ГОД и ХОД

               


   Все время думал в чём тут связь? Ведь разговорное "ход" и "год" звучит практически одинаково. А всё оказалось просто.

   Достаточно посмотреть на поведение людей любого первобытного племени, собравшегося вокруг костра для культового общения (чуть не написал: для культурного общения).

 Кружение вокруг предмета культа. Само движение   вокруг какого-либо предмета у всех народов мира это уже элемент культа, символизирующий кружение мироздания.

 У первобытных людей хождение в ритме танца вокруг костра,  у христиан Крестный ход вокруг освещенной церкви, у мусульман хадж вокруг каабы, у язычников  кельтов ход вокруг Стоун-Хенджа (Стоят- Ходить).

  Удивляет то, что даже древние понимали, что Земля вращается вокруг Солнца. По этому поводу Михаил Ломоносов ловко заметил в своей притче:

Случились вместе два Астро;нома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье разсуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

  Наблюдая культ хождения вокруг огня, итоге мы имеем два действия: разведение огня, и хождение вокруг огня.

  Выводы:
1. Разведение огня и хождение вокруг огня это два действия одного культа, символизирующие круговерть мироздания.
2. Термины обозначающие действия культа должны быть похожи по звучанию.

  Рассмотрим термины действия «ходить» и «годить», применив к ним значения в них входящих слогзвуков в соответствие с авторской статьей «Слог и слово ...», где приводятся смысловые значения отдельных слогзвуков.

  В словах «годить» и «ходить» присутствует всего четыре слогзвука:
- ХА(ХО)- арийский первослог, символизирующий "удовлетворение, одобрение";

-  ГО -  слог обозначает "огонь, пламя";

- ДЕ(ДИ) - слог означающий действие, сделанное человеком ;

- ТЕ(ТИ, ТЬ) — артикуционный слог подтверждения, то есть, тоже.

  Таким образом слогосочетание «дить (дити)» означает «делать», а произношение слогов «го-», либо «хо-» перед «-дить(дити)» разделяет действие на смыслы, что именно «делать». Либо «го-дити», то есть «огонь делать», либо «хо-дити» - «хорошо делать, ловко, с одобрением».

  На базе этих славянских словоформ возникли одобрения русское «годный (ходный, соврем. подходящий)», английское «good» и немецкое «gut».

  При этом   замечу, что слоги «хо-» и «го-»   звуки одного звучания. Можно сказать, что слогзвук «го-» это звонкий слогзвук «хо-», причём глухие звуки древнее звонких и соответственно звук «го» является производным от звука «хо». Поэтому можно утверждать, что слогзвук «го» возник с появлением огня у людей палеолита со словами «гота (огонь)», «гова (мясо на огне, хава на огне, соврем. говядина)», «гота вата (огонь+вода, соврем. готовить).

  Более того очевидно , что произношение термина «ходить» возможно и через слог «ха-» без потери смысла сказанного. А при произношении со звонким слогом «га-», обозначающем «движение»,   появляется слово «гадить (соврем. гатить, с черед. д/т со смыслом «движение делать», или «двигаться) ».
  Но, как мы видим, со временем термин «гадить» приобрел смысл «неприглядного действия» в значении «нехорошо делать», что через смысловые слоги звучит, как «но ха дить», то есть «не хорошо делать  (соврем. нагадить)».


  Таким образом очевидна тесная связь  происхождения понятия «год» и «ход» с зажжением  ритуального огня и культом празднования  окончания старого началом нового временного годичного цикла.

    Подтверждение тому — многие славянские языки, где это значение закрепилось (например, польское «gody» и чешское «hody» -  «праздник, пир»), украинское «годувати» - кормить и русское «готовить».

Чернов Андрей июнь 2025 год.


Рецензии