Мандельштамовщина
Ф. М. Достоевский
"Да... Этот ваш Гумилев... Нам, большевикам, это смешно. Но, знаете, шикарно умер. Я слышал из первых рук (т. е. от чекистов, членов расстрельной команды). Улыбался, докурил папиросу... Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление. Пустое молодечество, но все-таки крепкий тип. Мало кто ТАК умирает..."
Сергей Бобров
-------------------
В лекции "Есенинщина и советская молодежь", прочитанной М. Коряковым на вечере памяти Есенина в Нью-Йорке 22.12.1950 года и опубликованной в журнале "Возрождение" (Париж, 1951 год, № 15), он говорил: Есенин был частью нашей жизни, как ни один другой поэт во всей истории русской литературы. Не было лермонтовщины, некрасовщины. Не было пушкинщины (…) и после гибели Пушкина не прокатилась волна самоубийств, как она прокатилась после гибели Есенина. Не было блоковщины или даже маяковщины, но была есенинщина, необыкновенно яркое явление в истории русских общественных настроений.
А Вы можете себе представить среди русского народа...мандельштамовщину? Ну... кто из Вас за поэта Мандельштама готов в лагеря пойти? А...? То-то и оно!! Даже чисто гипотетическая вероятность подобного - это БРЕДОВОСТЬ БОЛЕЗНАЯ!! Хотя...один вариант мандельштамовщины всё-таки имеется!! И далее я на нём остановлюсь ОЧЕНЬ подробно. Потому как лично по мне лучших (типо) поэтов, надо сравнивать с ДЕЙСТВИТЕЛЬНО...ЛУЧШИМИ.
***
"…Быть может, прежде губ уже родился шепот,
И бездревесности кружилися листы.
И те, кому мы посвящаем опыт, до опыта приобрели черты."
О. Мандельштам
---
О. Мандельштам "О-Да!!"
Когда б я уголь взял для высшей похвалы —
Для радости рисунка непреложной,—
Я б воздух расчертил на хитрые углы
И осторожно и тревожно.
Чтоб настоящее в чертах отозвалось,
В искусстве с дерзостью гранича,
Я б рассказал о том, кто сдвинул мира ось,
Ста сорока народов чтя обычай.
Я б поднял брови малый уголок
И поднял вновь и разрешил иначе:
Знать, Прометей раздул свой уголек,—
Гляди, Эсхил, как я, рисуя, плачу!
Я б несколько гремучих линий взял,
Все моложавое его тысячелетье,
И мужество улыбкою связал
И развязал в ненапряженном свете,
И в дружбе мудрых глаз найду для близнеца,
Какого не скажу, то выраженье, близясь
К которому, к нему,— вдруг узнаешь отца
И задыхаешься, почуяв мира близость.
И я хочу благодарить холмы,
Что эту кость и эту кисть развили:
Он родился в горах и горечь знал тюрьмы.
Хочу назвать его — не Сталин,— Джугашвили!
Художник, береги и охраняй бойца:
В рост окружи его сырым и синим бором
Вниманья влажного. Не огорчить отца
Недобрым образом иль мыслей недобором,
Художник, помоги тому, кто весь с тобой,
Кто мыслит, чувствует и строит.
Не я и не другой — ему народ родной —
Народ-Гомер хвалу утроит.
Художник, береги и охраняй бойца:
Лес человечества за ним поет, густея,
Само грядущее — дружина мудреца
И слушает его все чаще, все смелее.
Он свесился с трибуны, как с горы,
В бугры голов. Должник сильнее иска,
Могучие глаза решительно добры,
Густая бровь кому-то светит близко,
И я хотел бы стрелкой указать
На твердость рта — отца речей упрямых,
Лепное, сложное, крутое веко — знать,
Работает из миллиона рамок.
Весь — откровенность, весь — признанья медь,
И зоркий слух, не терпящий сурдинки,
На всех готовых жить и умереть
Бегут, играя, хмурые морщинки.
