Архив учёба, работа 2
Якорная цепь и должность «Артельщик».
Якорная цепь имеет право быть отдельной темой. И что же здесь интересного? А вот что. Цепь состоит из смычек это часть цепи длинной 25 метров бывает чуть больше. Количество смычек 13, это по Российским до революционным стандартам. Смычки соединяются между собой, специальной разборной скобой. После соединения смычек, зачеканивается. Внешне она отличается от других звеньев, по ним и считают количество смычек ушедших в воду. Смычка, соединённая с якорем называется «Якорная смычка». А последняя смычка, которая крепится в цепном ящике на замок называется «Коренной». Редко кому удавалось заглянуть в цепной ящик, кроме цепи там не чего нет. Если не считать ил ракушки и грязь, которая попадает туда в месте с цепью. В якорном клюзе стоят несколько форсунок, они при выборки цепи и обмывают цепь. Заказывают пожарник ( такое выражение у моряков), через мостик в машину поступает команда и обмыв пошёл. Правда хорошо обмыть цепь не получается, от того и в цепном ящике собирается много мусора. Когда якорь выбирают, штурман на баке контролирует процесс. И передаёт на мостик «Якорь вышел из воды, чист». Бывают и с якорем выходит утопленная конструкция, или того хуже кабель. Начинается борьба за освобождение якоря. Это уже другая тема. Якорные стоянки возле портов имеют свои точки и номера, там нормальное дно. Проблем, как правило, не бывает. Если только это не плановая якорная стоянка. Тут смотри в оба.
Бывает не управляемый сход цепи. Цепь скачет по цепному барабану с такой скоростью, что ленточные тормоза горят, а остановить барабан не могут. Из ящика с цепью летят ракушки ил и всякий абразив. Кто участвовал в таких постановках на якорь знают, что сделать ни чего нельзя. И лучше отбежать по дальше, чтобы не попортить шкурку летящим абразивом из ящика в мести с цепью. Иногда цепь сама замирает после полёта, Боцман потихоньку начинает выбирать её, а ленточные тормоза на замену. От чего и берут с собой в рейс несколько сменных тормозных лент.
Когда вся якорная цепь уходит в воду, она рвёт замок в ящике. Его восстановят, с цепью сложней. Тонны металла на дне. Если позволяет место и глубины цепь достают, это не просто. Но оно того стоит.
Артельщик есть такая должность на судне. Работал один раз артельщиком, больше не хочу. Четыре часа с палубной командой работаешь, остальные четыре артелкой занимаешься. С одной стороны интересно всем нужен, но есть нюансы. Артелка это склад-магазин, с сухими и морозильными камерами. Выдаёшь продукты для питания экипажа и магазин для желающих побаловать себя в приделах разумного в то время. Взвешивать продукты для камбуза, во время качки то ещё развлечение. Ведёшь амбарные книги списания, делаешь заявки на продукты на следующий рейс. Есть представительский фонд, по команде капитана деликатесы и спиртное доставляется в его каюту. Представительский фонд для угощения лоцманов представителей портовых властей (стран куда заходим) и других нужных целей.
Как правило, продуктовое снабжение по нашей заявке «Торгмортранс» привозит к борту. Так же как и техническое. Пару раз приходилось ездить в «Торгмортранс» добирать заявку на «Представительский фонд». Там я увидел, как поставляется сырокопченая колбаса. Казалось бы колбаса как колбаса в бумажных мешках или в корзинах. А нет, был ГОСТ и его придерживались. В деревянных 250 литровых бочках, сырокопчёная колбаса вертикально вставлена в опилки. Что за опилки не знаю, подразумеваю из благородных пород дерева. Коньяк вто время был дефицит, как и водка «Столичная», всё было по разнарядке. «Торгмортранс» и себя не обижал, судя по их виду. В общем получил представление о хорошей жизни в то время. Артелку курировал старпом, и предлагал списывать его покупки. Я отказался. Пригрозил лишить визы, написал в кадры отрицательную характеристику. Хорошо что «Электромеханик» был коммунист на судне. Не поленился, сходил в кадры и замолвил слово в мою поддержку. А про этого старпома я писал, не состоявшийся капитан. С тех пор на эту должность не тянет.
Про сегодня.
Пугают судами автоматами. Сами приходят на рейд, сами спускают трап. В общем люди не нужны. Знающие люди успокаивают, техника и электроника выходит из строя. Кто её в море починит, когда на борту ни кого. Так что не переживайте, а если посмотрите как возле берега лайнеры бессильны против стихии. Скажите без нас ни куда.
Часто пишут, спустили на воду электрическое судно, паром или контейнеровоз. Как правило средних размеров, для больших судов батареи разорят. И не где не пишут, что такое судно не оправдало надежд не экономию. Будет утилизировано. Самое интересное в комментариях люди пишут, утилизация такого объёма электролита, да и самих батарей. Съест всю выгоду, да ещё и должны будут. В случаи возгорания батарей на судне, тушить нечем. Не придумали такого средства для тушения батарей. Вода здесь не помошник.
К такому виду техники мир ещё не готов.
Свидетельство о публикации №225062301677