Два тука плюс два шлёпа
На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) обсудили перспективы запуска Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) из Петербурга до Москвы.
(не шутка)
Вы давно на поезде ездили? Даже если так, должны хорошо помнить как стучат колёса по железнодорожным рельсам. Этот незабываемый звук (или стук) запросто можно воспроизвести ударом указательного пальца, например, по столу. Два раза стукнуть погромче, два раза потише и так далее… Ну что, поехали? Едем…
По результатам специального исследования (опроса пассажиров), опубликованного в Интернете пару лет назад, 26% опрошенных слышали в стуке колёс поезда звук «тыдыщ-тыдыщ», ещё по 13% выбрали варианты «ту-тух, ту-тух» и «тутук-тутук», а 12% пассажиров сравнили стук колёс с грохотом «тудуф-тудуф», звук «чучух-чучух» услышали только 7%. Такова статистика!
Лично я, как и абсолютное большинство, – за «тыдыщ-тыдыщ»! По-моему, именно такой звук издает поезд во время движения. Возникает он из-за прохождения колёс по стыкам рельсов.
Рельсы ведь не соединены вплотную, между ними есть небольшой зазор, так называемый «термозазор». Он необходим, чтобы рельсы могли свободно расширяться и сжиматься при изменении температуры. Поэтому, когда колесо вагона проезжает через этот стык, оно ударяется о торец следующего рельса, создавая характерный стук. Вот такая «железная симфония» получается: «тыдыщ-тыдыщ» или два тука плюс два шлёпа!
Из Санкт-Петербурга до Новороссийска в этом году мы добирались скорым (!) поездом почти двое суток…
Одно только время в пути из Питера до Москвы по маршруту следования сегодня составляет почти 10 часов. Вынужденных стоянок (простоев без «тыдыщ-тыдыщ») очень много! Всё скоростные поезда «Сапсан» пропускали, им ведь быстрее надо в обе столицы… А мы на своём «скором поезде» и подождать можем.
Решение о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между двумя столицами принималось на самом высоком уровне и служит восстановлением исторической справедливости. Дело в том, что её путь пройдёт через Великий Новгород, который Николаевская железная дорога обошла стороной.
Об этом, к слову, напомнил на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) губернатор северной столицы. «Время в пути до Великого Новгорода составит всего 29 минут. И это важно для всех, поскольку создаётся одна агломерация – Петербург, Ленинградская и Новгородская области», – отметил губернатор, имея ввиду сложение инвестиционных, трудовых, а главное – финансовых ресурсов.
Генеральный директор правления Российских железных дорог добавил, что с запуском ВСМ на историческую железную дорогу до Москвы вернутся грузовые поезда.
Сейчас из-за «Сапсанов», оказывается, их отправляют в обход, поэтому путь их между Москвой и Петербургом составляет больше тысячи километров. «Один пассажирский поезд снимает три грузовых поезда», – честно сказал чиновник. По его мнению, эффект от запуска высокоскоростной магистрали и возвращение грузового движения на главный ход заметят даже в Арктике, железнодорожный путь в которую лежит через город на Неве.
В Арктике, может, и заметят… Только в Арктику летом на отдых простые россияне не едут. Поэтому сейчас по двое суток трясутся в вагонах из Питера до Чёрного моря.
Про Янтарный край – Калининградскую область – российский территориальный полуэксклав пока молчу. Туда лучше и быстрее самолётом лететь!
Министр транспорта России на ПМЭФ в свою очередь бодро подчеркнул: «Магистраль – это прежде всего скорость!». Какая? Одно уральское предприятие, которому предстоит создать высокоскоростной поезд «Белый кречет» называет 400 км/час. Из Питера до Твери можно будет домчаться за 39 минут! А путь из Петербурга до Москвы, после того как будет построена Высокоскоростная железнодорожная магистраль, составит всего два часа 15 минут. ЗдОрово! Скорей бы уж…
В далеко идущих планах ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) высокоскоростные магистрали не ограничиваются лишь одним маршрутом между двумя столицами. Будут со временем и другие, в том числе и на юг нашей страны – до Адлера. Когда же? Чтобы не сглазить, давайте дождёмся хотя бы выполнения первой очереди строительства – между Москвой и Санкт-Петербургом. Проект «сказочный», то есть затратный и требует серьёзного финансирования. Но мечтать не вредно: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!». А пока…
Пока в летний сезон ОАО «РЖД» запускает дополнительные поезда на южное направление. Это конечно, правильно и очень хорошо! Вот теперь-то я, наконец, поделюсь в каком вагоне мы ехали из Питера до Новороссийска. В немецком! От фирмы «Аммендорф», постройки 1993 года (см. на фото слева). И откуда его только в РЖД «откопали»?
