Читать Ветхий Завет через призму Нового Завета, ил

      
                Читать Ветхий Завет через призму Нового Завета,
                или Новый - через призму Ветхого?

Название «Новый Завет»  впервые  появилось у Иеремии  (Иер. 31:31): «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды НОВЫЙ ЗАВЕТ…»
В дохристианское время понятие «Новый Завет», или «Новый Союз» (в смысле союза с Богом), применительно к себе использовали члены кумранской общины. В синоптических Евангелиях понятие «Новый Завет» использовал сам Христос:  «сие есть Кровь Моя Нового Завета»(Мф. 26:28; Мк. 14:24) ; «сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается»( Лук. 22:20).
     Христианство, начиная с  Лк. 22:20 и Посланий Павла ( 1Кор. 11:25; 2Кор. 3:6, 14), трактует понятие «Новый завет» как завет Бога с христианами, рассматриваемыми как «новый Израиль», и противопоставляет его еврейской Библии в качестве старого (Ветхого) Завета. В то же время основатели христианства представляют своё учение как преемника и наследника иудейской религии..
     В христианском богословии термин «Новый Завет» был введён в конце II — начале III веков.               
                Как Ветхий Завет стал "ветхим прообразом"

Изначальный завет был заключен при Исходе из Египта на условии соблюдения евреями Торы, которую они  нарушали, еще не будучи полностью к ней готовы. Новый же завет будет заключен после того, как Бог “вложит Тору в глубину их души, и впишет Завет в их сердце”.
     И в Книге Левит(26: 44-45), и в пророчестве Иеремии (32: 37—42), у пророка Иезекииля (11: 19-20) и в других местах Танаха сказано, что Завет Его вечен и неизменен.
     Однако, как утверждал Павел:   «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит..Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее» (2Кор 3:11).
«Преходящим»  Павел называет  служение Моисея, который перестал быть «законодателем» (Рим 10:4); «пребывающим» — служение проповедников Евангелия, которое  будет продолжаться до конца мира (Мф 24:14).

       «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим.....", — писал ветхозаветный пророк Исайя( Ис 61:1-2). "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами ..Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а ОНИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ОБО МНЕ" — заявил Иисус (Лк 4:21;Ин 5:39)

 Его последователи находили в ВЗ лишь "прообразы и тени будущего" , а сами "ИСТИННЫЕ " образы видели  в НЗ: Закон — это «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр 101). "Требования прежнего закона были тенью (прообразом), а Христос стал сущностью и реальностью" (Кол2:16,17). «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя  (Гал  3:24).  Согласно НЗ, вся история ВЗ - это приготовление к приходу Мессии - Иисуса Христа.Ветхий Завет многие так и рассматривают как «детский сад человечества»……
 
                Читая Ветхий Завет через призму Нового

    Многие  христианские комментаторы считают,  что изучение Священного Писания лучше начинать с Нового Завета, причем изучать его нужно «с опорой на православные толкования», и лишь после ознакомления с книгами Нового Завета уместно приступать к изучению ветхозаветного Писания. Такой подход, по их мнению,  поможет избежать  читателю Библии множества соблазнов, недоумений, вопросов из серии: «Где же тут любовь к ближнему?» и т.п.По мысли святых отцов, в частности, блаженного Аврелия Августина, «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий Завет в Новом раскрывается». Согласно наставлениям древних отцов Церкви, которых и сегодня придерживаются  многие христиане,читая Ветхий Завет через призму Нового, человек, в какую бы эпоху он ни жил, может увидеть, что Ветхий Завет готовил человечество к принятию Сына Божия, что это было его главной задачей. 
Чтение  Ветхого  Завета через призму Нового Завета , в первую очередь,  означает рассмотрение Ветхого Завета как пророческое  указание на пришествие Иисуса Христа Ветхий Завет, с точки зрения Церкви, полезен для изучения христианами ,поскольку  он « ведет  ко Христу и позволяет лучше понять Завет Новый».
Т.о., христиане часто используют НЗ для толкования событий, законов и пророчеств, содержащихся в Вз. Так  подтверждается  древнее представление  о Ветхом  Завете не как об историческом документе, но источнике прообразовательных знамений, предвещающих  историю НЗ.

               
                Ветхий Завет в Новом Завете

 Часто приходится слышать,  что  христианам Ветхий Завет не нужен, достаточно знать Новый Завет.Но, как заметил один библеист, « если убрать из Нового Завета все ветхозаветные цитаты, аллюзии, темы, то почти ничего не останется, кроме разве рассказа о мессианском путешествии апостола Павла. Важно читать Новый Завет сквозь призму Ветхого.  Ветхий Завет не может обветшать – это Вечный Завет Бога с человеком».
    В Новом Завете мы обнаруживаем большое количество прямых цитат из Ветхого Завета, а еще больше косвенных аллюзий и общих образов. Потому смысл новозаветных писаний становится по-настоящему понятным только в том случае, если читатель знает и часто обращается к параллельным местам из Ветхого Завета.
Как новозаветные авторы используют Писание, как они понимают суть Торы? Каким образом тексты разных эпох и культурно-исторических контекстов вступают между собой в диалог?Почему  авторы Нового Завета , цитируя древние тексты,  выбирали именно эти места ? Эти вопросы настраивает современного человека на более внимательное отношение к тому, как тексты НЗ связаны с  текстами ВЗ,  и  ответ на  них  связан с понятием интертекстуальности в Библии. Любой текст - это интертекст; другие тексты присутствуют в нем на разных уровнях, в более или менее узнаваемых формах - тексты предыдущей культуры и тексты окружающей культуры. Основная идея интертекстуальности заключается в том, что текст не существует сам по себе, он существует в окружении множества текстов, написанных до него, и с разной степенью очевидности несёт их отголоски и традиции.
По словам проф. А.Десницкого, интертекстуальность иногда «сбивает с толку», иногда мешает понять смысл текста – в тех случаях, когда первоначально заложенный смысл перекрывается актуальным культурно-историческим контекстом читателя, когда «значения с разных полочек сознания неожиданно накладываются  друг на друга».
Авторы Нового Завета часто используют Ветхий Завет, чтобы объяснить личность и служение Иисуса Христа, а также укрепить свою веру.
Исследования интертекстуальности Библии, анализ использования Ветхого Завета в Новом Завете через цитаты, аллюзии и образы помогают лучше понять, как библейские тексты  влияют друг на друга.


Рецензии