Сжимая уголек, в котором все сошлось,
Рукою жадною одно лишь сходство клича,
Рукою хищною — ловить лишь сходства ось —
Я уголь искрошу, ища его обличья.
Я у него учусь, не для себя учась.
Я у него учусь — к себе не знать пощады,
Несчастья скроют ли большого плана часть,
Я разыщу его в случайностях их чада...
Пусть недостоин я еще иметь друзей,
Пусть не насыщен я и желчью и слезами,
Он все мне чудится в шинели, в картузе,
На чудной площади с счастливыми глазами.
Глазами Сталина раздвинута гора
И вдаль прищурилась равнина.
Как море без морщин, как завтра из вчера —
До солнца борозды от плуга-исполина.
Он улыбается улыбкою жнеца
Рукопожатий в разговоре,
Который начался и длится без конца
На шестиклятвенном просторе.
И каждое гумно и каждая копна
Сильна, убориста, умна — добро живое —
Чудо народное! Да будет жизнь крупна.
Ворочается счастье стержневое.
И шестикратно я в сознаньи берегу,
Свидетель медленный труда, борьбы и жатвы,
Его огромный путь — через тайгу
И ленинский октябрь — до выполненной клятвы.
Уходят вдаль людских голов бугры:
Я уменьшаюсь там, меня уж не заметят,
Но в книгах ласковых и в играх детворы
Воскресну я сказать, что солнце светит.
Правдивей правды нет, чем искренность бойца:
Для чести и любви, для доблести и стали
Есть имя славное для сжатых губ чтеца —
Его мы слышали и мы его застали.
Январь — март 1937
Рецензия: детская (как и "О!! Да!!" Мандельштама)
Сегодня праздник у ребят!!
Ликует пионерия!!
Сегодня в гости к нам пришел
Лаврентий Палыч Берия
---
А вот это уже взрослое отношение к Оде Мандельштама:
"Я был в бредовости болезной
И видел там
Огонь поэзы бесполезной,
Где Мандельштам
Читал стихи с особым жаром,
Лукав и вёрт,
А рядом с ним, за самоваром,
Хихикал чёрт.
Бесята малые плясали,
Кося глаза,
И за меня голосовали
Едино – "за".
Рычали демоны и звери:
– В костре сгорай!..
Видать не те открыл я двери, –
Мне надо в Рай.
– Пустите, мне туда, где Пушкин,
Где Блок и Фет!
В ответ хрипатый глас старушкин:
– Возврата нет!
Пошёл народец колченогий
В разор и гам:
– Ступай в котёл, поэт убогий,
Где Мандельштам!
Поддали в печь побольше жару,
Через края.
И, с грешным Осипом напару,
Сварился я.
К утру исчезла ахинея,
И на беду
Я понял, сердцем каменея,
Что был в Аду."
А. Дудин-Енисейский
-----
О. Мандельштам как-то очень красиво выразился: "Все стихи я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух..."
Как Вы считаете, а "Ода" Сталину, в исполнении Мандельштама это…"ворованный воздух"?
Естественно…нет!!
За четыре года до стихов ЗА Сталина , в ноябре 1933 г. Мандельштам пишет стихи ПРОТИВ Сталина – "Мы живем, под собою не чуя страны"... Стихи быстро получили известность, разошлись в списках по рукам, заучивались наизусть.
Вы наверное сейчас думаете - а уж это-то творение …точно - "ворованный воздух"?
И…совсем напрасно!! Потому как, ведь тут налицо явная поЭтическая проституция, т.е по слову самого Мандельштама - мразь!!
