Критически о педагогике в Доживём до понедельника
Зера Черкесова1
Размышления о педагогике по известному нескольким поколениям зрителей и ставшему советской кино-классикой х/ф "Доживём до понедельника".
Сейчас появился термин "инклюзивная педагогика", об этом ниже тоже.
То есть обучение всех в одной школе, и обычных детей, и "особенных", правильно ли это и не жестоко ли по отношению и к тем, и к другим? И нужно ли разделять учащихся на сильных, немногих - от слабых, всех остальных?
Прав ли был Илья Семёнович отговаривая мать ученика от занятий в танцевальном ансамбле?
Авторецензия от 28.11.2024 - а сегодня с вычиткой публикую статьей.
22.06.2025
Илл.:кадр из фильма "Доживём до понедельника", 1968 г., реж. Ростоцкого. В роли учителя истории - Вячеслав Тихонов. Это ещё до Штирлица, но после князя Болконского, его блистательная роль педагога - как все роли впечатались в память поколений, сыгранные этим уникальным артистом, что и термин "игра" кажется неуместным, настолько реалистичными и глубокими получались созданные им образы.
См.ранее у меня по тому же фильму и тоже о педагогике, литературе в этом фильме, два типа педагога, конфликт: Илья Семёнович и Светлана Михайловна, историк и словесник соответственно:
http://proza.ru/2020/12/05/460
О х/ф "Доживем до понедельника". Диалог в актовом зале
------
Критически о педагогике по Доживём до понедельника.
Зера Черкесова 2
http://stihi.ru/2024/11/28/1027Критически
Ч. 1 Размышления о физической концепции А. Логунов
Зера Черкесова1 Авторецензия под статьей.
Зера Черкесова1 28.11.2024 08:00
6-8 утра, два часа писала.
Лента авторецензии в статью с вычиткой:
22.06.2025 17:32
------
В науке нет широокой столбовой дороги, и только тот достигает её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, бесстрашно карабкается по ее каменистым тропам.
Карл Маркс.
Зера Черкесова1 28.11.2024 06:07 •
5 утра.
Со вчерашнего вечера все валит и валит первый снег...
Вчера пересмотрела сб в хор.качестве киноленту "Доживём до понедельника", реж.Ростоцкого.
Вот герой Вяч.Тихонова, учитель истории Илья Семёнович Мельников испытывал непонятное директору и его фронтовому товарищу и коллеге, состояние, прося дать вначале уч.года отпуск.
Директор в ужасе отказывал другу и подчинённому, вначале учебного года какие могут быть причины!
Проколи курс витамина В12 в/м - советовал как общее укрепляющее.
Но Илья Семёнович был непреклонен, он стал лгать, будучи как нарочно историком и при этом честным принципиальным человеком. И показывал директору учебник этого года, опять переписанный...
Сказал, что пойду в музей экскурсоводом, сил моих больше нет...а пока дай отпуск.
Но что у тебя нездоровится? Спросил директор.
-Общее состояние..
-витамин 12 проколи, моей супруге помогло.(удачная кино- реклама).
А медицина не даст на общее состояние неизвестно какой патологии, что не дай тебе боже вначале года отпуск.
В наше время пожалуй можно было бы получить такую справку. Состояние Ильи Сем.теперь называется модным термином "Профессиональное выгорание".
И класс узнал через Сыромятникова, подслушавшегот разглвор из кабинета директора, о намерении Ильи Семёновича уйти из школы.
Напугана была и Наталья Сергеевна, влюбленная в него со школьных лет.
После феерического урока в присутствии и Натальи, где он рассказывал об лейтенанте Петре Шмидте и его одаренной и гуманной личности и высокой себестоимости его политических ошибок, не судите!
Он не приемлел построить царство гармонии на слезе ребенка.
И отсылке ребят читать и другие книжки кроме сухого учебника, например переписку Петра Петровича Шмидта со случайной знакомой в поезде, после которого были лишь письма, сотни писем, но какие...читайте, они опубликованы.
После инцидента с созданием сочинений и дерзким стихотворением Шемтопала Дураки остались в дураках...
Класс смотрел на Илью Семёновича такими взорами...что он не нашел в себе силы оставить их.
Ученики ждут!
И он остался, преодолел...
Чудный человек, русский интеллигент. Петр Петрович Шмидт...
Он сказал русский интеллигент, о!
Пел, прекрасно играл на виолончели, рисовал...а какие письма писал, читайте.
И при этом ненавидел насилие даже ценой поражения, русский интеллигент, морской офицер.Онтвозглавильмятеж на крейсере Очаков, заведо зная что обречён.
Учитель поставил перед ребятами и проблемную тему, и сложную нравственную дилемму, имело ли смысл...
И по ходу зажёг в душах образ героический и притягательный, и рассказ о романтической и трагической любви
И о тире меж двумя датами, что остаётся от большинства людей, а 15 строк оставить о себе это ох, как много, и ...
