Нематериальная экономика

В 2017 году британские исследователи Джонатан Хаскел и Стиан Уэстлейк опубликовали книгу «Капитализм без капитала. Подъем нематериальной экономики». В ней они написали.
Необычные характеристики нематериальных активов означают, что их подъем – не просто тривиальное изменение природы инвестиций. Если брать в среднем, то неосязаемые инвестиции ведут себя иначе, чем материальные. Поэтому разумно было бы ожидать, что изменится и функционирование экономики, в которой преобладают нематериальные активы. Как только мы принимаем во внимание изменяющуюся природу капитала в современной экономике, многие наблюдаемые в ней загадочные вещи начинают обретать смысл.
Патент – пример нематериального актива, созданный в процессе нематериального инвестирования. Некоторые инвестиции представляют собой новые технологические идеи. Другие относятся к идеям, не имеющим прямого отношения к высоким технологиям: это может быть новый дизайн продукта или новые бизнес-модели. Третьи принимают форму длительных или приоритетных отношений, таких как сеть водителей такси, пользующихся определенным мобильным приложением. Четвертые содержат систематизированную информацию (например, база данных о покупателях на основе их карт лояльности). У всех перечисленных инвестиций имеется общее свойство – отсутствие вещественных форм. Поэтому мы называем их нематериальными инвестициями.
К числу фирм, наиболее широко и продуктивно использующих нематериальные активы, относятся быстро растущие технологические компании. Отчасти это объясняется тем, что программное обеспечение и данные являются нематериальными активами, а возрастающая мощность компьютеров и телекоммуникаций ведет к тому, что границы тех сфер и предметов, до которых они могут дотянуться, постоянно расширяются. Если обратиться к данным об экономике в целом, рост нематериальных инвестиций становится очевидным. По-видимому, в середине 1990-х годов в экономике США нематериальные инвестиции превысили по объему материальные. Рост нематериальных инвестиций определяется рядом причин, включая изменение соотношения сферы услуг и обрабатывающей промышленности, либерализацию рынков, развитие информационных и управленческих технологий, а также изменение стоимости ресурсов, используемых при предоставлении услуг.
Переход от одного типа активов к другому не мог не отразиться на менеджменте и финансовом инвестировании. Фирмы, использующие нематериальные активы, становятся более авторитарными; у тех, кто создает эти активы, возрастает потребность в лидерстве; финансовым инвесторам необходима информация, объем которой выходит далеко за рамки текущей финансовой отчетности современных предприятий.
Изменяется и текущая повестка государственной политики. Органам власти необходимо будет сосредоточить внимание на содействии развитию инфраструктуры знаний (образование, Интернет и коммуникационные технологии, муниципальное планирование и государственные расходы на научные исследования), а также на совершенствовании регулирования прав на интеллектуальную собственность.

В 2022 году те же акторы выпустили книгу «Перезапуск будущего. Как «починить» нематериальную экономику». Приведу несколько фрагментов.
Конец XX века сопровождался бурей оптимизма. Тогда надеялись, что новые технологии и новые подходы к ведению бизнеса вскоре предвозвестят великие достижения на пути процветания в экономической и других сферах. Но реальность оказалась совершенно иной. Экономические показатели развитых стран за истекшие 20 лет стали сплошным разочарованием.
Мы уверены, что экономика принципиально меняется – от материальной (главным образом) экономики к экономике, основанной на идеях, знаниях и отношениях с потребителями и коммерческими партнерами. К сожалению, институты, от которых экономика зависит, по большей части не успевают меняться. Проблемы, которые мы наблюдаем, – это болезненные симптомы экономики, зажатой между невозвратным прошлым и тем будущим, достичь которого мы не можем.
В отсутствие надлежащих институтов возникают две проблемы: 1) выгодные нематериальные инвестиции не производятся, что приводит к снижению экономического роста; 2) потенциальные минусы нематериально насыщенной экономики не встречают противодействия.
Когда мы писали «Капитализм без капитала», нам стала известна совершенно неожиданная сторона версии нематериального капитала. По-видимому, примерно в период финансового кризиса 2008 года долговременный рост нематериальных инвестиций начал замедляться. Первоначально мы предполагали, что это временное последствие кризиса. Но по мере роста доступности данных становилось понятно, что это не временное снижение. Сегодня мы живем с ним уже 10 лет, и мы уверены, что оно объясняет значительную долю снижения роста производительности в этот период.
Рост разрыва между лидерами и аутсайдерами бизнеса является по большей части следствием растущей значимости нематериальных активов, и следует отвечать на это не произвольным дроблением компаний, а скорее обеспечением низких барьеров вхождения на рынок.


Рецензии