренней политике. Вроде бы понятно, в нашей Федерации неважно представитель какого ты народа. Но это только в пожеланиях президента. А вот для представителей глубинного народа очень даже важно. И это вовсе не слова маргиналов. Песня я русский облетела всю державу. Кого имел в виду Шаман? Гражданина России? Того же чеченца? Шойгу? Его посыл поняли, как надо. Комментарии к его песне: Шаман подчеркнул особенности русского национального характера. Не чеченского, и не удмуртского, а русского.
Предвижу, после прочтения этой статьи в портале Проза Ру появятся у меня оппоненты. Желающие меня размазать. Мне не привыкать. Легионы плюют в мою сторону. Грозятся разоблачить, капнуть на меня в ФСБ. Но самая фишка в их спорах такая. Почти каждый говорит: сразу видно, что вы не русский. Это уводит от предмета спора на предмет анализа крови, и кто там у меня в генеалогическом дереве, кто. Этими люди соскакивают на наезженные рельсы. Я бы и не стал привлекать внимание к своей родословной. Тем более что как по мне, это, если сослаться на нашего президента, не имеет никакого значения. Но, во-первых, практика показывает, что на первое лицо надейся, а сам не плошай. А во-вторых, спор тут настолько характерен, показателен, симптоматичен, что суть его стоит привести:
Я интересуюсь, на какой основе сделано заключение, что я не русский?
- Потому что вы Россию не любите, выискиваете в ее истории негативные моменты. А про позитивные молчите.
- Так ведь про позитивные Вы и без меня скажите. Похвал в адрес России достаточно. Как писал Даниил Андреев: «Нет не разбойник я не бандит. Я вестник иного дня. А тех, кто сегодняшнему кадит, достаточно без меня» вас кадящих сегодняшнему и без меня достаточно. Однако я не выискиваю негатив. Я не соглашаюсь с теми, кто в своих похвалах откровенно искажает историю. А этого и искать не приходится. Кишит. Привести примеры?
- Не нужны нам ваши примеры. Все равно, мы в них не верим. Мы не верим словам нерусских. Каждый русский обязан любить и хвалить свою родину. Те, кто не хвалят, не русские.
- Ну этот вопрос не стоит даже обсуждать. Но вы меня обвиняете, что я не русский. А быть не русским – это плохо, это клеймо?
- Конечно. Не русские они как минимум не любят Россию.
И подобных диалогов не просто много. Их почти сто процентов. Так что я делаю вывод я спорю не просто с представителями глубинного народа, а с народным монолитом. Только прошу обратить каков характер спора. Получается, что я говорю о стране и ее истории, ее проблемах, а оппонент все сводит на разговор лично обо мне. (Всю ругань и все угрозы в мой адрес, я тут не привел. Я облагородил. Оставил саму идею. Весьма с точки зрения моих оппонентов, благородную) Из этого всего следует:
- Что в России доминирует вся та же традиция, что нужно и полезно лакировать историю в нужном власти направлении. Очень простой пример – Сталин. То он гений и отец родной – то изверг, то снова гений. И что удивительно: тем, кто передергивает историю то туда, то сюда, причем историю не из ветхих летописей, а зафиксированную в газетах и протоколах партийных конференций, протоколах судебных заседаний, – этим историкам ни капельки не стыдно за передергивания.
- нерусскость, звучащее как обвинение, говорит, что в России снова вовсю развернуты знамена национализма.
- опять процветает все тот же принцип: вождь - это страна. Нельзя критиковать вождя потому, что таким образом ты критикуешь страну. Володин так и сказал: «Путин- это Россия.» Это, кстати, очень походит на известный лозунг: «фюрер - это Германия». А напомнишь, что звучит похоже – уже враг.
- Путин – не Россия хотя бы потому, в своем определении, кого можно считать русским, он противоречит позиции глубинного народа. Может быть президент, находясь на вершине власти, знает глубинный народ хуже, чем я, ездивший в автобусах, платящий за коммунальные услуги, и читающий на Прозе Ру. А тут и рассказы о коварных украинских фашистах, и о коварных евреях, напавших на невинный ХАМАС, а потом невинный Иран? Нет! У президента с народом неразрывные каналы. И телевизионные в том числе. Глубинный народ слушает российские СМИ и оттуда черпает свою позицию. А российские СМИ, ну, например, Владимир Соловьев с кипящим возмущенным разумом, или Никита Михалков или канал «Царьград» - это не инопланетяне, и даже не китайцы. Это один из рупоров власти.
Некоторые из моих знакомых мне говорят: ты пойми ситуацию. Люди же видят, как за малейшее несогласие можно получить срок. Поэтому люди молчат. А иные бегут впереди паровоза. Голос Соловьева - это вовсе не голос народа. приведу пример с голосом народа. В 1992 году на совершенно свободном голосовании в парламент первое место получила ЛДПР. Жириновский уже тогда прославился лозунгами: «Россия для русских» и антисемитскими высказываниями. И вот нард высказался. Причем совершенно свободно. Никто не давил. Журналист Юрий Карякин сказал тогда: «Россия, ты одурела» ошибался Карякин. Вовсе Россия не одурела. Она наконец свободно высказалась. Так что, думаю если бы сейчас народу представили высказать свое мнение совершенно свободно мы бы получили еще тот результат.
Свидетельство о публикации №225062201440
Сегодня прочитал ваши статьи из последних 5-7 публикаций.
Остановлюсь пока на статье "Империя". Название красивое (только и всего).
Леонид — мастер создавать запутанные и абсурдные ситуации. Но на этом его способности заканчиваются.
