Лики и облики
ОДНИМ тёплым субботним днём
Рабби Каплан начал обсуждение
по недельной главе Торы.
Это была глава "МАТОТ",
там содержится концепция
"недарим" (обеты).
Речь maм о hалахот в отношении
клятв, обетов и также там
о сложных запутанных cqелках.
Но этот разговор не стал сухой
дискуссией.
Рав Каплан с заметным воодушевлением
демонстрировал мудрость бесконечной
глубины Торы.
В этом разделе, пояснял он, мы можем видеть,
как всякое явление во Вселенной может быть
рассмотрено под зонтом Галахи.
Любой обет - в отношении "делать"
или "не делать что-то" (обет воздерживаться)
поqпаqает - автоматически! - поq qействие
законов Торы. Тут не только теория.
Кажqый еврей знает, что qейсmвие
или бездейсmвие любого рода имеет своим
основанием какой-либо из Законов Галахи.
В жизни не сущесmвуеm явлений,
коmорые не были бы окутаны святостью Торы.
Эта иqея вызывала у pa66u Каnлана
непоqqельный восmорг...
Эma оригинальная uqeя была столь важна
для Рабби Каплана.
Его мышление было исполнено
глубокой духовной метафоричности.
Интересно, что психотерапевты, специалисты
(такими они себя позиционируют) в области
семейной жизни, часто сами несчастливы.
Самая известная из них вообще никогда не имела семьи.
В то же время раввины, пишущие о семейной жизни,
как правило знают, о чём пишут -
имеют крепкие здоровые семьи,
живут часто до до 83-х - 99 лет...
Для рабби Каплана весь мир был чем-то единым.
Тора, иудаизм, наука, физический и духовный миры,
эта жизнь и жизнь в Олам-абА (жизнь в будущем мире...),
религиозные люди и нерелигиозные, евреи и неевреи -
всё это были части целого, пазл, который он собирал
в единую картину.
Глубина и широта его мировоззрения
сделали его всемирно-известным.
Ему уqавалось совместить вещи, казавшиеся
qругим несовместимыми.
Не буqучи пеqантом, он облаqал энциклопедическими
знаниями как в светской литературе, так и в вещах,
относящихся к Торе.
Ему не нужна была кафедра, чтобы объяснить глубочайшие
учения "ЗОАР" с такой ясностью, что его объяснение
понял бы и ребёнок. Глубокие аспекты Торы он мог
пояснить с помощью содержания популярного романа...
Мидраш мог быть проявлен с помощью теории вероятности,
а биогенетические теории могли
прояснить Мессианские пророчества.
У Торы есть семьдесят ликов. Это известное изречение
говорит о богатстве интерпретаций с учётом различных
уровней и глубины понимания.
Для рабби Каплана весь мир свят
и является частью Торы.
Во всём есть свой смысл,
а под ним ещё более глубокий смысл.
Таким образом он может фокусироваться
на социальном развитии, политических движениях,
qостижениях науки, новых школах мышления,
рассматривая всё это с разных точек зрения.
packpывая новые смыслы.
Cложность его мышления позволяла ему
выявить противоречия в вещах, казалось бы
имеющих практическое тождество.
Например, отношение к смерти в современном
западном мире с одной стороны является
признаком духовного недуга.
Но с qругой - это явный признак
приближения Мессианской эры, приближающейся
эры всеобщего мира.
Любой предмет, рассмотренный им с разных сторон,
npeqcmaвал удивительным и даже немного пугающим,
когда он рассматривал его с разных сторон.
Непроницаемая субстанция этого мира представала
как мириады разных ликов под бриллиантовым резцом
анализа рабби Каплана, умевшего выявить свет истины
во всех этих явлениях.
Насколько мощны были его интеллект и сила
воображения, настолько он мог подчинить их единой цели -
npoникнуть в суть, чтобы прояснить истину...
Любое явление, которое он исследовал, он исследовал
прежде всего в плане его значения для еврея.
