Про книги и кино. Дмитрий Комм. Дарио Ардженто

1.
Продолжим про итальянское кино. Следующий классик – Дарио Ардженто. Ардженто - мастер жанра Giallo. Пишу с Большой буквы, потому, как именно на такую высоту поднял жанр Дарио Ардженто.
У него совсем другое кино, другой язык, другая стилистика. Его герои живут в современном мире, в 70-х годах прошлого века, симпатичные, модные, смело бросаются распутывать преступления и в конце концов побеждают того самого маньяка, который на протяжении всего фильма изощренейшим образом «мочит» людей. Полиция в фильме тоже присутствует, конечно. Где-то на подстраховке.
Начал я с фильма 1970 года «Птица с хрустальным оперением». Какую роль эта птица сыграет в фильме – кто досмотрит до конца (а надо фильмы Ардженто смотреть именно до самого конца), тот сам поймёт, я секреты раскрывать не буду. А что это за птица такая, скажу. Вид этот выдумал сам режиссёр, у него в фильме она – редкая птица с Южного Кавказа (в том переводе, в котором я смотрел, она была с северной Сибири) с полупрозрачным блеском перьев. В действительности, такого вида не существует, в фильме снимают венценосного журавля. Зачем это понадобилось Дарио Ардженто? Да просто, видимо, из-за его интереса к русским. Об этом ещё можно будет позже поговорить.
Автор музыки - Эннио Морриконе. Выдающейся эту его работу не назову, но – имя…
Ну что? Начинаем новую серию?
2.
Ещё один знаменитый фильм Дарио Ардженто 1975 года – «Кроваво-красное». Кстати, имейте в виду, к этому времени у них там, за бугром, уже меняется формат, фильмы теперь не по полтора часа идут (+,-), а этот, например, уже чуть больше двух. Односерийный. Всего тут достаточно: и напряжения, и фантазии, и красивых картинок, и красивых людей, и брутальных полицейских (правда, задницу на камеру, как в американских фильмах, они тут не чешут). Не знаю, можно ли угадать убийцу заранее, не пробовал. Просто расслабился и получал удовольствие. Чего и вам желаю!
Да, и пару слов о музыке. Впервые на арене – рок-группа «Гоблин»! Кто такие? Кто о них знал? Выходит, кое-кто знал. Дарио Ардженто, например.
Музыка откровением не стала, но и раздражения не вызвала. На всякий случай, запомним: группа «Гоблин».
3.
А вчера смотрел суперфильм – «Суспирия» 1977 года всё того же Дарио Ардженто. Умопомрачительная красота. Пишут про него, что это – джалло. Неизвестные «эксперты» Википедии. Какой, к дьяволу, джалло?  Это страшная, страшная сказка. С ведьмами, с духами, с совершенно жуткими убийствами. Но – красивая!.. Что оператор творит – Лучано Товоли – надо видеть, словами не передать. Музыка – группа «Гоблин» (помните?) и…Дарио Ардженто. Какие-то критики писали, что саундтрек чересчур навязчив, отвлекает от видеоряда. Ну, не знаю, от чего там таких умных отвлекало, а по мне – так самое то.
4.
До сих пор под настроение играем с внуками в когда-то купленную игру «Ёжик-Потеряшка». Игра забавная, на сообразительность и быструю реакцию. Но после того, как, разобравшись в правилах, сыграли в первый раз, они хором спросили: «А при чём тут ёжик?»
Вот и мне после просмотра «Суспирии» - фильма 2018 года режиссёра  Луки Гуаданьино - хочется спросить: «А при чём тут Дарио Ардженто и Дария Николоди?» 
Позаимствовали название, указали в титрах, что «based on…» и? «При чём тут ёжик?»
Из страшной, да, но жутко красивой сказки сделали не ремейк, а какую-то совсем другую историю. Ну и делали бы себе. Зачем примазываться-то?
Очень нудно развивается сюжет (идёт больше двух часов), играют плохо, русский дубляж эту плохую игру только усугубляет: «Сожрут мой клитор на ужин» - это сильно, «Игра престолов» отдыхает. Танцуют, может быть, хорошо, но я в таких танцах не понимаю ничего. Музыка Йорка (Radiohead) не впечатляет. Когда мне захочется посмотреть на танцы, я могу запустить «Зимний вечер в Гаграх», например, пока на него ремейк не сделали.
Вообще я думал, только в нашем кино так бездарно показывают ретро. Оказалось, нет. Впечатление такое, что этому наши учатся у ихних, чтобы не отставать и быть, так сказать, «на уровне». 1977 год в фильме (Западный Берлин, на минуточку) больше напоминает начало тридцатых где-нибудь в Америке, времена Великой депрессии. А ведь это было время отрыва: глэм, панки, диско! Мюнхенский стиль, «Бони М»! А тут одни террористы. Но с ведьмами они никак не связаны, что тоже считаю недоработкой: надо было их как-то объединить. Короче, фигня. Нет, если оригинала не видеть, может, кому и понравится. Кто-то будет долго искать в фильме глубинный смысл. Рискуя пропустить ужин…

