Хроники РГБ
Главная библиотека страны – неиссякаемый источник исследовательского интереса. В ней удивительно всё: фонды, люди, архитектура, история! Тридцать зданий статусного учреждения, если теоретически собрать их на одном пространстве, превышают территорию девяти футбольных полей.
1917 г. отозвался рождением государства нового типа. Отмена частной собственности требовала социальных преобразований и нового образа жизни, в том числе, и в культурной сфере. Основатель и главный идеолог СССР – В. И. Ленин (1870-1924) выступал за последовательную ассимиляцию культуры в разнородные коммунистические массы, молодое государство остро нуждалось в услугах буржуазной интеллигенции, несмотря на её идентификацию с чуждым социальным классом.
В 1927 г., накануне индустриализации, ленинские принципы о неантагонистических отношениях с буржуазной интеллигенцией нашли отражение в судьбоносных решениях XV съезда Коммунистической партии Советского Союза. В интересах индустриализации было решено увеличить государственные инвестиции в повышение культурного уровня рабоче-крестьянских масс. Главной опорой «культурной революции» по-прежнему служила буржуазная интеллигенция.
Переход к новой концепции «культурной революции», основанной на классовой борьбе пролетарской и буржуазной интеллигенции, произошел внезапно. В начале 1928 г. была провозглашена политика коллективизации сельского хозяйства. Принадлежность к интеллигенции носила уничижительный характер, появился новый официальный термин – «буржуазный специалист». Молодое государство, столкнувшееся с проблемами закупки продовольствия, угрозами иностранной интервенции, раздираемое внутренними противоречиями, находилось в состоянии стресса. Воспитание пролетарского населения, бдительного к проявлениям вредительства и саботажа, было главным и необходимым условием на пути к светлому будущему.
«Культурная революция» первой пятилетки (1928-1932) была особым явлением в политическом и социальном развитии сталинской эпохи. Она заложила основы индустриализации; послужила средством подготовки коммунистической элиты и новой советской интеллигенции: сотни тысяч рабочих и крестьян получили высшее образование и возглавили руководящие должности. Поколение, воспитанное на идеологии «культурной революции», оказало колоссальное влияние на эволюцию политической и социальной культуры следующих десятилетий существования тоталитарного государства.
«Культурная революция» нуждалась в переорганизации жилого и культурно-досугового городского пространства. Задача строительства принципиально новых типов сооружений, в том числе, школ, библиотек, клубов, получила развитие в архитектурном стиле – конструктивизме. В 1920 г. на пленуме Института художественной культуры конструктивисты объявили непримиримую войну традиционному искусству! В 1922 г. вышла агитационная книга Алексея Гана «Конструктивизм», согласно которой, с 25-го октября 1917 г. в СССР зародилась эра «стройного дитя индустриальной культуры» – конструктивизма, символизировавшего своим появлением смерть традиционного искусства, «прочно стоящего на ходулях реакционного идеализма».
1925 г. – особый год в истории Государственной библиотеки имени В.И. Ленина (ГБЛ). Получив Всесоюзный статус, библиотека получила право: на второй обязательный экземпляр (после Книжной Палаты) всего печатного производства со всей территории Советского Союза; бесплатную почтовую пересылку; бесплатное пользование коммунальными услугами (водой и электричеством); получение и хранение «секретных» и «особых» произведений; бесцензурное получение зарубежной (в том числе, русской) книжной печати; освобождение от ряда пошлин и налогов. А главное, получила кредиты на строительство нового комплекса зданий.
История строительства главного комплекса ГБЛ, по формальному признаку, продолжалась тридцать три года. 9 ноября 1927 г. (в честь ознаменования первого десятилетия Великой Октябрьской социалистической революции) на Ваганьковском холме торжественно закладывают кирпич, символизирующий начало масштабного строительства. Один из лучших участков Москвы - напротив Кремля, на углу улиц Воздвиженки и Моховой, где ещё стояло чудесное здание – палаты XVII в.(Стрешневых-Нарышкиных), перестроенные в 1874 г. под нужды архива МИД Российской Империи, отводился для строительства нового дворца знаний.
В декабре 1927 г. объявляется архитектурный конкурс. Главными требованиями, предъявляемыми к конкурсному проекту, были: отсутствие противоречий в композиционных приёмах оформлений фасадов нового и исторического (дома Пашкова) зданий; архитекторы были обязаны учитывать все современные достижения в областях механизации и рационализации; здание должно соответствовать характеру эпохи, воплотившей волю трудящихся к строительству социализма. В 1928 г. принимают за основу (внеконкурсный) проект грандиозного сооружения и начинаются строительные работы.
В состав жюри конкурса вошли видные деятели культуры, науки и члены правительства. Были определены основные группы служебных помещений и читальных залов: библиотека с книгохранилищем, картотека, вестибюль, фойе, служебные помещения; общие и специализированные читальные залы; залы для чтения периодических изданий (журналов и газет); молодежный зал; зал восточной книги; аптека; почтовое отделение; комната коммутатора; комната дезинфекции; помещения для управленческого персонала; административный офис; Институт библиотечного дела; вспомогательные службы, мастерские, служебные квартиры, прачечная с сушильной комнатой. Для оформления интерьеров и экстерьеров ГБЛ были заявлены: ценные породы дерева (дуб и орех), разных сортов мрамор и гранит, бронза и латунь. На конкурс были представлены 10 проектов известных архитекторов, и проекты вне конкурса.