До 1933 г., когда в СССР были убиты все эти Гумилевы, Есенины, Маяковские и…многие…многие…многие…другие…РУССКИЕ люди, Мандельштам жил под собой прекрасно "чуя" страну!! В 1932 году он был включён в список из пяти десятков видных советских литераторов, составленный Кагановичем по поручению Сталина. Он получает квартиру в новом писательском доме. А так как дом был кооперативный и требовалась немалая сумма на первый взнос, тот же Бухарин личным своим авторитетом пробивает издание сочинений нового гениального русского поэта. Мандельштаму был выплачен аванс в небывалые тысячи рублей, на которые и была собственно выкуплена эта квартира (очень роскошная по тем временам). Кстати сказать, рукопись несуществующих стихов своих Мандельштам так и не сдал тогда. Но и денег не вернул. Явное жульничество!! Но и это сошло ему с рук. Более того. По протекции Бухарина "за заслуги перед русской литературой" ему, сорокалетнему (!!), была назначена пожизненная персональная пенсия, которую выплачивали аж до 1937-го года.
И вот…"неожиданно"…перед главным партийным съездом страны, который должен был состоятся в 1934 г. и где объединенная оппозиция планировала отстранить Сталина от Власти, Мандельштам вдруг внезапно перестаёт её "чувствовать"!! Ну согласись же читатель, как…по команде! Еще год назад чувствовал страну, а тут, на днях..."как отрезало" - перестал "чувствовать":))!! Как Вам? Судя по всему, Мандельштам был…скрытым троцкистом!! И как только появился шанс вернуть к Власти Троцкого, Мандельштам перестаёт прикидываться поэтом и решает поиграться в грязные игры - накалить перед главным съездом страны политическую атмосферу, опорочив имя главного конкурента. Старый трюк, который и сегодня частенько используется в политической борьбе!! Фактически...Мандельштам этим оказывает Троцкому психологическую поддержку, становится его "поэтическим рода оружием"!! Т.е. он ОТКРЫТО выступает на стороне Троцкого!! И чего вы хотели? В большой политике ТАКОЕ не прощается!!
Выходит, что…
То был поэт согласно книжки трудовой
И даже в рифму раз в неделю он писал
Но был подход его к искусству деловой -
Служенье муз он с пропагандой совмещал.
Ищу автора
Участь Мандельштама была предрешена: 13 мая 1934 г. следует арест. Однако приговор оказался СРАВНИТЕЛЬНО мягким. Вместо расстрела или хотя бы лагеря ?? – высылка в Чердынь и скорое разрешение переехать в Воронеж. Это и есть самое яркое доказательство того, что Сталин еще в 1934 г не владел всей полнотой власти в СССР. Насколько же Сталин тогда был полновластным хозяином страны? А настолько насколько человек у которого одна рука слушается, а другая всё время стремится выколоть своему хозяину глаза...Сталин легко мог лишится своего поста в 1934 г. И Мандельштама тогда точно никто бы тронул. Мандельштам как раз на это и рассчитывал. Именно поэтому он так нагло и вёл себя в отношении Сталина, ибо Сталина тогда 100% должны были лишить власти. 100%!! Спас ситуацию Киров. За что в последствии он и был убит троцкистами.
В ссылке Мандельштам ломается (ведь до неё он сладко жил и вкусно ел, ездил в долгосрочные загранкомандировки ну и т.д.) и просит милостыни у того, от кого зависит "возвращение в жизнь". В начале 1937 г. появляется Ода Сталину – каталог штампованных славословий Вождю. Однако Ода Мандельштама не спасла. Отбыв назначенный срок воронежской ссылки, Мандельштам, в 1937 г. , возвращается в Москву. Но простить и забыть оскорбление Сталин не мог (а скорее всего в результате следствия вскрылось действительно что-то очень серьёзное) : спустя год, в мае 1938 следует арест Мандельштама. Но смертного приговора – опять нет!!! Да если б троцкисты не убили Кирова, Мандельштам скорее всего просто отделался лёгким испугом, потому как у Сталина было ОСОБОЕ отношение к поэтам(см. историю с арестом Пастернака). В связи с тем, что Сталин сам был не плохим поэтом и практически всю свою жизнь писал стихи. Писал он их на грузинском языке. Большинство – в стол. Некоторые рукописи его стихов хранятся в Музее Революции в Москве. Официально (при жизни Сталина) было опубликовано всего лишь шесть его юношеских стихов. Стихами юного Сталина восхищался классик грузинской литературы, известный грузинский поэт - Илья Чавчавадзе (1837-1907 гг.). Так что советские поэты в лице Сталина тогда имели высокопоставленного защитника. Но что случилось, то случилось. Мандельштама отправляют по этапу на Дальний Восток. И…27 декабря 1938 г. в пересылочном лагере "Вторая речка" под Владивостоком, доведенный до грани безумия Мандельштам…умирает. По свидетельству некоторых заключенных – на сорной куче.
