5. Светлые аланы и костяные бока
Среди массы других племен, входивших в сарматскую орду, стоит, пожалуй, выделить племя, расселившееся в Северном Причерноморье во владениях древних борусков. Имя ему – роксаланы. О том, что русских на Востоке все ещё продолжали называть роксаланами и во времена московских царей, известно каждому, кто читал роман Павло Загребельного о русской жене Сулеймана Великого. Но откуда взялся сам термин вам не сможет сказать никто. Наплетут, правда, всякого. И как только не расшифровывают историки название этого во многом загадочного народа, который во 2 веке до н. э. жил между Днепром и Доном, занимался скотоводством и в случае необходимости мог бросить в бой до 50 тысяч всадников. Чаще всего встречаются два толкования: «светлые аланы» и «аланы – росы». При этом роксаланы, скорее всего, не были аланами «в чистом виде». Это могли быть их союзники русы или те же русы, но уже с аланской «примесью». Причем они вели самостоятельную независимую от «коренных» аланов политику и даже несколько отличались от них в образе жизни. А еще это могли быть народы, которые по сложившейся традиции продолжали называть себя русами, но точно так же имели право именоваться киммерийцами, венетами, фракийцами, гетами, скифами или как-нибудь иначе. Проще говоря, эти загадочные роксаланы могли быть коренными обитателями Северного Причерноморья, явившимися сюда с первой волной индоевропейских переселенцев. Осев в этих местах еще в седой древности, они затем принимали в свои «объятия» одно за другим племена сородичей из арийского «котла», а по ходу дела, и переселенцев из Малой Азии и Фракии. Оставаясь русами по сути, они к описываемому времени уже были и немножко киммерийцами, и немножко скифами, и немножко славянами, а чуть позже станут и немножко аланами. Пришлые тоже теряли с течением времени свою самобытность и становились частью этого народа, добавляя кусочек своего мировоззрения в его культуру и в его менталитет. Известно, что в отличие от тех же язигов роксаланы с коренным населением Крымской Скифии и Приазовья поддерживали добрососедские отношения. Их подданные и данники чувствовали себя достаточно уверено и даже процветали. Не удивительно поэтому, что в Европе одним из центров сарматской империи всегда считался Днепр, на берегах которого, где-то в районе нынешнего Киева, располагалось кладбище скифских и сарматских царей. Но ни те, ни другие, возможно, знатных мертвецов туда вовсе и не свозили, и своих вождей там хоронил некий большой народ, который соседи по традиции сначала причисляли к скифам, а затем начали причислять к сарматам.
Для наглядности, вновь приведем пример из современной жизни. Спросите сегодня любого европейца: «Кто живет в Москве?», и он уверенно ответит: «Русские». Теперь тот же вопрос задайте россиянину, и он вам скажет: «Да кто там только не живет! Там, говорят, одних армян чуть ли ни миллион». Но даже и он в итоге согласится, что Москва - русский город. А все по тому, что не то главное, из какого кирпича дом построен, а то, каким цементом кирпичи между собой скреплены. Вот почему 7 столетий тому назад Русь, оставаясь русской по сути, тем не менее именовалась в Европе Татарией. В ту пору все русские города и княжества были силой включены в состав одного огромного государства, роль цемента в котором выполняли татары. А значит, и сам термин Русь для европейцев особого значения уже не представлял. То есть, Русь жила, она ни куда не делась, но ее замечали лишь в Литве да в Ливонии, регулярно получавших от нее по зубам. Весь же остальной мир заметил её существование лишь после того, как она сумела перетянуть на себя одеяло и сделала так, что не Русь входила в состав Татарии, а татарские ханства вошли в состав Московской Руси. Сарматы–аланы тоже сцементировали разношерстное население Северо-восточного Причерноморья в единое целое под названием Сарматия или Алания, но русам, очевидно, удалось все же отстоять право своего народа войти в анналы под собственным именем пусть и с приставкой «алан». А вот народы, входившие в состав их собственной «орды» такое право с течением лет теряли, и для соседей они все становились роксаланами и россомонами, да и сами потом начинали считать себя русами. В Пантикапее и Танаисе, например, знавали роксалан не только с иранскими, но и со славянскими именами. Конечно же, в истории случалось всякое, и русам тоже приходилось принимать участие в переселении народов. Однако часть из них неизменно оставалась на месте, сохраняя свое родовое имя и свой родовой дом. Ушедшие тоже старались держаться к как можно ближе к родному Причерноморью и связи с оставшимися никогда не теряли.
