Кришна, Камса и волшебство III Глава 25
— Вот ты где! — обрадовался Абхиманью и позвал Радху домой. Она встала и побрела, понимая, что теперь не скоро увидит своего любимого.
А он грустил всю обратную дорогу. Брат не мог его успокоить и, только подлетая к лесочку рядом с Матхурой, заметил, что тот уснул.
— Кришна, проснись, восход, нам пора!
— Да, да. Идём! — ответил мальчик сонным голосом, и они быстро помчались к дворцу, на ходу заворачивая в мешок маленький кораблик.
Жители Матхуры вставали позже деревенских, им не надо было доить коров и выводить их пастись. Лишь жрецы, звеня колокольчиками, уже совершали пуджу.
Парнишки забежали на порог и быстро в комнату, но не успели, навстречу вышел Васудева:
— О, ребятки, вы что, только возвращаетесь с праздника?
— Нет, мы идём на омовение, просто вернулись, чтобы взять полотенце, — соврал Канха. И, быстро схватив полотенца, бросились к озеру.
Там, окунувшись и смыв сонливость, они заметили Тривакру, которая шла к ним, чтобы посадить нарциссы рядом с местом, где они полюбили отдыхать.
— Тривакра, доброе утро! Ты так рано встаёшь! — поразился Баларама. Девушка улыбнулась и молвила:
— Кто рано встаёт, тому Бог даёт!
— Это тебе! — Кришна протянул её мешок с одеждой и украшениями, которые ещё вчера она сама и выбирала на свой вкус.
— О! Спасибо большое, мой господин! Я возьму, конечно, но мне, как и вчера, нужна лишь ваша лучезарная улыбка! И только она!
Кришна улыбнулся ей, радуясь её нежной привязанности.
— Идём, брат! — Баларама позвал его во дворец на собрание, на котором дедушка показывал, как управлять делами государства: как судить и как миловать. Потом они гуляли в городе и посещали Акруру, встречались с Уддхавой, который был безмерно рад, что ребята успели вовремя вернуться.
Прошёл месяц. Джарасандха по-прежнему держал руку на пульсе, ждал, когда юные принцы куда-нибудь отлучатся, чтобы захватить царство. У ребят совершенно не было возможности уехать даже на недельку, а на меньшее они и сами не хотели, только слёзы от расставания проливать да родных мучить.
В Матхуре все готовились к началу праздников Наваратри в честь богини-матери.
Богиня-мать приходит в трёх ипостасях: как Парвати — богиня разрушения стереотипов и ложного эго; Лакшми, дарующая новые прекрасные качества и богатства, и Сарасвати, награждающая мудростью.
Улицы тщательно мылись, ремонтировались, украшались и поливались ароматизированной водой. Девушки покупали себе новые наряды и драгоценности. Брахманы совершали посты и проводили специальные молитвы. Храмы готовились к празднику.
А во Вриндаване пастушки тоже шили себе новые платья, с золотыми и серебряными узорами дупаты. Жрецы проводили ягьи. Все наводили чистоту в домах и во дворах и поддерживали друг в друге праздничное настроение.
— Радха! — настойчиво позвала Джатила девушку, которая расставляла букеты в вазах по дому. Уже цвели деревья кадамбы и многие другие, весна входила в свою самую благоухающую фазу. Ветки с золотыми ароматными шарами красовались во всех углах дворца. Но Радха ходила грустная с тех пор, как её герой покинул эти места. Она подбежала к свекрови, которая, не дождавшись, с нетерпением ворвалась в зал.
— Да, матушка.
— У нас есть семейная традиция, раз в год мы посещаем храм богини Лакшми всей семьёй, — она строго смотрела на неё и требовательно объявила: — Ты теперь тоже наша семья, так что давай собирайся, и ночью, до рассвета, мы выезжаем. Надо будет лечь пораньше, — и, уже забыв про невестку, Джатила с криками побежала догонять прислугу.
Радха стояла, всё ещё держа в руках цветущие ветви: «Где такой храм? Надо спросить у кого-нибудь». И тут как раз свекровь опять окликнула её:
— Радха, давай скорее на базар, прислуга ушла. Нам нужны самые свежие и густые сливки. Бегом! И чтоб одна нога здесь, другая там!
— Да, матушка, — Радха не посмела у неё спросить, а решила в посёлке узнать про храм. Выйдя на улицу Явата, она пошла к торговкам.
— Доброго дня, мои поклоны!
— Доброго! И наши поклоны вам, госпожа! Чего желаете?
— Сливок из Вриндавана. — Радха знала этих женщин, они были жительницами Враджа. И пока те наливали в её горшок, царевна спросила: — Скажите, пожалуйста, где поблизости есть храм богини Лакшми? «Неужели в Матхуре?» — думала она про себя.