Разве это похоже на смерть настоящего поэта? Прогнулся перед Властью...умер не от пули, а на мусорной куче, стихи в большинстве своём позабыты!! Поэт это Звание, и чтобы его заслужить человек должен пройти проверку Властью, Смертью и Временем...разве Мандельштам со всем этим справился? По-моему - нет!!!
Мандельштам – слабый человек. Духом слабый. Ему не нужно было примерять на себя "венец" поэта. Тяжеловат он для Мандельштама оказался!! Ну какой он поэт? Да…Н-И-К-А-К-О-Й !!! Духом…никакой!! А поэтому он и в подмётки НАСТОЯЩИМ поэтам не годится!!
Взять, к примеру, Поэта Н. Заболоцкого. Ему тоже, как и Мандельштаму, судьбой было уготовано пройти через арест и тюремное заключение!! Но Мандельштам – помутился рассудком, а Заболоцкий с блеском справился со всеми, выпавшими на его долю, испытаниями!! Причем Заболоцкий (в отличии от Мандельштама, который фактически стал опосредованным виновником смерти Кирова) был абсолютно ни в чём невиноват!!
И Ося (в отличии, от Заболоцкого) сдал на Лубянке ВСЕХ (за исключением Пастернака)– среди них и близкий его друг Анна Ахматова, и ее сын Лев Гумилев, и молодая поэтесса Мария Петровых, которой он был ОЧЕНЬ сильно увлечен. Вот какие строчки Мандельштам посветил своей возлюбленной:
Я с тобой в глухой мешок зашьюсь,
Твои речи темные глотая,
За тебя кривой воды напьюсь.
Как Вам? Какое сильное мы тут видим чувство к женщине!! Ради неё…и в мешок зашьюсь и кривой воды напьюсь!! Настоящий рыцарь!! Это всё на словах. А на деле, как только действительно "запахло жареным" Мандельштам сдал и её, свою ненаглядную "Мастерицу виноватых взоров" !!
Сегодня в большинстве публикаций семейная жизнь четы Мандельштамов показана в розовом свете: любящий муж, преданная жена… Надежда Яковлевна действительно была предана поэту. И однажды, измучившись двойственностью своего положения и покинув супруга с наспех собранным чемоданом, вскоре пришла обратно… И все вернулось на круги своя. "Почему ты вбила себе в голову, что обязательно должна быть счастливой?" – отвечал Мандельштам на упреки жены.
А?!! Каков красавЕц!!?
Своим друзьям он говорил буквально следующее: Наденька — умная женщина и все понимает. И потом, у нас с ней одинаковый вкус, и все мои женщины ей тоже нравятся. Жили же Брики с Маяковским, а Гиппиус и Мережковский — с Философовым (Пастернак после таких откровений изменился в лице и быстренько покинул квартиру Мандельштамов).
Очень показательный факт – абсолютно скотское отношение к своей жене, который сразу же наталкивает на простой вопрос. А каков же на самом деле был тот Мандельштам, которого подсовывают нам в качестве великого Поэта и нравственного Идеала?
В этом разобраться нам поможет следующая история. Где- то в 1928-ом году довольно известные литераторы — Карякин и Горнфельд перевели для издательства "Земля и фабрика" (ЗИФ) "Легенду об Уленшпигеле" Шарля де Костера. Понятно, что всякое солидное издательство имеет на примете людей, которые редактируют принятые к печати тексты, устраняют возможные огрехи. Обычно, эта работа необременительна. Тем более, что переводчики были талантливые. В этот раз издательство выбрало для редактуры их переводов этого самого Мандельштама. Тот уже зарекомендовал себя к тому времени довольно бойким переводчиком.
