Душица

Вначале слов было много. Каждый предмет, каждое явление обозначалось  в народе разными словами. Наверное, ярче всего это проявилось в названиях растений. Жители разных губерний не понимали друг друга,  пока не появился Владимир Даль. Он создал толковый словарь великорусского языка. И вовсе не странно, что он был не русским, и говорил на множестве языков, как и все в семье. Даль нарочито подчеркивал, что он не был ученым, но стремился понять сущность каждого слова. И чтобы понять эту сущность, растолковать ее, он разделил все слова на гнезда. В какое гнездо попала наша обычная душица? Конечно в гнездо «душа».

Если бы сущностью нашей героини были ее кулинарные свойства, или лекарственные,  она попала бы в гнездо «орегано». Но Даль избегал  заимствованных иностранных слов. Слово душица понятно во всех губерниях без исключения, хотя слов было много: и ладанник,  и  матрёшка, и лесная мята, но сущность они не отражают. Впрочем, сегодня эти сущности давно утрачены. Раньше о горожанах говорили – жители, о сельчанах – души. Но это было двести  лет назад. Почему ладанником? Может, за характерный запах, хотя церковных слов Даль тоже избегал. А почему матрёшкой. Предположу, за сложность соцветия душицы: в нем несколько оттенков красного розового и даже белого.  С точки зрения ботаники все цветы в соцветии разные – и мужские и женские и обоеполые и бесполые.   В народе этого, конечно, не знали, но разные цвета подметили.

Сущность душицы – душа. Что это такое душа трудно и сегодня сказать, хотя все ее понимают. Даль определял душу как бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волей. Нет у душицы бессмертия, как у всего живого,  хотя живет она много лет, нет у нее разума и воли, а духовной силой наделил ее человек, хотя считал, что души у растения быть не может. Но почему  рядом с душицей стоят слова душевный и бездушный, духовный и бездуховный, и даже Душечка? Может быть,  не случайно общества людей великой духовной силы возникли не в суровой Сибири, а в теплом благословенном Средиземноморье?  Именно там родина душицы.

Родина душицы Средиземное море. Любит она тепло, но сегодня встречается от Англии до Байкала. Завезли ее в Америку и описали как особый вид. Крестным отцом душицы стал Турнефор. Если попросить ботаника назвать три великие фамилии, гигантов духовной жизни ботанической науки на многие века, он назовет Турнефора, Линнея и Жюссьё. Благодаря Дюма, мы представляем время Короля Солнца, как  время мушкетеров и дворцовых интриг. И правда, Людовик хотел, чтобы его дворец был лучшим в мире, а его королевский сад был прекрасен редкими, невиданными  растениями. Директором сада был Турнефор. По приказу короля он отправился в путешествие по всем странам Европы на корабле.  Когда мы вспоминаем корабельных ботаников, даже в кругосветных плаваньях, мы испытываем к ним чувство жалости. Это подневольные ученые. Главный на корабле капитан, его цель  водрузить знамя на неведомых землях, или хотя бы дать им краткое описание. С тоской на берегу смотрят ботаники на недоступные, такие близкие хребты, покрытые джунглями. Турнефор был хозяин своей судьбы, плыл куда хотел,  собрал огромный гербарий и множество новых растений в плодах и семенах для сада. А Линней вскоре собирал свой гербарий пешком пробираясь в болотах Лапландии. В своих путешествиях  Турнефор успевал создавать здание новой ботаники. Это был будущий Даль, и он тоже любил слово, стремился понять его сущность.  До него растения называли, как в народе, многими словами и ботаники разных стран не понимали друг друга. Турнефор сократил количество родов растений в десять раз и каждый род обозначался одним словом. Так на Средиземном море появился род Душица, конечно не на русском языке.

Как всегда,  человек стремился  понять  сущности предметов, явлений  и растений, нужные самому человеку. В чем настоящая, истинная сущность душицы не знает никто, можно только догадываться.  Что любит душица? Конечно, тепло. Это растение лесостепи. Не случайно ее называли лесной мятой, не речной и не луговой. Это растение опушки. Она любит,  как и орхидеи,  известь в земле, Она любит своих опылителей. Цветок ее показывает каждому насекомому, как правильно поставить лапы. И привлекает она насекомых, а не людей, своим запахом. Людям запах тоже нравится, поэтому ввели ее в культуру и на  полях и в садах. Это мне нравится. Но не нравится дачник, торжественно несущий букет душицы из леса. Что поделать, трудно избавиться от мысли, что этот мир существует для человека. Разве может быть ценно растение само по себе?

Каждое лето я вижу душицу на заветной тропе у дома, она цветет с июня до снега. Растение обладает великой духовной силой. Ее наделили такой силой люди: народ, Даль, Турнефор. Они пытались понять и сущность растения,  и сущность слова. Разве можем мы их забыть?


Рецензии
Очень интересно. Больше спасибо.
С уважением

Юрий Матусов   24.06.2025 20:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий. Мне тоже интересно. С дружеским приветом

Юрий Панов 2   25.06.2025 03:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.