5.
Ещё один фильм Дарио Ардженто 1971 года - «Кошка о девяти хвостах». Вот это – настоящий «джалло». Как определял специфику жанра сам Мастер: «что-то от mystery, что-то от триллера, что-то от полицейского фильма. Обязательно – секс и связанные с ним проблемы. Плюс юмор». Всё это в фильме есть. Хорошее кино, добротно сделано, смотрится – в удовольствие. Под музыку Эннио Морриконе.
Кстати, вопрос на засыпку. Все мои жёны смеялись над тем, как я произношу слово «Секс». Я – через «е». Они говорили: «Нет, надо через «э»! А почему? Мы же не говорим «кЭкс», правда? Так кто же прав?

6.
Процитирую кусочек интервью с Дарио Ардженто всё из той же книги Дмитрия Комма «Формулы страха»:
«Практически все ваши фильмы имели проблемы с цензурой. Стали ли вы с возрастом более покладистым в отношениях с цензорами?
- Нет, более покладистым я не стал, и моя ненависть к цензуре не исчезла. Я даже придумал сюжет на эту тему. Это история о молодой паре. Она – на последнем месяце беременности. Однажды вечером по телевизору показывают мой фильм “Опера”. Они очень любят его, садятся перед телевизором, начинают смотреть. И неожиданно она замечает, что цензура вырезала некоторые сцены. И это её так расстраивает, что у неё происходит выкидыш. Тогда муж решает отомстить. Он находит всех людей из цензурного комитета, которые порезали фильм, и убивает их».
Конечно, это была шутка и такой фильм Ардженто снимать не стал. Зато реализовал своё желание попробовать себя в качестве продюсера и согласился продюсировать картину американского режиссёра Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов». (Тут мы уже перемещаемся в американский хоррор). «Ардженто был идеальным продюсером, - вспоминал позднее Ромеро. – Он совершенно не вмешивался в мою работу, не то что Спилберг какой-нибудь». Правда, Ардженто навязал Ромеро своих ребят – группу «Гоблин» (помните?) и сам тоже поучаствовал в сочинительстве саундтрека. «Честно говоря, это было не совсем то, что я планировал, но у этих парней была такая энергетика, что я вставил их темы в фильм», - говорил потом режиссёр.
Хороший фильм, я видел, там почти всё действие происходит в огромном молле: куча модных магазинов, эскалаторы, фонтаны…и мертвецы. Мне как-то уже поздновато не то, что мечтать, даже думать о карьере киноартиста, но в массовке фильма про зомби (хотя бы такого, как «Поезд в Пусан») я бы с удовольствием снялся. Думаю, с ролью справился бы.
P.S. А фильм «Опера» 1987 года я тоже видел. У нас он называется чаще «Ужас в опере». (Не путать с «Призраком оперы», хотя «Призрак оперы» Ардженто в 90-х тоже снял, но речь сейчас не о нём). Как-то я от фильма не кайфанул. Хотя, конечно, там есть, на что посмотреть, много неожиданного (хотя бы тема с воронами), но по мне слишком надуманный сюжет и непонятное поведение главной героини (для меня во всяком случае). Из музыки – много Верди (естественно: опера же), но есть ещё вставки от Брайана Ино и Билла Уаймена (если кто забыл – басист Роллинг стоунз).


Рецензии