Каково же было изумление авторов перевода, когда они увидели вышедшую книгу: "Перевод с французского Осипа Мандельштама", стояло на обложке.
Это было именно то, что во все времена называлось плагиатом, литературным воровством. В том и обвинили Мандельштама названные авторы. Тот нисколько не смутился. Да ещё и нагло отомстил им в своей "Четвёртой прозе": "К числу убийц русских (?) поэтов… прибавилось тусклое имя Горнфельда. Этот паралитический Дантес, проповедующий нравственность и государственность, выполнил социальный заказ совершенно чуждого ему режима…".
Милое дело — украсть чужой труд, это, оказывается, по-Мандельштаму, нормально и морально, а призвать за то к ответу — аморально.
Великолепный образчик нравственной культуры! И это второй показательный факт. Т.е. абсолютно скотское отношение к товарищам по писательскому цеху.
---
В поэзии Мандельштам больше похож на трудягу-рифмача, кто в своём творчестве не брезгует и тухлятинкой - большой политикой и откровенным плагиатом. А поэтому к настоящим Поэтам его отнести никак нельзя ...Как говорится человек – говно. Может со стихами у него всё обстоит гениально?
Опять нет.
Да возьмите и почитайте его стихи...что не строка, то такое впечатление, что человек "штангу поднимает", напрягается из всех сил, "жилы" рвёт...образы тёмные, чтобы понять его мысль необходимо определённое умственное усилие...более того…под конец стихотворения ты понимаешь, что абсолютно забыл его начало...создается впечатление, что автор просто, без души, математически подгоняет рифму (чтобы стихотворение выглядело красиво), расплачиваясь его смыслом...короче...не поэт Мандельштам, увы НЕ Поэт!!! Как говаривал Сергей Есенин - НЕ "дудка Божия"!!!
В мутном слове Мандельштама нет ясности и родниковой прозрачности до самого дна, чем всегда отличалась русская поэзия. Это ведь сразу становится очевидно. Александр Блок, например, придумал даже слово такое — «мандельштамье», чтобы объяснить эту поэтическую неясность и муть.
В чём тут дело, я смог узнать ещё и из рецензии современного Мандельштаму писателя Петра Павленко, которого его жена (жену Мандельштама имею я ввиду) заклеймила званием доносчика и садиста. А он-то всего что только и выполнял, это свой служебный долг. Тогда создавался впервые Союз писателей, и этот Павленко обязан был по должности своей определять качество будущих его членов.
Павленко написал честно: "Я всегда считал, читая старые стихи Мандельштама, что он не поэт, а версификатор, холодный, головной составитель рифмованных произведений. От этого чувства не могу отделаться и теперь, читая его последние стихи. Они в большинстве своем холодны, мертвы, в них нет того самого главного, что, на мой взгляд, делает поэзию — нет темперамента, нет веры в свою строку. Язык стихов сложен, тёмен и пахнет Пастернаком. Едва ли можно отнести к образцам ясности и следующие строки:
Где связанный и пригвождённый стон?
Где Прометей — скалы подспорье и пособье?
А коршун где — и желтоглазый гон
Его когтей, летящих исподлобья?
Мне трудно писать рецензию на эти стихи. Не любя и не понимая их, я не могу оценить возможную их значительность или пригодность. Система образов, язык, метафоры, обилие флейт и проч., всё это кажется давно где-то прочитанным".
По мне, правильнее будет Мальденштама называть не русским поэтом, а русскоязычным.
И вот какое интересное дело, это давнее заключение Петра Павленко показалось мне абсолютно исчерпывающим. Мне собственно нечего к нему добавить. Я вообще считаю, что если стихотворная строчка требует пояснений, то это уже не поэзия, а так — ребус, способ занятий пустого человека. Между тем мандельштамоведение дошло теперь до того, что каждому слову Мандельштама посвящает целый отдельный том толкований. И сами эти толкования ещё требуют толкований. И так до бесконечности.
