Его время давно прошло

                "Его время давно прошло"

                (Из немецких газет. Сокр. пер. с нем. Е.Дроздова)

                Thomas Seibert

   Иранский режим под руководством аятоллы Хамени словами "мощно и победоносно" описывает обстрел ракетами штаб-квартиры американской армии на Ближнем Востоке, расположенной в Катаре. В то же время Тегеран не хочет спровоцировать новое нападение США на свою атомную программу: он заранее информировал США и Катар о предстоящей атаке. Удары были отражены, жертв нет.

   Также американский опорный пунт в Ираке подвергся атаке. Может ли Хамени этим спектаклем спасти свою репутацию - не ясно. 86-летний старец прячется в бункере и молчит. По словам специалистов он скоро может быть отлучен от власти и не кем-нибудь, а собственной элитой.

   В верхних слоях общества Ирана происходит борьба между теми, кто требует реакции (на удары со стороны США - пер.), и теми, кто призывает к осторожности. Хамени решил ответить символическим ударом.

   Некоторые обозреватели считают, что Иран может выйти из договора о запрещении атомного оружия. Но этот шаг позже в переговорах с Америкой может быть сделан назад. Остальное руководство Ирана должно решить, может ли оно и без благословения Хамени установить дип. отношения с Америкой.

   Впечатление, что аятолла выпустил руль власти из рук, все более крепнет. Свержение иранского режима мало вероятно, потому что такие силовики как например революционная гвардия не хотят отдавать власть. Но в то же время некоторые члены элиты думают об устранении Хамени от власти. Они рассматривают например такой вариант: формально Хамени остается во главе государства, но больше не участвует в принятии важных решений. Каждый понимает, что дни Хамени как верховного правителя сочтены.

   Миллионы иранцев (персов - пер.) уже многие годы требуют отставки Хамени. "Он ответственен за нынешнюю ситуацию в стране", - считает большинство. Если израильское руководство осуществит свою угрозу и убьет Хамени, это может стать важным поворотным моментом для возможной смены режима. Военные и органы безопасности могут стать "последним гвоздем в крышке гроба исламской революции", что заставит других сторонников режим перебежать к новому руководству.

   Многие иранцы не хотят реформы системы. Они хотят ее полной ликвидации, что уже стало ясно при массовых протестах, которые прошли прошлым летом. Но они не хотят вмешательство извне. Они хотят свержение власти аятолл, но изнутри.


Рецензии