Немного истории. Вагон «Аммендорф» был разработан в 1920-х годах в Германии, как часть программы модернизации пассажирских перевозок. Его назвали в честь города Аммендорф, где и был расположен завод, производивший эти вагоны.
Строительство первого вагона «Аммендорф» началось в 1925 году. К 1940-м годам их было выпущено более 500 единиц таких вагонов – с усиленной безопасностью и комфортом для пассажиров. Для пассажиров на верхних полках места стало больше (расстояние до потолка визуально заметно больше). Примечательный факт, что вагоны «Аммендорф» использовались для международных рейсов, например, на маршруте Берлин – Париж.
Пассажирские вагоны производства ГДР (Германская Демократическая Республика) заводом «Аммендорф» впервые появились в Советском Союзе в 1948 году.
К сожалению, большинство вагонов «Аммендорф» сейчас выведены из эксплуатации. Но некоторые экземпляры сохранились в музеях: например, в железнодорожном музее в немецком Нюрнберге, в музее истории транспорта в Москве. И ещё один интересный факт: в 2019 году вагон Аммендорф 1928 года восстановили для туристических поездок по Баварии. Вот это да!
А тут мы, россияне, в таком знаменитом вагоне оказались в поезде «Санкт-Петербург – Новороссийск». Ехать бы, да радоваться!
Наш «динозавр» из Аммендорфа оказался после ремонта. Ремонтировали и восстанавливали его на Тверском вагонзаводе. Конечно, как пассажир, больше внимания я уделил оборудованию нашего купе…
Стены облицованы новым пластиком, диваны перетянуты тоже новенькой винискожей – специальным материалом на тканевой основе с поливинилхлоридным покрытием (серого и красного – любимых РЖД цветов), светодиодные лампы в головной части (встроены они снизу верхних полок). Конечно, имелся кондиционер, радио и места для зарядных устройств гаджетов (под столом). Последним, в наше время, удивляться не приходится. Но всё-таки подивиться было чему!
Зачем-то убрали все полочки. Непонятно было, куда свои «нехитрые вещички» (например, туалетные принадлежности) положить пассажирам на нижних местах? Зато соорудили одну соединительную полку-столик для обитателей верхних мест. Там (на «высоте») можно при желании даже перекусить. Места наверху реально стало больше! Соответственно, верхние полки в немецком вагоне после ремонта на Тверском вагонзаводе визуально «опустились» вниз.
Два тука плюс два шлёпа… И это уже не про стук железнодорожных колёс. Так ударяешься лбом о верхнюю полку, когда заправляешь свою постель на нижних местах… Аккуратнее надо быть и при вставании со своих «лежбищ». Что же касается размещения пакетика с «туалетными принадлежностями», то мы – люди привычные! Да разве ж это неудобства для россиянина? Сложили всё внизу стола, рядом с зарядными устройствами. И все дела!
Тыдыщ-тыдыщ! Тыдыщ-тыдыщ! Тыдыщ-тыдыщ! Тыдыщ-тыдыщ!..
Вот в таком знаменитом немецком вагоне «Аммендорф» мы почти двое суток ехали до Новороссийска. Но снилась нам в дороге всё-таки Высокоскоростная магистраль до самого Адлера…
Неужели осилим проект?!!
…Тыдыщ-тыдыщ! Тыдыщ-тыдыщ! Тыдыщ-тыдыщ! Тыдыщ-тыдыщ!..
июнь, 2025 г. Санкт-Петербург – Новороссийск
© Н. Кирюшов, 2025
Свидетельство о публикации №225062300937
Я каждый год езжу на поезде в Крым.
Не могу сказать, какой стук издают колеса поезда при проезде через стык рельсов.
На железке отработал почти 20 лет, сейчас в моде «бархатный путь» почти без стыков.
Хорошо, что новая скоростная магистраль пройдет через Нижний Новгород и вернутся грузовые поезда на старую магистраль.
Мы тоже добираемся до Евпатории почти двое суток.
Историю завода «Аммндороф» по производству пассажирских вагонов хорошо знаю тоже.
Вам не очень повезло, что Вы не попали в новые российские вагоны.
Но переоборудованный немецкий вагон тоже оказался не таким уж и плохим.
Зеленая.
У меня есть новая миниатюра «Новогодний поход за елкой».
С неизменным уважением -
Федоров Александр Георгиевич 25.06.2025 14:24 Заявить о нарушении
Николай Кирюшов 25.06.2025 15:12 Заявить о нарушении