Чайная церемония. 1
"... Возьмём, например, калейдоскоп". Профессор повернулся спиной к аудитории, взял откуда-то обыкновенный калейдоскоп, подошёл к кафедре и, как фокусник, который предлагает удостовериться в отсутствии какого-либо обмана, протянул публике эту нехитрую вещицу. Все знали, что это такое ещё с детства. И все они, конечно, с тех пор не брали её в руки, - инструмент освоен, зачем возвращаться к пройденному!
Лектор - человек в цвете лет, энергичный, блеснул очками и почти одновременно стеклом калейдоскопа: "Но этот прибор заслуживает того, чтобы отнять у вас несколько минут, а, вернее, дать вам несколько минут для разрядки".
..."Итак, берём трубу в руки примерно так, как я сейчас, и направляем на источник света". Вполоборота - студенту на побегушках - "Петенька, подними-ка шторы, дневной свет не идёт ни в какое сравнение". Он прильнул к окуляру. Аудитория смотрела на него зачарованно: лицо лектора стало менять выражение. Чувствовалось, как мысли мелькали где-то в его сознании, подчиняясь почти незаметному повороту калейдоскопа. Наконец, он оторвался от, возможно, любимой игрушки, солнечный луч осветил его глаза. Он забегал по сцене и в этом не было неестественности. Это была реальность. "Вот!", воскликнул он, "Ларец с чудесами. В нём сконцентрирована философия, веками ищущая опору сознанию. Придя домой, люди, не садитесь за еду или газету, - попросите у детей калейдоскоп и посмотрите, посмотрите не в трубу, как это делали вы в детстве, а в себя. Пронаблюдайте за собой, и вы увидите, как ваше ровное настроение вдруг будет подвержено каким-то лёгким, а, может быть, и вполне определённым деформациям. Вы почувствуете щекотание перехода от одного настроения к другому, и вы, вдруг, поймёте, что ежемгновенно вы находитесь в самом центре волнующейся, плотной материи чувств. Форма и цвет узора будут легко играть вами. Вы только не сопротивляйтесь, ибо истинное познание может быть лишь тогда, когда мы сами не искажаем явления, даём ему жить своей естественностью. Фактически, калейдоскоп - это материальный инструмент исследования нас самих. Вот!" - Он глубоко вздохнул и замолчал. Буря чувств, вызванная невидимыми аудитории стёклышками не успокоилась. Это было интересно - наблюдать за поведением человека, не участвуя в его игре. Аудитория дышала в этот момент воздухом любопытства, лектор - воздухом вдохновения.
"Но не только эмоции, товарищи дорогие, друзья! Это и математика. Вот! Ведь кучка разноцветных осколков в одном из углов сего инструмента у нас никакого чувства не вызывает. Нужно, чтобы они многократно отразившись, преобразовались в симметричную картину, орнамент. И как только возникла симметрия, поле, усеянное связанными шестиугольниками, мы возбудились! О, Калейдоскоп! Увидев картинку, и прокрутив на другую - прежняя уйдёт навсегда!! Хоть тысячу жизней живи - безполезно, потерянное уже не восстановишь. Скорее, забудешь или привидится в похожем идентичное. Как я сейчас, с дальнего расстояния могу рассмотреть ваши лица. Но и другая опасность существует сейчас - я, разглядывая картинку, стараясь её запомнить, упускаю момент, тысячи моментов новых сочетаний! Всё, как в жизни, не правда ли?
А теперь давайте посмотрим ещё с одной стороны. Вы, наверно, уже забыли время, когда калейдоскоп покупала ваша мама, или бабушка. Скорее всего, это происходило в точности так же, как и вы теперь сами покупали своему ребёнку. Вы говорите продавцу, - "девушка! (или продавщица!) Вот чек. Пожалуйста, калейдоскоп". Вам протягивают востребованное, вы протягиваете его ребёнку и тот, радостный или скептичный становится его владельцем. Но так не нужно делать. Всё нужно выбирать, и не только с целью, чтобы не купить бракованный товар. Это, когда вы покупаете, например, мотоцикл. А здесь перед вами проблема иного рода. Если вы учёный - вы меня поймёте" (Это он, конечно, слишком. Если и не учёные - поймём). "Так вот, как нет двух одинаковых листьев на дереве, так и нет двух одинаковых калейдоскопов. Калейдоскоп можно выбирать по разнообразию, по густоте красок, по чёткости рисунков, по преобладанию того или иного цвета... И если я говорил, что в калейдоскопе безконечное число изображений, то запомните, в двух рядом стоящих калейдоскопах вы никогда не получите одинаковых картинок! Картинок в купленном вами калейдоскопе безконечно много, но из этой безконечности не получится выбрать даже одной, идентичной картине соседа! Вот это вам и есть материальное воплощение безконечности, это и есть воплощение парадокса двух безконечностей!"
Он много ещё говорил о разнообразии в природе и человеке, в природе человека, и мне казалось, что и сам он представляет собой один из калейдоскопов, который, как ни крути, не сумеет построить картины, возникающей в моём мозгу. Но тогда почему мы общаемся?!
После лекции я подошёл к нему, конечно, не без смущения, и попросил аудиенции. Он сказал, что его "скедьюл" (это по-американски, а не по-английски) не даёт шанса на встречу... на работе, разве что за чашкой чая дома, если удастся вырваться пораньше, он сможет переговорить. Конечно, узнал, что меня интересует и что-то нашло отклик, - поэтому. А так бы, конечно, нет, - ведь кто я ему?
Свидетельство о публикации №225062300945