Для осознания этой простой истины, причём на самом глубинном подсознательном уровне, возьмите "Оду" Мандельштама и сравните её с стихотворением на ту же тему малоизвестного сегодня поэта Ю. Иофе и...прочувствуйте, так сказать, разницу (гражданскую и поэтическую) !!!
"Погоня" (1951 год!!!)
То в непроглядных тучах кроясь,
То в небо вынырнув опять,
Луна преследовала поезд,
Не отступая ни на пядь.
Летел курьерский на Тбилиси,
С полночным ветром на ножах,
Но и Луна с усмешкой лисьей
На отставала ни на шаг.
Из налетающего мрака
Сквозили звезды тут и там.
Луна, как желтая собака,
Гналась упорно по пятам.
И задыхаясь тяжким паром,
Захлебываясь злой слюной,
Силач "И.С.(*)" старался даром,
Не в силах справиться с Луной.
Была Луна упряма очень,
Чего ей надо -- невдомек.
И где-то на исходе ночи
Курьерский поезд изнемог.
На станцию, взрывая спячку,
Влетел, железный и худой.
И отпоила водокачка
Его студеною водой.
Луна ушла - и не коснется.
Кругом Вселенная пуста.
Да что Луна? Тускла, как Солнце
Мильенолетия спустя!
Уже слышны в природе вздохи,
И просветлел простор страны.
То Солнце нынешней эпохи
Вставало с левой стороны.
(*) - в данном случае И.С. (Иосиф Сталин) – это паровоз, развивавший скорость до 180 км/ч., на время создания – уникальная машина, не имеющая аналогов в Мире.
-----
И в связи со всем вышеизложенным я предлагаю все поэтические оды в адрес руководства страны (как восхвалительного, прославляющего, культо-личностного так и обличительного толка) с этого момента…именовать не иначе как…МАНДЕЛЬШТАМОВЩИНА. В русской словесности (в отличии от есенинщины) мандельштамовщина крайне обыденное и…очень распространенное явление. Но не смотря на свою распространенность это культовое "О-да-творчество" почему-то до сих пор названия своего яркого...не имело. Пора, наконец, исправить это нелепое недоразумение. Тем более, что "мандельштамовщина" - ЗВУЧИТ!! А вот к примеру "демьянобедновщина" - НЕТ. Да об это слово д-е-м-ь-я-но-бе...тьфу!! ребёнок может легко язык свой "сломать". Да и в воспитательно-назидательных целях пусть лучше будет "мандельштамовщина". Потому как, во-первых: Мандельштам (как Вы, надеюсь, осознали) вполне заслужил, чтобы его имя…ИМЕННО таким образом (т.е. дало название особому направлению литературщины) вошло в историю русской словесности. Ну а во-вторых: подрастающему поколению лучше учиться на чудовищных ОШИБКАХ талантливого О. Мандельштама, чем на абсолютно сознательной поЛитической деятельности Д. Бедного. Ведь для последнего восхвалительные стихи в адрес Сталина-Ленина и обличительные в адрес русский Царей - это...НОРМА!! ЭТО...в порядке вещей!! Ну и где тут возможно воспитание-назидание? Стыда-то ведь нет н-и-к-о-к-о-г-о!! Ну...вот чему хорошему (на примере Д. Бедного) можно научить подростка? Да абсолютно ничему!! Поэтому пусть остаётся "мандельштамовщина". В этом случае любой ребёнок сможет осознать, что поэтический талант в некоторых, ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ, вещах ровно ничего не стоит, а главное - ничего и не значит. Короче, молодежь, правильно в народе говорят: "береги платье с нову, а честь - смолоду".
Привожу пример демьяно-бедновщины:
Д.Бедный "Пугало"(надпись на памятнике Александру III в Петрограде)
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Надпись на памятник установили после Октябрьской Социалистической Революции в связи с декретом "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции".