Он не предлагает решений, а лишь фиксирует: "Национализм растёт, власть лукавит, народ звереет". Спасибо за интересные и содержательные наблюдения, но хотелось бы узнать: в чем конкретно народ звереет? Какие зверства народа углядел Колос? И главное: как по мнению Леонида это исправить.
Догадываюсь что вашего личного мнения пока не будет, потому что вам цитировать некого. Угадал?
Если критикуешь, то обоснуй критику, подведи объективную базу. Ну или хотя бы намекни на пути решения увиденных тобой проблем.
Или это тоже запрещено? А может все проще - "Петушок пропел, а там хоть и не рассветай!"
Оценка по шкале "отчаяние — сарказм" — три балла из 10.
Статья местами острая, местами эмоциональная, бессистемная и субъективная. Автору не хватает холодного анализа и чётких выводов. Видимо он как герой из фильма, который говорит: "Я не трус, но я боюсь!".
Вы боитесь опубликовать ваше личное мнение, без кивания и цитирования других.
Зато в тексте автора много сарказма, что в нынешних условиях уже можно считать достижением. Хотя автор своим сарказмом лично меня достал.
Юмор - напрочь отсутствует. Такой вот Вы оригинал Леонид Львович...
Неужели самому не скучно??
Помните разговор на Патриарших и вопрос к поэту Ивану Бездомному: "Скажите честно, Вам самому нравится ваше творчество?". Ответ вы помните, надеюсь.
А редколлегии "Иерусалимского альманаха" нравится ваше творчество? Если вы устраиваете Альманах, а Альманах устраивает вас, то что вы околачиваетесь на Прозе.Ру? Простору мало?
Прямо по Раневской: "Эх!!! Королевство маленькое - разгуляться негде!"
Бесплатная рекомендация автору "Империи":
- Меньше пафоса, больше иронии.
- Меньше общих фраз, больше конкретики.
И главное – если уж критикуешь национализм, предложи альтернативу.
А то получается как в том анекдоте:
— Всё пропало!
— Что случилось?
— Да вот, критикую, а как исправить – не знаю.
— Ну, хоть ругаться научился.
Мне давно ясно, что вы боитесь высказывать свое личное мнение, всё время цитируете кого-то, прикрываетесь.
И это на восьмом десятке лет автор такой "смелый". Ай-ай-яй!
Если в кратце, то у вас всё по пословице про старого пса:
"Брешет, но не кусает!"
Ну вот как-то так, Леонид. Не пропадай на долго.
С Великодержавным приветом
Тихон Чикамасов из России
Тихон Чикамасов 24.06.2025 15:20 Заявить о нарушении
Из Википедии.
- вариант№1: "Интернационализм — это стремление к объединению разных государств, наций, народов, классов, групп для интернационализации производства, обмена информацией, научно-технического и культурного развития"
- вариант№2: "Также интернационализм может рассматриваться в значении идеологии и политики, провозглашающей равенство и солидарность всех народов независимо от их национальной принадлежности.
Похоже вам ближе вариант№2, потому что некоторых вы причисляете к людоедам...
Неужели вы так быстро с интернационализмом перестроились? Вчера у вас многие люди были людоедами, а сегодня альтернативу национализму нашли с лице интернационализма.
Прямо чудеса эквилибристики демонстрируете. Наверно пионером был, комсомольцем и коммунистом не один десяток лет. Видно пуповина от Родины еще не отсохла...
Давай добавь: "мир без границ! все люди братья!"
"Ай да Колос - ай да с...н сын!". Сколько в тебе всего разного "понамешано"
Тихон Чикамасов 24.06.2025 16:24 Заявить о нарушении
С точки зрения веры существуют 3 вида народов: те кто принял Христа, те, кто отверг Христа и те, кто убил Христа.
«Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский чудотворец)
Александр Туранский 24.06.2025 17:00 Заявить о нарушении
У этой цитаты Леонида вот от куда ноги растут: см. Православное национальное агентство "Русская линия", сводка новостей от 22.03.2014г.
Цитата: "Российские хасиды обвинили св. прав. Иоанна Кронштадского в антисемитизме и еврейских погромах. Федерация Еврейских Общин России выступила против государственного празднования памяти любимого всем русским народом святого, поскольку он состоял в Союзе Русского Народа…"
Я воспользовался методом Леонида Колоса, который говорит, что он только цитирует высказывания других.
Вот и я тоже процитировал абзац из статьи данного АГЕНТСТВА.
Это что бы понятнее было, почему Колос Леонид тоже считает Иоанна Кронштадтского ярым националистом.
Тихон Чикамасов 24.06.2025 18:44 Заявить о нарушении
Наверное и этот святой вам тоже не понравится.
Александр Туранский 24.06.2025 18:48 Заявить о нарушении
Русская Православная Церковь Московского Патриархата прославила Иоанна Кронштадтского как праведного для общецерковного почитания в июне 1990 года на своем Поместном Соборе.
Куда ты прешь сумасшедший? На наших Святых замахиваешься, гаденыш?
Тихон Чикамасов 24.06.2025 19:11 Заявить о нарушении
Ваше творчество — это маразматический бред пожилого человека из Беэр-Шевы.
Вы не имеете своих мыслей, поэтому всё у вас построено на использовании чужих цитат.
Желаю вам и вашим единомышленникам обосраться два раза, прилюдно!
Лучше всего, если это произойдёт в редакции журнала «Иерусалимский Альманах!».
Колос, вы просто злобный гном.
Тихон Чикамасов 24.06.2025 22:01 Заявить о нарушении