Поездка в Санкт-Петербург к Лиле на День рождения

В Петербурге есть человек, который скучает по тебе и ждёт.
         из интернета

Как снег летит! Как снегу много!
Как мною ты любим мой брат!
Какая долгая дорога
из Петербурга в Ленинград.
        Б.Ахмадулина

Пускай Неву пургою замело,
Пускай морозом дышит Летний сад.
В глаза ты мне глядишь, и мне тепло, светло,
Мой Ленинград, мой Ленинград.
      Б.Брянский

Вот уже несколько лет подряд мы один или два раза в год обязательно ездим в Ленинград, вернее в Санкт-Петербург. Никак не могу привыкнуть к этому новому  названию моего города. Города,  где прошло моё детство и юность. Только представьте себе, я окончила Ленинградскую школу, о чём написано в моём аттестате,  Ленинградский  институт, о чём написано в моём дипломе, а теперь выходит, что такого города нет. Остался он только в моих документах,  но я отвлеклась.
Итак, зима. Начало января. У моей подружки Лили день рождения четвёртого  января. Обычно это происходит так:  дома в Москве мы празднуем Новый год, а первого или второго января едем в Ленинград. В тот год у Лили был юбилей. И надо же было такому случиться, что на работе у неё были изменения и всех сотрудников с конца декабря отправили в отпуск на неопределённый срок. Мы ехали, как обычно, на пару недель, а задержались на целый месяц.
Это был месяц счастья, молодости, постоянного движения.
Маршрутка или электричка, метро, автобусы, троллейбусы, такси. Музеи, театры, концерты, автобусные экскурсии. Я думала, что в Ленинграде, за свою жизнь там, уже давно всё обошла и объехала и знаю практически всё.
Нет, познать до конца этот город невозможно. Иногда, вдруг узнаю, что оказывается,  где-то я не была, совершенно непонятно почему. Город тайн и постоянных открытий. Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы пойти туда, куда раньше совсем не хотелось. На эту тему можно долго рассуждать, предполагая разные причины и обдумывая разные версии.
Например, я впервые побывала в доме Кочневой на Набережной реки Фонтанки.  Он был построен в 1805-1808 годах. Рядом с ним находятся Александрийский театр, Аничков Дворец, Гостиный Двор – везде была и не один раз, а этот дом пропустила. В доме прекрасная отделка парадных  залов, изумительные расписные потолки, разнообразные камины.  В этом особняке, когда-то был небольшой свой театр, а в наши дни там сценическая площадка «Петербург концерт».  Мы слушали великолепные выступления оперных певцов, которые служат в Мариинском театре оперы и балета. Это были и арии и отдельные сцены из разных опер. Атмосфера вокруг нас была такая, что  мы чувствовали себя в 19 веке, приглашёнными хозяевами дома в их домашний театр. После революции, когда здание национализировали, владельцы не уехали, а поселились в 3-х комнатной квартире дворового флигеля.  Спустя несколько дней,  после такой камерной обстановки мы побывали в современном  Питерском клубе «Ящик» на Лиговском проспекте, где выступала дочка моей подруги гуслярша Ольга Глазова. Она играла на 30-ти струнных гуслях свои произведения и пела свои песни. Съездили в музей СССР, где попали в обстановку детства и юности. Залы « Школа», «Детский сад», «Санаторий», «Кухня» и многое другое. Ездили на автобусные экскурсии «Ангелы Санкт-Петербурга»,  «Мифы и легенды Санкт-Петербурга». Съездили в Петергоф, на встречу с  нашей одноклассницей, которая там живёт. Она занимается скандинавской ходьбой. По нашей просьбе принесла для нас палки для скандинавской ходьбы, и мы  с  огромным удовольствием походили под её руководством по парку Александрия. Попутно она провела нам настоящую экскурсию, рассказывая про дворцы, скульптуры и другие строения, которые находятся в этом парке. На улице было морозно и холодно, поэтому нашу встречу мы продолжили в очень уютном Петергофском  ресторане «Токио-City» с прекрасной кухней. Лиля со своей сестрой Людой, зная, что Олег собирает модели старинных кораблей,  сделали ему подарок,  заказали экскурсию на ледокол «Красин», его ещё называют – легенда Арктики с бурной судьбой. Ледокол полностью восстановлен, хоть сейчас готов в рейс. Экскурсия была очень интересная, нас провели по всему ледоколу,  мы посидели в кают-компании и посмотрели небольшой фильм, постояли за штурвалом. Ездили мы и в Эрмитаж, и в Русский музей, в Кунтскамеру, теперь она называется « Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН», сходили в Казанский, ныне действующий Собор, где проходят службы.  