И все это за один урок.
Фильм давно легенда кино, а речь учителя растаскали на цитаты.
Я смотрела хф "Почтовый роман", о любви П.П.Шмидта и его знакомой из поезда, там много выдуманного, пафосного в худшем смысле, не понравился фильм.
А переписку все забываю отыскать, почитать, оставлю здесь напоминание.
А от выгорания нет иного средства, кроме осознания смысла того, что ты делаешь.
Измельчится или обесценится смысл, вот и выгорание.
Он ведь тоже протестовал против переписывания учебников истории, что обессмысливалот его труд педагога.
"А как ты мне доверяешь преподаватл историю, пока ты в отпуске будешь...У меня ведь эластичные взгляды, для меня газетная статья это последнее слово исторической науки".
Иронизировал в ответ директор, тоже историк, но считающий себя уже завхозом, а не педагогом.
"Но кто ты, если не Учитель!" - воскликнул на Илью.
Даа.я бы тоже, как Наталья, его бывшая ученица, попросилась на его урок...
И ещё урок педагогический он преподал.
Эта тема поднята кинокритиком Галиной Иванкиной под ником Зина Корзина на Дзен, обсуждение..прав или неправ был Илья Семенович, категооически заявив матери мальчика, которому ставил тройки, уступая ее просьбам вместо двоек, что ему не ноги надо тренировать, в танц.ансамбле - а память и речь!
Г.Иванкину это смутило, меня тоже.
И большинство комментаторов тоже.
Мальчик кажется с синдромом Дауна или что-то такое, и много он сумеет развить память и речь?!..
Ему как раз выдать аттестат на троечки, а ноги и тело пусть: и творчество и занятость, и развитие, и социализация в коллективе Дворца культуры.
Что его мучать-то непосильными и ненужными ему предметами и сведениями типа зачем Герцен поехал за границу делать революцию...это и теперь редко кто ответит.
Я аж в Википедию заглянул,- признался один в комментах, а другие не признались, что тоже не знают ответа на такой вопрос.
Так что спорные моменты педагогики были и у таких авторитетных и популярных учителей.
С другой стороны, зачем в Москве проблемного ребенка не отправляли в специальную вспомогательную школу?
"Память...это правильно. Вот и этот ...физики говорит память, и по русскому память..
А вы спросили почему у него память плохая?!
Он, сын потомственного алкоголика".
И пошла, и пошла - мать мальчика.
Вот после этого Мельников и помчался к директору требовать отпуск.
Ну а учителя физики, русского, истории...все жалуются что память и речь плохая, а как развивать, не показывают, не руководят.
Перекладывают эти сложнейшие когнитивные функции на ...самого ребенка и его малограмотную мать одиночку и отца алкаша.
Очень умно.
А мать хоть и простая, да мудро поступила:отдала сына в танц.ансамбль, все лучше физическое и эстетическое ритмическое, музыкальное развитие, да и там как бы не дефективный уже в такой степени, как в обычной школе,
Она все верно сделала.
Но память, речь это прерогатива учителей, психологов, врачей...где они все.
А в ансамбле им ведь спецы и занимаются, хореографы, ставят ему ноги, руки, корпус, движения.
Почему же память в учебе, хорошую грамотную речь не должны ставить учителя зачем тогда они..
"Сын потомственного алкоголика...его и по сей день во дворе доходягой дразнят!"
Илья Семёнович, услышав это, побледнел и решил уйти из школы.
Ну если аж потомственного алкоголика, то где были твои глаза, хочется спросить женщину.
"Каждый восьмой московский школьник клинический идиот".
Акад.Федор Углов, 1991
Собственно, это уже не столько кинокритика, сколько в мою великую Дидактику. Книгу об уме и его развитии, новая педагогика.
Советская педагогика в этом фильме обнаружила большие прорехи в концепции.
Виктор Федорович Шаталов. "Куда и как исчезли тройки".
Донецк.УССР, 1970-е но.
Книжка из нашей дом.пед.библ.
Зачитанная.
Шаталов, кумир нашей семьи, как раз показывал, что учителя, приезжавшие в донецкую экспериментальную школу, они плакали, наблюдая на задних партах классов, речь всех без искл.кчащихся.
См глава "Де-мос-фены!!!"
А как этого добивалась команда Шаталова?
Целая пед.система
.
Двоек они не ставили, кстати, родителей а школу не вызывали ругать.
Организация учебного процесса все настраивала автоматически.
"Единый трудовой стиль школы", называл это Шаталов.
Чтобы дети хорошо говорили, что нужно?
Шаталов подсчитал в книжке, что на каждом уроке весь год и все годы учебы говорят в основном так раз "сильные".
Их пяток от силы на класс.
Остальные, "слабые", в той же терминологии, почти балласт. И молчат...их вызывают раз в четверть, чтобы поставить тройку и перевести дальше.
