Моя традиционная ценность
И тут я поймал себя на мысли, что пью чай ровно так же. Придерживаю пальцем ложечку. Мало того, если ложечку, по какой-то причине из чашки уберу, чувствую что-то не то. Ну, казалось бы, зачем мне ложечка, если я сахар уже размешал. А без нее не то удовольствие.
Ложечка в чашке с чаем - это мои традиционные ценности. Ну не кладу же я ложку если пью воду или квас. И пить воду и квас могу из любой посуды. А вот пить чай или кофе хочу только из своей любимой чашки. И ложечку выбираю ту, которая мне нравится.
А тут мы с женой переехали. И старую посудомойку не взяли. Я и не расстраивался. Ну думаю, зачем она старенькая нам двоим. Сколько у нас той грязной посуды. Помою.
Но у жены было другое мнение на этот счет. Оказалось, что она, уже въезжая, договорилась с дочкой. Та нам подарила на новоселье посудомойку. И жена заказывала мебельщикам кухню уже с нишей под посудомойку. Разве с женой поспоришь. А посудомойка -это значит, что грязная посуда за день накапливается, и только к ночи жена включает.
И тут задеваются мои ценностные проблемы. Я не просто мужчина, я – ветеран. Если ветеран войны трепетно относится к своим боевым орденам, а ветеран труда – к своим наградам, то я, как ветеран чаепития, трепетно отношусь к своей чайной чашке. У меня, как, думаю, у многих, есть своя любимая.
А тут попьешь утром чай, а в обед чашку не найти. А она оказывается уже в посудомойке. Жена поставила. Я ее, свою красавицу, оттуда достану, помою. А жена ругается.
- Разве чистых чашек нет?
- Я однолюб, - говорю я ей
- А я тебе говорю, на полке полно чистых чашек. Ничуть не хуже. Пей из них.
- Интересное дело, - говорю, - А если я так, как ты мне предлагаешь, буду относиться к тебе? Выпил из нее – бери новую.
- Ну, я тебе не чашка. Ты бы лучше подумал, что я могу рассуждать точно так же, – сказала жена.
И главное, сидит в соседней комнате смотрит свои детективы, а слышит.
- Ты что там опять в посудомойку полез? – кричит мне, - Я там только все аккуратно расставила.
Она говорила, что я расставляю посуду в посудомойке гораздо хуже. И я не стал лезть на рожон. Решил ее больше не провоцировать, а искать свою чашку тихонечко, как Штирлиц. А в половине случаев приходилось пить из того, что под руку попадется. Чашки не плохие, но не любимые.
Я предложил жене компромисс: все-таки я свою чашку буду мыть сам. Она ни в какую:
- Ты так не помоешь, как моет посудомойка.
- Помою, - говорю, - так как меня удовлетворяет.
- Так как тебя удовлетворят, меня не удовлетворяет. Тебя черти что удовлетворяет. Ты живешь по старинке. Топчешься со своей чашкой на обочине прогресса.
И вот я иногда чувствую себя изменником по отношению к чашке. То найду ее и отмою. То пью из чего попало. И чувствую, как нравственно опускаюсь. Привыкаю пить из чего попало. Меня уже не волнует, из чего пью. Это как сменить правило пить вино за столом с белой скатертью из хрустального бокала, на питье того же вина из бумажного стаканчика на ступеньках в подъезде. Вино одно и то же. Но процесс абсолютно другой. Это уже не «плесните колдовства в хрустальный мрак бокала. В распахнутых свечах мерцают зеркала» У бумажного стаканчика совсем другой мрак.
Борьба моя с женой за право пить из своей чашки – это не семейная драма. Это частичка борьбы за свободу личности. Даже глубже, борьбы против глобализации за традиционные ценности. И когда я достаю свою еще немытую чашку из посудомойки и мою ее под краном, это я, считай, возвращаюсь к традиционным ценностям.
Мою и думаю о виражах процесса глобализации. Он, конечно, вписывается в естественное развитие мира. Он на пути прогресса, как снегоочиститель, сдвигает к обочине традиционные ценности. Просто потому, что так, по расчищенному, удобно двигаться вперед.
И вот забываются национальные одежды. Люди во многих странах давно перешли на европейский костюм. А потом перешли на джинсы. Так удобнее. И потому что джинсы шить легче. И потому что джинсы гладить совсем не обязательно.
Забываются и национальные кухни. Их конечно можно найти. И китайскую, и французскую, и русскую. В ресторане. А в принципе гамбургер теперь продают повсюду.