Если верить греческим и римским источникам, а не верить им у нас оснований вроде как нет, вторжение сарматской орды в Северное Причерноморье было далеко не бескровным: там и дома сжигались, и пленные угонялись, и без насилия над мирным населением не обошлось. Главная битва за «Северную Таврию» произошла около 190 – 180 гг. до н. э. Она приняла характер войны на полное истребление. В результате, большая часть «Скифии» превратилась в пустыню. При этом считается, что наиболее сильное сопротивление пришельцам оказали оседлые русы и поднепровские предки славян, у которых со скифами уже успели сложиться родственные отношения, и которым просто некуда было деваться.
Главная проблема всех без исключения оседлых народов состояла всегда в том, что они были широко разбросаны по городам и селам, в то время как кочевники передвигались большими массами и имели возможность бить противника по частям. Воинственным и очень боеспособным степнякам «оседлые» могли противопоставить лишь мощные укрепления, построить которые можно было только всем миром. Лесные завалы и громадные земляные валы до 20 метров высотой, возведенные в несколько рядов, непрерывной чередой протянувшиеся на сотни километров, стали непреодолимой преградой на пути степной конницы. Окрестные племена земледельцев, уже считавшие эти места своей исторической родиной, ремонтировали и достраивали их столетиями. Трудно даже представить себе, какие побоища разворачивались в древности на этих рукотворных хребтах. Точно не известно, штурмовали сарматы эти укрепления или просто обошли их с юга. Известно только, что карательные операции все же имели место, а значит, и сопротивление было, и это сопротивление должен был кто-то организовать. Мы не знаем, как в ту эпоху называли себя те, кто скрывался под ярлыком «скифы-пахари». Знаем только, что это были наши предки, и что у них уже были свои вожди, и что эти вожди чувствовали себя уже достаточно сильными для того, чтобы дать бой грозному врагу, напугавшему даже бесстрашных скифов. Сопротивление, тем не менее, было подавлено. Под ударами кочевников рухнула праславянская «Милоградская культура» среднего Поднепровья. Разгромленные осколки скифско-славянских племен в массе своей были вынуждены отступить на запад, к Карпатам, где жили их родичи. Сарматы, как и скифы когда-то, начали массово оседать в лесостепной полосе, смешиваясь с местным населением, частично переходя к земледелию и полностью отказываясь от весьма затруднительной в условиях леса привычки насыпать курганы. В отличие от скифов язиги, входившие в сарматский племенной союз, с местными особо не деликатничали - дали с них семь шкур или просто выгоняли взашей. Ни о каком культурном слиянии или ассимиляции речь на первых порах идти не могла. Земледельческие культуры в плодородных областях Приднепровья и юго-запада Украины были сведены сарматами-язигами на нет.
Любопытно, как описывает этот период истории легендарная «Велесова Книга». Около 150 года до н. э. русы-скотоводы переселились с Карпат к Днепру, и там вступили в смертельную схватку с некими костобоками. С «костяными боками» дрались 200 лет, были разбиты и отступили в северные леса. Что за враг скрывался под столь странным именем, кельты, фракийцы или сарматы, судить сложно, тем более что саму «Велесову Книгу» мало кто воспринимает всерьез. Мы, тем не менее, отважимся заметить, что сарматы в своих доспехах из конских копыт многим тогда могли показаться «костобокими». Справедливости ради, впрочем, следует отметить, что историческая наука считает племя костобоков действительно существовавшим и причисляет его к дакийскому племенному союзу.
Свидетельство о публикации №225062200747