И где здесь место развитию речи?!
Когда из урока в урок учителя работают только с горсткой успевающих, сильных, а остальные простаивают даром свое детство без развития.
Они слабые изначально как бы.
И разве не то же самое было и у нас.
Сильные и слабые это основа всей системы школы
Сильных мало, но они и получают развитие, как я...сильная...и ещё трое или четверо.
Все.
Остальные слабые, их участь как у того дауна.
Молчать, или болтать, раз в четверть спросят, вытянут и все.
Шаталов взломал эту систему. Он заставил на каждом уроке говорить всех.
Мой отец много раз выступал на педсоветах и августовских совещаниях с предложениями в частности реформирования школы на базе опыта передовых учителей-новаторов, особенно В.Ф.Шаталова, ленингр.учителя- словесников Е.Н.Ильина и др.
Но как не дали много и самому Шаталову и прикрыли его школу, так и нам не разрешили.
"Нам до Шаталова далеко..." скептически ответил на пед. совете зав. районо.
И мы с папой занимались сами оттачиванием системы обучения и воспитания.
Я повесила ещё в старших классах на стену большой плакат под названием фломастером аршинно:
НАШИ МЕТОДЫ.
Это и было началом моей продолжающейся до сих пор моей Великой Дидактикой.
Но школа Песталоцци ей 500 лет.
Пора реформировать.
Если бы у меня была своя школа, то ...
Но что ответил министр просвещения Шаталову, закрывая его школу.
"Виктор Федорович, дорогой вы мой, верю вам, вы огромное дело сделали, но подумайте сами:если все будут учиться на пять, то кто пахать будет?!"
И проект закрыли.
Поэтому и только поэтому я отказалась пойти работать в школу.
Вот как Илья Семёнович кричал в кабинете директора "Освободите меня.!"
Ибо и он не мог бесконечно поступаться принципами.
Я бы и дня не работала как они, как все.
Зайти в класс.
Где дежурные.
Открыли учебники, тетради
Проверка домашнего задания.
Кто не выполнил.
Двойки.
Родителей в школу завтра.
Потом к доске подойти как наша историчка, отличник народного просвещения и медом разделить доску на три части
Она, отличник нарпроса из урока в урок работала только так.ъ
Первая часть Сильные
Вторая часть сетеднячки
Третья часть. Почти все Слабые.
Два три вызова по журналу
А за минут 15 до конца урока она рассказывала новый параграф, всегда слишком углубляясь и тонув в деталях, и не дойдя и до середины, как звенел звонок и она сердито каждый раз говорила, ее передразнивать за глаза:
"Ни-чего я с вами не успела!"
Потом мы шли на физику, которую вела завуч, и она тоже примерно так.
Вперёд что у учителей?
Страшная минута, плаха, когда учитель по журналу выискивает жертв, и класс замирает в ужасе.
У каждого учившегося помнятся страшные минуты в жизни, когда ждали что вызовут его..
Так вот у Шаталова такого не было в принципе.
Он и его команда разработали систему в которой отвечать должен каждый на всех без исключения уроках.
Абсурд вытаскивания: вызовут сегодня или нет. И можно ли не учить, потому что недавно вызывали и ужас класса ожидающего фамилии жертвы вызова к доске
Это тот кошмар и абсурд школы, против которой я бы с первого дня обьявила войну такой школе.
И я бы держала на педсовете пламенные речи.
Я бы говорила, что школа не место подобное плахе.
Не место страхам в ней. И ужасам в ней, а место радости и единения.
И разделять на сильных и слабых, эту кастовость, это унижение и тех и других, расслоение на умных и остальное быдло..я отказываюсь!
У меня будут учиться все! и с радостью.
А потом бы меня попросили написать по собственному желанию увольнение...
Подумать только.
С самой школы своей я всю жизнь знаю как правильно учить, образовывать, как творить счастливые умные талантливые поколения, но сделать ничего не могу, кроме образовывать себя и вот писать,,,футурологию, статьи и комменты.
Насколько погрязло общество, мир...в болоте, вот он, застой, а не тот, на который наврали будто это был Застой.как раз тогда такие технологии, в том числе образовательные, получили мощный импульс развития, но все положили под сукно и развернули Перестройку.
Зера Черкесова1 28.11.2024 08:00
6-8 утра, два часа писала.
Лента в статью:
22.06.2025 17:32
http://proza.ru/2023/02/16/1454
Ссылки на мои эссе и очерки о фильмах, спектаклях
Две статьи об этом фильме:
http://proza.ru/2025/06/22/1454
Критически о педагогике в Доживём до понедельника
http://proza.ru/2020/12/05/460
О х/ф "Доживем до понедельника". Диалог в актовом зале
22.06.2025 18:25
https://zera-cherkesov.livejournal.com/730033.html
Свидетельство о публикации №225062201454