И в таком невинном процессе, как чайная церемония, глобализация посеяла свои споры. Когда-то по всему миру пили чай из заварочных чайников. В России так вообще самовары были. И чай был ароматным. А потом перешли на чайные пакетики. А с пакетиком непонятно куда улетучился аромат. По вкусу пакетики отличаются, а по аромату –нет. Похожи друг на друга потому, что просто нет в них аромата. И пакетики одних и тех же фирм по всему миру.
А чай он и в Африке чай. Ты в Париже можешь Лувр не посмотреть, но чай хоть в ресторане, хоть в отеле попьешь. И как правило, принесут в чайнике кипяток и пакетик. В хорошем отеле выбор пакетиков будет побольше. Но все равно- пакетики. Пить из пакетика – меньше мороки. С заварочным чайником нужно возиться. А пакетик можно выбросить и горя не знаешь. Чайный пакетик как американский президент – одна каденция, от силы две. Демократия.
Конечно, возможно в Букингемском дворце чай заваривают. Не знаю. Не был.
Глобализация так завладела миром, что половина товаров в мире –китайские. В свою очередь дизайн и концепция тех же китайских товаров взяты у европейцев. Китайцы делают мобильные телефоны по европейским моделям даже по европейским программам. И поэтому, какой телефон ни купи, переучиваться много не потребуется. Глобализация. Какой телевизор ни купи, пульты устроены похоже.
А где же тогда ниша традиционных ценностей? Как обычно, она в нематериальном: в религии, во взаимоотношениях между людьми, и внутри семьи и в государстве. Но вот беда, когда в России призывают вернуться к традиционным ценностям не уточняют, к каким. К «Домострою»? К крепостному праву? К конной упряжи? К вере в бога? К крестному ходу? Может быть, к вере в славянских богов? К «Союзу русского народа»? К первому лицу как помазаннику? Призывы слышны, но никто не конкретизирует.
У меня же традиционная ценность – моя чайная чашка. Одно только опасно: посуда – это бьющаяся вещь.
Свидетельство о публикации №225062401142
Читая вашу статью, я не мог не заметить, как вы обосновываете свою любовь к чаю, как единственную традицию. Хочется спросить почему чаепитие это единственная традиция, потому что других-то и нет?
Как бы вы не пытались облечь свою единственную страсть к чайным пакетикам и ложкой в наряд слов о глобализации, действительность такова, что, похоже, у вас нет других душевных скреп, кроме чашки, ложки и пакетика чая.
И прям вот ощущаются ваши атеистические взгляды: вместо того чтобы помолиться за здравие перед чайной церемонией, вы просто делаете "чип" с пакетиком!
Глобализация и пакетированный атеизм.
Кажется, что глобализация для вас реализуется через пакеты чая, как бы печально это ни звучало. Чай мог бы быть для вас святым граалем, если бы не убогие пакетики. Вместо того чтобы нырять в бездну ароматов и делать «заварку» частью своего культурного ритуала, вы предпочитаете просвещённый подход: «заварите и забудьте». И неужели это единственный способ обозначить традицию в вашем атеистическом мире, где нет места для ваших религиозных праздников и ритуалов.
Как скудна твоя жизнь Леонид!!!
Отсутствие традиций как повод для переживания
Судя по всему, единственная традиция это чаепитие, словно на него свалилось всё бремя духовности, которую вы отвергаете. Конечно, это удобно: ведь и философия «пить чай без ароматов» ничем не отличается от отказа соблюдать религиозные праздники. Вы будто уверены, что, сделав чай своим единственным ритуалом, обретете некую великую правду – на уровне чайного пакетика, конечно.
Ностальгия без духовной основы
А может, всю эту ностальгическую шумиху стоит оставить на потом, пока вы не определитесь, к чему, собственно, стремитесь? Чай как единственная традиция – звучит несколько жалко, словно вы пытаетесь убедить окружающих, что вот она – суть вашей жизни.
Но, увы, в растворимости пакетиков нет ни глубины, ни духовного подтекста – только тихая безысходность на фоне помрачения сознания.
Финальный аккорд
В конечном итоге, если вы решили сосредоточиться на своей главной традиции — чаепитии, возможно, стоит сделать это с умом. Пытаться находить в чайных пакетиках смысл — это почти как пытаться молиться о «правильном» пакете для своих атеистических устоев. Я бы предложил вам попробовать настоящую заварку — это может помочь вам не только вернуть аромат, но и, возможно, вновь начать осмысливать ваши обычаи, которые вы не соблюдаете.
А если вы не настроены на переосмысление, то наслаждайтесь тем что заслужили - бурдой в пакетике в чашке с ложкой!
Короче - идите мыть посуду!
И не разбейте вашу чашку, а то и эту единственную традицию профукаете!
Тихон Чикамасов 25.06.2025 00:40 Заявить о нарушении