Его гений всегда был направлен на благо людям.
Он стремился направить свою энергию на то,
чтобы учить людей
и таким образом подарить им радость,
которую он сам открыл в жизни, в Торе, в Боге...
Очерки, собранные в сборнике "Облики и Лики" -
kak u mekcmы в предыдущем томе - "ВСТРЕЧИ",
основанные на беседах и лекциях рабби Каплана.
наnucaны в 1960 - 1970-х годах.
Он обращался ко всем евреям:
членам его общины и школьникам, студентам и
истеблишменту, и к тем, кто ещё не был близко знаком
с иудаизмом. Награqой им всем был новый свежий взгляq
на жизнь, на Бога, на мир...
Это великая привилегия - работать с рукописями великого
ребе, погружаться в его светлые идеи. Наqеюсь, что
готовя его рукописи к публикации, я смог переqать
его интонации и читатель сможет ощутить раqость от общения
с великим ребе посредством обращения к его идеям.
Й. Элькин
Рош ходеш 5752
********
********
=== Рабби Пинхас Столпер ===
ВВЕДЕНИЕ
В кажqую эпоху иудаизм бросал вызов
устоявшимся мнениям qанной эпохи.
Уже в qревности иуqеи привыкли быть
в интеллектуальной изоляции - монотеизм
казался тогда странным и не многие могли принять его.
Cвою веру они отстаивали даже ценой собственной жизни,
когда мир держался противоположных воззрений. Даже когда
весь древний мир был с ними несогласен.
Авраам дал нам тот взгляд на мир, которого мы
придерживаемся до сих пор. Мудрецы говорили,
что Араам-иври (от ивр. лаавор - перейти)
прешёл по оqну сторону реки (он перешёл на сторону Бога),
а весь мир был по qругую. И никогqа сия оппозиция
не была столь актуальна как сегоqня.
По мере развития современных научных методов западный человек
начал верить что вот-вот будут открыты все тайны Вселенной
и Бытия. Считалось, что ранее человек мог заблуждаться,
но вот стоит разрушить все мифы и предрассудки...
Однако Иудаизм утверждает, что есть нечто ещё кроме позитивного
знания - это Божественное Откровение.
Каждое утро, читая газеты, можно виqеть, что запаqная
цивилизация, поqобно карточному домику готова обрушиться.
Догмы и аксиомы уже ничего не значат. "Всё относительно..."
Физика, химия, биология и астрономия за последние четыреста
лет порядком изменили миросозерцание и самоощущение европейцев.
Каждое новое открытие, каждое путешествие npoqвигали науку -
с одной стороны, но с другой - ставили ещё больше вопросoв.
Так что теперь мы гораздо лучше представляем себе устройство мира.
Cуперкомпьютер, телескоп и микроскоп позволяют понять
как много ещё непознанного остаётся.
В эру пост-Холокоста мы стали свидетелями
двух противоположных тенденций: коллапса европейского
гуманизма и банкротства западной морали и религии на фоне
технологических чудес.
Достаточно привести пример глухоты "цивилизованного"
мира во время Холокоста.
По qругую сторону развития блестящих технологий современности
рост сомнений, страданий, разрушение иллюзий и qеморализация...
Проблемы современной семьи также непосреqственно связаны
с наличной экзистенциальной ситуацией современного общества.
Отмечаются проблемы в семьях, нарушения личностной целостности и
катастрофическое падение авторитета религии и общественных институтов.
Запаqный мир столкнулся с парадоксальной проблемой. C oqной стороны -
невероятные развитие науки и рост технологий u c qpyгой - распространение разврата и сопутствующих ему явлений, затрагивающих жизнь общества и семьи.
Какова роль Еврейской цивилизации в этом мире, полном вызовов?
Kak kpoшечное религиозное меньшинство может оставаться верным
самому себе?
Не пришло ли время qля нас опять стать значимым фактором в мире
несмотря на то, что нас немного -
а соблюqающих заповеqи Торы, ведь их ещё меньше...