— В Матхуре большой и очень красивый храм Лакшми! Стены его украшены невероятными узорами из лотосов, а скульптуры Вишну и богини у его ног просто восхитительны!
— На эти праздники там соберутся, должно быть, сотни людей, — ответила одна, а вторая стала спорить:
— Да нет, тысячи!
Радха почувствовала, как кровь зашумела в её голове: «В Матхуре!» Она медленно зашагала домой, и тут на неё налетела Лалита:
— Радха, привет! — она расцеловала царевну и весело стала о чём-то рассказывать, но, заметив, что та не слушает, остановилась: — Радха, эй, ты здесь? — она помахала у неё перед глазами ладонью.
— Ой, прости, дорогая, я задумалась, — Радха впервые за всё это время улыбнулась.
— Ого! Ты уже в хорошем настроении, значит, праздник всё-таки будет! — Лалита взяла её за косы и стала их приподнимать и опускать, будто в танце.
— Лалита, я еду в Матхуру! — прошептала Радха. Подруга как подпрыгнет! И давай допрашивать:
— Как? Как могло такое случиться? Там же… — она не стала называть героя, чтобы Джатила или её завистливые товарки не услышали. Но глаза её кричали на всю округу: «Кришна!»
— Да! — ответила, рассмеявшись, Радхарани. — Может, мне повезёт его увидеть, — она в блаженстве зажмурилась и закружилась. Наконец и к ней пришла цветущая весна, застигнув её врасплох.
— Конечно повезёт! — захотела поддержать царевну Лалита. — Непременно! Ты же знаешь нашего мальчика, он никогда этого не пропустит!
— А вдруг… — начала Радха, на миг утратив свою лучезарную улыбку.
— Никаких «вдруг»! Всё получится! — и, собираясь попрощаться, вдруг вспомнила: — Вишакха ругала тебя, что ты тогда ему про кольцо не рассказала, как им воспользоваться.
— Да, я тогда совсем забыла об этом, — прошептала царевна.
— Ну так в этот раз помни об этом!
— Да, да, конечно! Это — самое главное!
— Дай я тебя обниму, Радха! — и Лалита сомкнула вокруг неё свои руки, прижавшись щекой к щеке.
— Всё, я бегу, бегу! — помахала Радха Джатиле, которая уже встала на пороге, ожидая свои сливки.
Девочки разошлись. Радха — домой, а Лалита — к Вишакхе, рассказать про царевну.
— Она точно опять забудет! — Вишакха хмурилась, думая о Радхе. — Вот если бы мне поехать! Я бы сказала!
— Да, да, конечно! — засмеялась Лалита. — А кто купался ночью, брызгаясь в Кришну в Ямуне, и не сказал о кольце?
Вишакха закусила губу. Целый месяц она ругала себя за это и не могла понять, как такое могло произойти.
— Как будто магия какая! — произнесла она. Девушка стояла на пороге своего дома, разговаривая с Лалитой, и уже должна была идти, оставалось ещё много дел по хозяйству.
— Лалита, беги, передай девочкам, чтобы все вместе помолились за Радху богине Катьяяне. Пусть она прольёт на неё свою милость, чтобы она всё-таки рассказала Кришне о кольце. Я попозже тоже схожу в храм, помолюсь.
— Хорошая идея, Виша! Тогда я побежала, — Лалита изящно «полетела» по улице, размахивая своей тонкой вуалью, будто бы фея, торопясь сообщить всем подругам о молитве.
Кришна проснулся от взволновавшего видения: Радха держала его за руки. Они были в каком-то очень живописном храме, на сводах которого были рассыпаны хрустальные звёзды, бросающие свои радужные отблески на всё вокруг. Глаза подруги светились от счастья. Было в них что-то неземное, прекрасное!
От яркого переживания он проснулся посреди ночи. И не мог больше уснуть, а сел в позу лотоса и погрузился в медитацию.
Когда Балараму разбудило его кольцо-будильник, он, открыв глаза, уставился на брата: тот вышел из медитации и пребывал в каком-то непостижимом блаженстве.
— Доброе утро, брат! — молвил он.
— Привет!
— Я видел чудесный сон, а сейчас в медитации почувствовал себя Господом Вишну, Баларама, представляешь?
— Чудно! — отозвался Бала.
— Я очень хочу сегодня пойти в храм богини Лакшми, знаешь, Бала? Это тот, что мы видели на площади, весь покрытый хрустальными звёздами.
— Помню. А зачем?