По итогам первого тура конкурса (1928 г.) было присуждено пять премий, однако жюри не сочло проекты завершёнными и отправило их на доработку. В первом туре победил проект молодых архитекторов Дмитрия Сергеевича Маркова (1905-1992), Даниила Фёдоровича Фридмана (1887-1950) и Владимира Ивановича Фидмана (1884-1949). Проект был основан на символизме, здание книгохранилища изображало открытую книгу. Удачными были признаны проекты: Алексея Викторовича Щусева (1873-1949), братьев Весниных (Леонида Александровича (1880-1933), Виктора Александровича (1882-1950), Александра Александровича (1883-1959)), и Владимира Алексеевича Щуко (1878-1939). Проект Ивана Ивановича Рерберга (1869-1932) подвергся критике, в его интерпретации здание было эклектичным, сочетало несколько стилей, напоминало дореволюционное здание середины XIX в.
Схожими чертами обладал первый проект Щусева, который впоследствии был автором модернизирован. Щусев предложил композицию главного библиотечного комплекса в сочетании традиционного симметрического и современного решений, основанных на использовании ленточного остекления и глухих бетонных плоскостей. Братья Веснины представили проект, выполненный с использованием метода конструктивного проектирования. Каждой функции многофункционального культурно-образовательного учреждения был отведен отдельный корпус. Корпуса были соединены друг с другом, исходя из необходимости внутренней связи помещений. Проект Весниных и сегодня воспринимается современным решением, основанным на сочетании стекла и бетона, объемов различных форм и размеров, с рационально распределенным функционалом.
Проект Щуко был значительно доработан в процессе проектирования с соавтором, архитектором Владимиром Георгиевичем Гельфрейхом (1885-1867), приобрел черты упрощенного неоклассицизма - постконструктивизма. Он и послужил проектом построенного здания, фасадами которого могут любоваться горожане и гости Москвы. Первая версия проекта библиотеки, созданная авторским коллективом Щуко-Гельфрейх была ориентирована на архитектуру авангарда. Четкий геометризм объемов, сочетание ленточного остекления и глухих бетонных поверхностей, не подразумевал наличия декора.
К середине 1930-х гг. произошла переоценка ценностей в архитектуре, которая привела к запрещению и постепенному исчезновению инновационных конструктивистских проектов. Архитектурное сообщество вновь обратилось к прошлому, историческое наследие стало реакцией на лаконичную и чрезвычайно функциональную архитектуру 1920-х гг., окрасив последующий этап ее дальнейшего развития своими декоративными изысками и вызывающими восхищение деталями.
Проект ГБЛ постепенно усложнялся в сторону монументальности и репрезентативности, были введены стилизованные элементы классической архитектуры: главный фасад украсили барельефами на портике, здание вдоль дороги наградили скульптурами, которые создавали: Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953), Матвей Генрихович Манизер (1891-1966), Елена Александровна Янсон-Манизер (1890-1971), Надежда Васильевна Крандиевская (1891-1963), Всеволод Всеволодович Лишев (1877-1960). Дополняют пышный декор фасадов горельефы ученых и мыслителей, размещённые на нижнем ярусе.
Современная композиция главного комплекса библиотеки создаёт красивую перспективу, замкнутую корпусом книгохранилища. Украшением служит выступающая угловая терраса, обрамленная колоннадой, предшествующая входу в здание. Миновав входной портик, поддерживаемый колоннами из чёрного (ныне и серого) гранита, посетитель попадает в роскошный холл, где перед ним открывается мраморная парадная лестница, поражающая своим дворцовым великолепием. Наличие декоративных деталей способствует гармоничному восприятию интерьеров и окружающего внутреннего убранства.
Для двадцати двух читальных залов были заложены три объединяющих элемента декора (фишка нового комплекса): декорированные орнаментом ниши на потолках с целью последующего оформления их мозаиками; столы с перегородкой между сидящими напротив друг друга читателей, спроектированные архитектором-дизайнером и конструктором мебели - Константином Константиновичем Бломериусом (1904-1966) (интересно, кто-то знает какое-либо ФИО проектировщиков мебели, кроме отраслевых специалистов?); зеленые бра нового образца, размещённые на перегородках библиотечных столов для создания эффекта личного кабинета.
В годы Великой Отечественной войны строительство было временно приостановлено. После Победы, настоящим подарком для коммунистов, комсомольцев, пионеров, и мысленно примкнувших к ним граждан огромной страны, стало продолжение строительства статусного гиганта.
Официальное завершение работ состоялось в 1960 г., хотя уже с 1957 г. для посетителей поочередно открывались читальные залы нового комплекса. За период долгостроя, в стране произошел ряд кардинальных перемен в экономической и политической структуре СССР, которые нашли свое отражение в пересмотре и изменениях более ранних архитектурных решений. Посетить главную библиотеку страны и полюбоваться её интерьерами может любой гражданин мира, достигший возраста 14 лет, и имеющий оригинал паспорта. Библиотека поддерживает ленинские принципы о доступности образования для всех заинтересованных лиц и не берет денег даже с иностранных граждан (в отличии от многих зарубежных национальных библиотек).
Свидетельство о публикации №225062200307