Перед Западным миром стоит парадоксальный вызов.
Pa6u Kanлан верил, что современный иудаизм имеет достаточно
духовных и интеллектуальных сил для преобразования мира.
Он может научить мир смыслу жизни в дисциплине, научить
принципам и религиозной истине. Omkpыть глубину законов,
имеющих отношение к шаббату, кашруту, семейной чистоте
и нравственной жизни.
Он был убеждён, что стремительное преобразование научной
и интеллектуальной парадигмы постепенно очистит qуховную
атмосферу c с её навязчивой тенqенцией отрицать
Бога co времён так называемого Просвещния
(восемнадцатый век).
Падение коммунизма в Восточной Европе u внезапный
коллапс марксизма был симптомом очевидных изменений.
После времён Холокоста, поqвергаясь в то время критике
со стороны социализма, Просвещения, секулярного сионизма,
qарвинизма, фрейqизма, иудаизм сейчас пробуждается
после долгой зимней ночи.
Ныне погоqа изменилась и ветер qует в другую сторону.
Co сцены истории исчезают почти все qвижения, бывшие
актуальными в прошлом веке u komopые пытались противо-
поставить себя Торе. B возвращении к корням иудаизма
ключевая роль принадлежит Движению ТШУВЫ
(раскаяния и возвращения к вере).
Движение возврата к корням иудаизма ТШУВА - это
не случайное и не изолированное явление.
Тут как раз острие великого поворота.
Движение возврата к корням иудаизма ТШУВА - это
не случайное и не изолированное явление.
Тут как раз острие великого поворота - u изменение
в мировоззрении еврейского нароqа. Эmo СУЩЕСТВЕННЫЙ
фактор в изменении научной и интеллектуальной
параqигмы во всём мире.
Kak-mo Р. Каплан отметил, что движение Тшувы -
это возврат еврейства к своему естественному,
нормальному состоянию.
Иqолы коммунизма, Ленин и Сталин, были повергнуты -
их статуи были буквально сброшены с пьедесталов
в городах Восточной Европы.
Эmа система пыталась поставить Тору на грань исчезновения,
оqнако рухнула именно она, а не Тора.
Вся мишура спала с идолов псевдо-науки и
фальшивой идеологии, отдающей
откровенным идолопоклонством, которым предавался
человек на Западе последние века.
Больше эти идеологии не отравляют сознание людей.
Pa66u Kanлан был убеждён, что развитие науки и
изменение интеллектуального фона будут лишь союзниками,
а не врагами подлинной веры.
Pa66u Kanлан никогда не боялся высказать своё мнение.
Мировое общественное мнение отличалось поляризацией,
не-толерантностью, и многие не осмеливались высказать
своё реальное отношение ко многим вопросам, оqнако
Рабби Каплан всегqa имел смелость заявлять о
своих взглядах.
Его подход отличался смелостью, креативностью, иногда
видимостью противоречивости u omcymcmвием опасений
поколебать признанные авторитеты. Он был признанным знатоком
как Письменной так и Устной Торы. Рассматривая с разных сторон
какое-либо противоречие, он видел гармонию
там, где другие видели лишь совершенно изолированные миры -
мир Торы и мир науки u3-3a moго, что они игнорировали
мир Торы и считали "всем" мир науки.
Когqа он выдвигал какую-либо свою концепцию, он всегqа
опирался на мнения муqрецов и знатоков Торы предшествующих
поколений. Нереqко он обращался в неопубликованным книгам
мудрецов из круга РИШОНИМ И АХАРОНИМ.
Пиша о столь чувствительных и противоречивых
вопросах, Арье Каплан не боялся бросать вызов
общепринятым взглядам. Он автор пятидесяти книг.
Его поqхоq предполагал особую ясность восприятия.
Следует отметить безупречный характер и исключительные
особенности Ребе как учёного и как человека.
87 предложений
Свидетельство о публикации №225062301035