— Мне кажется, нет, я почти уверен в этом, Лакшми прольёт на меня сегодня свою божественную милость, Бала! — парнишка задумался на несколько секунд, а потом предложил: — Для начала бежим окунёмся!
Канха двинулся к дверям.
— Я догоню! — ответил Баларама, в поисках полотенца и одежды.
После купания ребята вернулись, и Кришна стал наряжаться. Он надел полностью золотые дхоти, расчесал волосы, украсил их жемчугом и короной, потом стал надевать ожерелья и, когда все они закончились, забрал ещё столько же у Баларамы.
— Что ты делаешь, брат? — засмеялся Бала. — Оставь мне хотя бы одно!
— Так надо, потом всё увидишь, на это стоит посмотреть!
Он задрапировался дупатой, как это делают девушки, и они поспешили на улицу. Все ещё спали, лишь садовники уже вышли, поливая клумбы. Ребята торопились на площадь Матхуры, где посреди возвышался невероятной красоты храм богини Лакшми. Оставив Балараму на ступенях, Кришна попросил:
— Братишка, пожалуйста, побудь здесь. Как появится Джатила, дай мне знать, громко ударив в колокол.
— Хорошо, а она может появиться здесь? — удивился брат.
— Да, она уже близко, вот-вот. Всё, мне надо уходить. Да, — он остановился на бегу, — смотри, чтоб она тебя не заметила, брат.
— Хорошо.
Он поднялся по ступеням и побежал внутрь беломраморного сооружения, украшенного узорами из розовых лотосов, инкрустированных перламутром и изумрудами. Внутри храм был просторный и величественный. Статуя Господа Вишну была невероятно больших размеров, и богиня Лакшми, скромно сидящая у его ног, была по-настоящему совершенной: тонко вырезанной из драгоценных камней и украшенной золотом.
Кришна поднял голову: весь свод был усыпан хрустальными звёздами. «Это тот самый храм!» — радовался он, проходя к божеству Махакали, которое возвышалось сбоку, в небольшой кварцевой нише. Служители уже зажгли масляные лампадки и пели ведические гимны в честь богини. Внимание их было занято Лакшми. На Кришну никто не смотрел, и он раздумывал, где ему спрятаться, чтобы увидеться с Радхой, которую он здесь ожидал вскоре увидеть. Небольшой помост с колыхающимися огнями перед Махакали ожидал многочисленных подношений и был пуст, но спрятаться совершенно негде. Первый солнечный луч пронзил хрустальные звёзды свода, и мириады радужных отблесков пронзили пространство. Тут же Кришна услышал, как брат ударил со всей силы в колокол, и понял, что Радха уже совсем близко. Он щёлкнул пальцами, и божество Махакали стало невидимым, тут же встал вместо него, поправив дупату и ожерелья, полностью закрывающие его тело, поднял правую руку в знак благословения и застыл не двигаясь. Когда показались люди, высунул язык, как это делала богиня Махакали, и вытаращил глаза. Его тёмное тело было сплошь покрыто сверкающими камнями и излучало блаженство. Лампады у стоп подсвечивали ножные колокольчики.
Радха с трепетом в сердце вошла в храм. Такой красоты она никогда в жизни ещё не видела. Но было что-то ещё. Сердце билось в предчувствии чего-то волшебного!
В какой-то момент, когда колокол храма ударил, ей показалось, что она заметила брата Кришны, Балараму. Но потом видение исчезло, но появилось ощущение, что её здесь очень ждут.
Она шла, поражаясь красоте и предвкушению чего-то прекрасного. Космос рассыпавшихся по храму звёзд делал всё пространство невероятно неземным, непостижимым и в то же время притягательным, таинственным, захватывающим.
Джатила потянула Радху за руку, когда она задержалась перед сияющей белой статуей прекрасного Господа Вишну. И девушка оказалась у алтаря Махакали.
Она посмотрела на её украшенные жемчугом стопы, и дрожь охватила её. Она стала медленно поднимать свой взгляд… Роскошные ткани на теле божества тщательно скрывали формы тела. Золотой пояс ей напомнил пояс Кришны. Взгляд её поднимался выше и дошёл до шеи. На ней были три складочки. «Как у моего возлюбленного!» — подумала Радха и посмотрела на плечи, которые, как и грудь, были скрыты под ожерельями. Она перевела взгляд на руки божества и чуть не вскрикнула! «Пальцы Кришны! Его знаки на ладонях! Свастика, сударшана-чакра, флаг, стрекало и другие!» Она не могла больше сдерживаться и взглянула в лицо божества. Сначала она увидела его язык, высунутый, как и должно быть у Кали, а потом его прекрасные миндалевидные глаза.