---
Факт безудержного славословия их кумира в адрес Сталина особенно нестерпимым стал для всех мандельштамоведов. Но ведь такого просто не может быть, всполошились поклонники Мандельштама всех мастей. И вот они активно стали искать, как обычно, обратное тому, что написано чёрным по белому.
Из чего и вышел, в общем то, весь этот фальшивый теперь Мандельштам. Оказалось, вдруг, что всё, написанное им, это гениальнейший шифр. И угадать его можно только избранным. А избранные поступают просто, они особым внутренним своим интеллектуальным оком умеют по-иному прочитывать сакральные его тексты.
Тогда-то и получается всё истинно и всё наоборот. Вот как, оказывается, надо читать эту божественную по тайному её смыслу оду Сталину людям с непревзойдённым духовным зрением:
Когда б я уголь взял для высшей похвалы
для радости рисунка непреложной
я б воздух расЧЕРТил на хитрые углы
И ОСторожно, И тревожно,
чтоб настоящее в ЧЕРТах отозвалОСЬ…
Ну, и так далее. И тогда получается искомое, доступное лишь посвящённым:
"Уже 4-я строка "Оды" заключает анаграмму имени ИОС-И-/Ф/. А строкой выше и строкой ниже читается слово "чёрт", оно в "Оде" зашифровано шестикратно (и, значит, сознательно): расЧЕРТил — ЧЕРТах — оТца РеЧЕй упрямых — завТра из вЧЕРа — ЧЕРез Тайгу — ЧЕм ис кРенносТь".
Чистая клиника!! Чёрт ногу сломит, но ведь доказательно же!
Это нам растолковывает некто с орлиным внутренним взглядом Андрей Чернов в статье "Поединок с рябым чёртом". (Правозащитный альманах. Август 2003, № 7/17).
Исходя из его логики ЧЁРТА можно обнаружить вообще в любых мандельштамовских строчках. К примеру в тех, которые я приводил выше - "И те, кому мы посвящаем опыт, до опыта приобрели ЧЕРТы." Да это вся чертовщина не "всевидящий духовный взгляд", а диагноз, т.е. доступное лишь...наркоманам.
Ну и в заключении приведу примеры настоящего творчества, чтобы вас не смогли запутать люди с орлиным внутренним взором, мозг которых заражен ядом мандельштамовщины:
"Он не столько чудовище, сколько Сила, отражающая тайные желания людей и тысячекратно их усиливающая. Люди захотели порядка и стабильности. И он аккумулировал желания миллионов. Люди боялись друг друга, подозревали каждого, кто не разделяет общих настроений и он воплотил это желание, создав систему всеобще подозрительности и жестокости. На всё, что происходило со страной, - и на хорошее и на плохое, - он наложил отпечаток своей мощной жесткой личности. Но пойми: если бы не он, твою страну давно бы разорвали на куски….После ухода этого человека с земного плана мы старались сделать ВСЁ, чтобы его время не вернулось. Наконец мы отдали Власть его противникам. И как они воспользовались этой Властью? Они по-прежнему винят его во всех грехах, но на что способны сами? Твоя страна разваливается на глазах".
Юрий Ключников о Сталине (эзотерическая сказка "Поэт и Фея")
---
"Не зря, должно быть, сын востока,
Он до конца являл черты
Своей крутой, своей жестокой
Неправоты.
И правоты.
Но кто из нас годится в судьи –
Решать, кто прав, кто виноват?
О людях речь идет, а люди
Богов не сами ли творят?
Не мы ль, певцы почетной темы,
Мир извещавшие спроста.
Что и о нем самом поэмы
Нам лично он вложил в уста?
Не те ли все, что в чинном зале.
И рта открыть ему не дав,
Уже, вставая, восклицали:
"Ура! Он снова будет прав…"?"
А. Твардовский о Сталине и…людях (Поэма "За далью - даль").
---
"Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и СТАЛЬНОЕ
Вижу мощь я родной стороны.
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я СТАЛЬНОЮ
Видеть бедную, нищую Русь.
И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес."
С. Есенин о Сталине
Свидетельство о публикации №225062300727