3. 0. Предательство во имя...
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Каждый из нас предан:
Кому-то или кем-то
У Владимира Высоцкого есть пронзительные строки: «Возвращаются все, кроме лучших друзей, кроме самых любимых и преданных женщин...». В этих строках слово «преданный» не вызывает вопросов, его смысл очевиден.
Словари определяют «преданный» как исполненный любви и верности. Впрочем, мы и без словарей понимаем, что это такое, не так ли?
Но вопрос всё же возникает: как получилось, что «преданный» может означать и верность, и предательство? Это одно и то же слово?
В английском языке, например, это два разных слова: преданный (верный) - devoted, а преданный кем-то - betrayed. В русском же языке они слились в одном звуковом и графическом облике: прилагательное «преданный» (верный друг) и причастие «преданный» (преданный кем-то). Они схожи и различны. Можно быть преданным Богу, учителю, семье, стране, другу, себе, работе и т.д., а можно их всех предать.
Прилагательное «преданный» носит неосознанный характер, это порыв души. Оно, как и любовь, безусловно. Его проявляют открыто, не думая о награде или выгоде. Это дар, который даётся не каждому. Это - сохранение внутреннего стержня, несмотря ни на что.
А причастие «преданный» - всегда преднамеренное, заранее спланированное действие. Это удар, которого не ждёшь. Владимир Даль в своём словаре так толковал это слово: «Предать, значит изменить кому-то, обмануть лукаво, либо покинуть в беде, отступиться, изменнически выдать неприятелю, продать».
Этот подробный разбор значений двух слов, вынесенных в заглавие, не случаен. Далее речь пойдёт о «любви», «преданности» и «предательстве» как о глубоко личных переживаниях.
............................
Говорят, любовь и предательство часто идут рука об руку с ненавистью. Сразу отмечу, что я никогда не испытывал ненависти к объекту своей привязанности. Поэтому тройственный союз «любовь-предательство-ненависть» обошёл меня стороной. Я существую в мире дуальности: любил и был любим, предавал и был предан. Моя дуальность проявляется в гармоничном сосуществовании двух энергий: любви и добра, предательства и зла.
Я так откровенно рассказываю о романтических переживаниях детства и юности не для того, чтобы выставить душу напоказ. Понимаю, что грань между искренностью и душевным «стриптизом» тонка, как грань между эротикой и порнографией. Безусловно, есть риск, что мои откровения вызовут у читателя неприязнь и неловкость, покажутся банальной бестактностью.
Но мне хочется, не переступая эту грань и не скатываясь к пошлости, согласиться с авторами песни «Как молоды мы были» и подтвердить: «Ничто на земле не проходит бесследно, и юность, ушедшая, всё же бессмертна».
Иными словами, сердечные привязанности детства и юности часто влияют на нашу судьбу, оставаясь с нами, словно родимые пятна, до самой «осени жизни». Но если родимые пятна в большинстве случаев безопасны и их можно удалить, то любовные ошибки юности порой неустранимы. Они, словно противотанковые заграждения, обустраиваются на нашем жизненном пути, и неизвестно, когда и как проявят себя - взорвутся, как мины, или встанут на пути баррикадами, рвами или противотанковыми ежами.
В такой ситуации необходимо выжить - в прямом и переносном смысле. А для этого, цитируя ту же песню, «чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять». Чтобы не оказаться в положении «homo confusus» - человека в растерянности, - нужно учитывать любовные уроки детства и юности, извлекая из них рациональное зерно и делая выводы.
К сожалению, я не учёл всех обстоятельств и особенностей своего пубертатного периода (13-17 лет). Как говорил Михаил Жванецкий, «жизнь человека – миг, но сколько неприятностей».
До сорока лет мной владел синдром отложенной жизни: я жил так, будто проживаемая жизнь - всего лишь черновик, и все ошибки можно будет исправить потом, когда-нибудь.
У Сергея Юрского есть пронзительное и поучительное стихотворение «Потом», посвящённое синдрому отложенной жизни. Оно раскрывает суть нашей привычки жить в ожидании: мы постоянно стремимся к чему-то лучшему, чем то, что имеем сейчас. Работа, семья, квартира - всё как у всех. Но в душе зреет жажда перемен. Мы откладываем реализацию своих мечтаний на «завтра», веря в светлое будущее.
«Мы надеемся, ждём, мы мечтаем о том, чтоб скорее пришло то, что будет потом», – пишет Юрский. Эта надежда служит утешением, помогает пережить трудности. Однако в таком ожидании таится опасность: «потом», которое должно волшебным образом изменить всё, может так и не наступить. Оно, конечно, наступает, но под другим именем - прозрение. Мы внезапно осознаём конечность жизни и то, что она «может гарантировать - это старость, да и то не для всех».
Стихотворение завершается горьким финалом: «…Вот окончится жизнь - и тогда уж начнётся…». Этот неутешительный вывод принадлежит перу выдающегося актёра театра и кино Сергея Юрьевича Юрского.
............................
Лишь на закате лет пришло осознание горькой правды: вся моя жизнь была лишь подготовкой к тому самому «настоящему», о котором писал Сергей Юрский. Но в пассивном ожидании этого «настоящего» я совершал множество ошибок, обернувшихся лавиной последствий, уходящих корнями в мои детские и юношеские годы.
Я даже не заметил наступление этого «настоящего», потому что оно не явилось в блеске фанфар и не постучало в дверь с торжественным объявлением. Оно прокралось незаметно, как тень, как шёпот ветра, как первые морщинки у глаз, которые я списывал на усталость. Оно оказалось не грандиозным событием, а тихим, будничным процессом, который я упустил, будучи занят погоней за миражами.
И вот теперь, когда время уже не вернуть, а ошибки стали неотъемлемой частью моего бытия, я понимаю, что «настоящее» было не впереди, а здесь, всегда было здесь, в каждом прожитом дне, в каждом сказанном слове, в каждом принятом решении. Оно было в тех моментах, которые я считал незначительными, в тех людях, которых я не ценил, в тех возможностях, которые я упускал, боясь сделать шаг.
Теперь остаётся лишь одно - принять эту горькую правду и попытаться прожить оставшиеся дни не в ожидании, а в действии, в осознании каждого мгновения, в попытке исправить то, что ещё можно исправить, и научиться жить с тем, что изменить уже невозможно. Ведь, как оказалось, вся жизнь - это и есть то самое «настоящее», и ждать его - значит упустить его безвозвратно.
............................
Продолжение. 3.1. Угол страстей
http://proza.ru/2025/08/25/1032
Свидетельство о публикации №225062300527