Кришна не мог их больше таращить и просто смотрел на неё. Он еле-еле мог сохранять свою неподвижность перед царевной. Труднее всего было сдерживать дыхание, грудь хотела вздыматься от волнения встречи, дышать. От напряжения у него потекли слёзы и стали капать на украшения и тушить лампады. Те затрещали и задымили. Мурашки побежали по его коже, и волосы встали дыбом, он видел, что Радха узнала его, как только посмотрела на распахнутые ладони. Как он хотел обнять её!
Джатила поклонилась и помолилась перед ним, не замечая слёз и его дрожи. Потом стала просить его за своего сына:
— О дорогая Махакали! — сказала она. — Пожалуйста, защити моего сына, он так далеко и нуждается в твоей защите. Я знаю, опасность подстерегает его на каждом шагу в тех краях, куда он отправился.
Потом она поднялась и пошла по храму, разглядывая божеств и кланяясь им. Кришна тут же спрыгнул с алтаря к Радхе и, щёлкнув пальцами, вновь проявил божество Махакали на прежнем месте. Парнишка взял за руки удивлённую подругу. Как и во сне, множество хрустальных звёзд искрилось в её больших прекрасных глазах, излучающих безграничную любовь и счастье. Кришна улыбнулся, и иллюзорное покрывало тут же скрыло их от любопытных глаз.
— Любимая моя! — он прижал её к себе, целуя волосы.
— Кришна! — она не могла никак поверить в свою удачу. — Это ты!
И тут милость богини пролилась на неё потоком. Она вспомнила про колечко.
— Кришна, у тебя есть лунное кольцо! — она взяла его ладонь и нашла его на среднем пальце. — Оно не простое, а волшебное! Стоит тебе прокрутить его три раза — и ты создашь себе копию. Понимаешь?
— Так вот зачем оно! — рассмеялся парнишка. — Подожди, Джатила за тобой идёт… Я что-нибудь придумаю, любимая! — при этих словах Кришна снял другое колечко (перевоплощений) и, дунув в него, мигом превратился в жреца и, подмигнув удивлённой подруге, сбросил покрывало невидимости и обернулся к возвращающейся Джатиле, поздоровался с ней и, отведя в угол, сообщил:
— Я узнал, госпожа, что вы просите богиню за своего сына.
— Да, да, уважаемый, пожалуйста, помогите мне советом! — Джатила склонилась в поклоне и стала ждать.
— Да, я вижу, что в этот самый момент вашему Абхиманью грозит смертельная опасность! Но вы не переживайте, госпожа, у вас очень добропорядочная, чистая и прекрасная невестка, это ведь она? — Кришна указал на Радху, которая смотрела на них, не сводя глаз.
— Да. Она.
— Так вот, эта девушка наичистейшая! Сила её добродетели даёт мощную защиту вашему сыну. Вот, я вижу, как в этот самый момент она спасла его от смерти, — Кришна наклонил голову поближе к уху Джатилы и попросил:
— Берегите свою невестку, она его охраняет! Если будете с ней хорошо обращаться, то разбогатеете и ваш сын прославится своими добрыми делами! Ваша невестка — сама Лакшми-деви!
Джатила была в шоке, она столько гоняла девушку, так плохо с ней обходилась. «Так вот почему у нас с деньгами плохо! Надо поласковее с ней быть». Она поклонилась, горячо поблагодарив, и собиралась уйти, как священнослужитель добавил:
— Оставьте её здесь на час, мне непременно надо поговорить с ней!
— Как скажете, гуру, — поклонилась Джатила и, махнув мужу, отправилась к выходу, чтобы подождать невестку снаружи.
Когда они удалились, Кришна стал опять собой и подошёл к любимой, которая всё это время, как зачарованная, не сводила с него глаз.
— Радха, я продумаю всё хорошенько, когда и как воспользоваться кольцом, и обязательно сделаю это в нужный момент. Не переживай! Тебе надо будет вернуться домой и ждать меня вместе с девочками. Я очень скоро вернусь! — он наклонился и поцеловал её, и от этого тут же зазвучала музыка небесных музыкантов и все присутствующие упали в поклоне перед алтарями лицом вниз, а Кришна взял Радху на руки и стал кружиться с ней в лучах хрустальных звёзд. На миг Радхе показалось, что они в чудесном саду из светящихся деревьев и ручьёв, что Кришна — сам Бог, а она — его вечная супруга.
Никто этого не видел и не слышал, а Кришна кружил и кружил её в своих объятиях, подобно тому как вращаются планеты вселенной. Все присутствующие почувствовали любовь в своих сердцах и поняли, что милость богини только что пролилась на них.
Свидетельство о публикации №225062401057