Когда я жила в Ленинграде, в Казанском Соборе был  Музей истории и атеизма. До сих пор хорошо помню, как мы спускались в подвал, где находились орудия средневековых пыток, которые наводили на нас ужас. Ходили Исаакиевский собор,в Музей-памятник «Спас на крови» и это ещё не весь список. Много можно рассказывать и описывать все те места, где мы в тот морозный холодный январский месяц побывали.
А сколько кафе, пышечных, пирожковых, вареничных ,чебуречных мы посетили и не сосчитать. И везде было уютно и очень вкусно.
Но, настал такой день, когда мы все поняли, что устали!
И не просто устали, а страшно устали! Голова уже отказывалась  воспринимать новую информацию. Ноги отказывались не только ходить по залам музеев, по дорогам и улицам любимого города, но и просто отказывались выходить из квартиры.  Да и морозы становились крепче и крепче. Поэтому мы дружно, не сговариваясь, решили сделать на пару, а может быть и больше дней передышку и просто побыть дома!
Мы дома! Дом домом, но кушать надо! Вечером решили, что утром нажарим блинов. Думали, что спать будем долго, но в восемь все уже были на ногах. Видно сработала привычка вставать, собираться и ехать, ехать, ехать.  Удивительно, но мы выспались. Наверное, радость,  от того, что сегодня  мы остаёмся дома, дала нам силы.
Итак, январское морозное утро, за окном минус 26 градусов. Окна Лилиной квартиры выходят на три стороны.  И если посмотреть в одно из них, то наискосок можно увидеть дом, на первом этаже которого находятся магазины. (В этом доме на третьем этаже, когда-то жила я со своими родителями).  И к этому дому, два раза в неделю, приезжает из совхоза машина с бочкой настоящего коровьего молока. Там же, можно купить развесную сметану, творог.  Идти от Лилиной парадной до того места, куда привозят бочку с молоком, примерно 200 метров. В воздухе повис немой вопрос:
 – Кому идти?
Олег посмотрел на нас. Понятно, что выглядели мы после долгих забегов по морозному Санкт-Петербургу, не очень. Сжалился и сказал: «Я быстро схожу, а вы ставьте чайник».
– Народу будет много – сказала Лиля, – Надо идти пораньше и тогда ты будешь первый и не замёрзнешь. И протянула ему трёхлитровый эмалированный бидон с крышкой и бордовый тряпочный мешок-сумку в который он положит сметану.
В 8-30 Олег вышел из квартиры. Прошло около часа. Олега всё нет и нет. Мы начали волноваться. Неужели в такой мороз и такая большая очередь. Время идёт. Уже прошло больше часа.
Звонок в дверь! Мы подходим, а точнее, подбегаем к входной двери. На наш вопрос:
 «Кто там?».
Какой-то знакомый и одновременно незнакомый голос. Лиля открывает дверь. И в квартиру входит Олег, но совсем непохожий на себя. Борода и усы у него были покрыты коркой льда, лёд был и на бровях. Щёки и нос красные и местами белые пятна. И каким-то внутренним,  мало похожим на его голос, проговорил:
 – Вы куда меня отправили?
Мы в полном замешательстве, не понимаем вопрос. Он протягивает нам замороженной, еле двигающейся рукой пустой бидон. Смотрит колючими глазами. И опять тот же вопрос: «Нет, вы скажите, куда вы меня отправили?».
 – За молоком! – почти хором сказали мы.
– Лиля, а когда его привозят, в какой день?
– В пятницу! – чётко и уверенно, почти рапортует Лиля.
– А сегодня, какой день? – спрашивает Олег.
 – Ч е т в е р г – растягивая слово произносит Лиля.
И тут же:
– Ой, Олег! Я знала, что сегодня четверг, но думала, что пятница!
и вот, какую историю рассказал нам Олег:
– Пришёл я к тому месту, куда должны привезти бочку с молоком. К моему удивлению, никого. Ни одного человека нет, хотя Лиля сказала, что будет много народу. Постоял минут двадцать, покурил. Вход в магазин с другой стороны дома. Обошёл дом, зашёл в магазин, погрелся. Вышел, пошёл на прежнее место. Ни людей, ни бочки так и нет. Вдруг вижу, идет женщина с коляской.  Я радостно кричу: «Женщина!», голос мой конечно от мороза совсем другой стал. Я ещё громче кричу: «Женщина, женщина! Постойте!». Размахиваю руками, чтобы привлечь её внимание и двигаюсь в её сторону. Крышка бидона позвякивает, сумка тряпочная, как флаг развивается надо мной. Ещё немного и я узнаю, где бочка с молоком, возможно в этот раз её в другом месте поставили. Но тут произошло, что-то мне непонятное. Женщина взглянула в мою сторону и вместо того, чтобы остановиться, вдруг, стала убегать, толкая перед собой коляску.
       По мере того, как Олег рассказывал, в голове моей сложилась следующая картинка. Высокий мужчина, с седой бородой и усами, хриплым гортанным от мороза голосом кричит, что-то мало понятное.  При этом он делает в её сторону прыжки, размахивая руками, в одной гремит что-то, в другой непонятная тряпка. И всё это в безлюдном месте. Понятно, что она от испуга начала убегать от него.
     – Я всё ещё пытался догнать её,  – продолжал тем временем рассказывать Олег.  Призывал, как мог, остановиться. Она ещё раз оглянулась и забежала за угол дома.  Я побрёл обратно, к тому месту, куда должны привезти бочку. Постоял, пританцовывая несколько минут, выкурил ещё пару сигарет и пошёл в  магазин. Войдя в магазин, спросил у продавца: «Когда бочка с молоком приедет? Возможно, вам звонили?  Может быть, что-то произошло?». На целую тираду моих вопросов, мне ответили, что бочка завтра будет. Молоко по пятницам привозят.
Лиля, до этого внимательно слушавшая Олега, вдруг, как захохочет. А когда она смеётся, то я от её смеха, я тоже всегда начинаю смеяться (это у нас ещё со школы). Мы уже обе хохочем. Лицо Олега становится всё злее, наверное, в тот момент он думал, что мы над ним смеёмся.
 А Лилька сквозь смех говорит: « Ой, Олег! Прости меня. Я знала, что сегодня четверг, но думала, что пятница!!! Тут и Олег заулыбался.
Что делать, чтобы он не заболел? Налили мы ему стакан водки. Отрезали кусок сала, хлеба. Довольный Олег сидел в тёплой кухне. И нам с Лилей показалось, что он даже рад, что в четверг сходил за молоком, которое привезут в пятницу.
А теперь, когда у нас в жизни получается нечто подобное, мы всегда с улыбкой вспоминаем эту историю.  И также говорим
–  Я знала, что сегодня ……, но думала, что …   
Для отдыха нам понадобилось три дня. Да и морозы стали слабее.
Впереди у нас были музеи в которых я ещё никогда не была. Государственный музей политической истории России. Это первый в нашей стране историко-политический музей.
Музей «Главный штаб Эрмитажа», который расположен в Триумфальной арке на Дворцовой площади.
И 27 января в день полного снятия блокады мы съездили в Музей «Монумент героическим защитникам Ленинграда».  В подземном памятном зале музея расположена постоянная экспозиция – История обороны и блокады Ленинграда. Тяжело было смотреть экспозицию в этом зале. В тяжелейших условиях жили и работали ленинградцы. А когда мы увидели разделочную доску, на которой резали хлеб и увидели кусочек отрезанного хлеба, который назывался нормой на один день, слёзы застыли в глазах и ком подступил к горлу ….
Вечером 29 января мы последний раз погуляли по Невскому проспекту. Зашли в магазин « Север» купили ленинградских пирожных.  А в 23-55 поезд «Красная Стрела», отъехал от Московского вокзала и повёз  нас домой в Москву.
 До свидания мой любимый город, мой Ленинград!

P.S.
Часто мы вспоминаем эту замечательную поездку и всегда с улыбкой.
А недавно я прочитала слова, которые прекрасно дополняют мой рассказ.
Смех — вне времени, воображение — не имеет возраста,
а общение с друзьями — лучший вид терапии.


Рецензии