Босоногое детство
У многих современных детей детство счастливое. Я хочу поделиться эпизодами моего, не менее счастливого, послевоенного детства, которое протекало на Саратовской земле, объединяло небольших ребят одного квартала рабочего поселка Романовка. Многие учились в начальных классах школы, когда возвращались домой, обедали, выполняли домашние задания, мамины поручения, затем, собирались в назначенном месте,
и… Начинались бесконечные игры.
Зимой катались с горки, которую сами и заливали. Кто на самодельных санках, кто на картонках скатывались с горы, под ней устраивали кучу малу. Никто не обижался, если санки налетали на него со всей силой, дома приходилось залечивать синяки и шишки на своем теле, или прикладывать к носу комок снега, чтобы остановить кровь, которая не во время начинала литься. На огородах с любовью строили средневековые крепости. Подходил застывший снег, из него пилили большие снежные бруски, несколько человек с трудом поднимали их на стены, выкладывали по всем правилам, с окнами, бойницами, не забывали об укрытиях и потайных ходах, сверху все сооружение несколько раз поливали водой, чтобы оно покрылось коркой льда. В крепости встречали «неприятелей - рыцарей» - ровесников с соседней улицы, которые намеревались разрушить ледяной дом, маленькая разведчица приносила сведения о вражеской крепости, и о готовящемся наступлении. Ребята наступали быстро, бежали с комьями снега в руках, мы оборонялись тем же оружием, защищались до последнего, когда нападающим удавалось разрушить средневековую красавицу, за свои развалины переживали, но не долго, переключались на другие игры.
Во дворах постоянно лепили снежных баб с морковкой вместо носа и старым дырявым ведром на голове вместо шапки. Непременным удовольствием был бег огородами по глубокому снегу на большие расстояния. Во время стремительного рывка раздирали единственные штаны, повиснув на колючей проволоке очередного огорода, но в изодранных шароварах продолжали догонять друзей. Дома с большим трудом снимали с себя колом застывшую одежду, спешили к печке. Как только отогревались и просыхали, мамы кормили своих проголодавшихся ребятишек, когда вся одежда становилась сухой, пришивали клочья к штанам, зашивали дырки, заштопывали, приводили и игроков в порядок, чтобы мы утром могли идти в школу.
Игры во все времена года придумывали разные, в них часто подражали героям произведений А.Гайдара, особенно Тимуру и его команде: помогали пожилым людям, приносили воду из колодцев, пропалывали и поливали свои и чужие огороды, через лес гурьбой ходили в маленький поселок к бабушке пропалывать ее грядки.
Летом часто играли в лапту, многочисленные игры с мячом, и другие, устраивали их на улице. Очень любили свою маленькую речку Карай, большую часть теплого времени года проводили на ней, учились плавать без помощи взрослых. Учили ровесники своим, довольно простым методом: вначале, несколько раз объясняли, как нужно держаться на воде, что делать руками и ногами, несколько раз проверяли умения на мелководье, требовали не открывать лишний раз рот во время своего заплыва, чтобы не пугать своим криком посторонних. Потом вели по воде, пока она не доходила до плеч, и быстро, со всей силой, толкали в самую глубину. Так пускали новичков в самостоятельное плавание, для страховки, сами плыли рядом. Такие уроки усваивались быстро, после учебы новым пловцам не хотелось выходить из воды, поэтому плавали до посинения.
На самодельные удочки ловили рыбу, на крючки попадались почему - то только мелкие плотвички, их тут же насаживали на общий кукан, улов приносили в один дом. На крылечке рыбешку чистили, взрослые выкладывали ее на большую сковородку, заливали яйцами, смешанными с молоком, (получался омлет), все жарили, потом ставили сковороду посреди стола, каждому давали ложку и кусок хлеба. Все ели с большим удовольствием, каждому хотелось разыскать свою рыбку или хотя бы рыбий глаз, очень радовались, когда находили, значит, не зря у речки со своими простыми удочками провели немало времени.
Нехватку хлеба и печенья нам заменял жмых, который оставался после выжимки растительного масла из подсолнечника. Большой кусок приносил кто-то один, оделял всех, маленький кусочек у каждого оказывался во рту, его усиленно пережевывали до тех пор, пока не оставались остатки острой лузги, которые, к сожалению, приходилось выплевывать.
Летними вечерами во дворе, мамы и бабушки отмывали нас в корыте или тазу теплой водой, согретой солнышком, плечи и носы, обгорелые от яркого солнца, а так же ноги и руки, покрытые цыпками, смазывали кислым молоком или простоквашей.
Мы не играли в прошедшую войну, пробовали, но никто не хотел в игре быть немцем-фрицем. Своими маленькими детскими сердцами понимали, что война не должна повториться даже в играх. Прошли десятилетия. Выросли дети, стали взрослыми внуки, появились и правнуки, которым не знакомы многие игры и проблемы дедушек и бабушек их далекого послевоенного детства. Они играют в другие игры. Но вновь появились поля сражений, на которых разворачиваются нешуточные бои между двумя братскими народами, которые подогревают кукловоды из стран Западной Европы
Свидетельство о публикации №225062300415