Мёртвая зона Стивена Кинга

На мой выбор политической стези, насколько сейчас понимаю, в значительной мере повлиял прочитанный ещё в школе детектив Стивена Кинга "Мёртвая зона".

«Мёртвая зона» (англ. The Dead Zone) — роман американского писателя Стивена Кинга, написанный в жанре политического триллера с элементами детектива, драмы и ужасов, впервые опубликованный в 1979 году издательством Viking Press. Это был пятый изданный роман Кинга и первое произведение автора, достигшее лидирующей позиции в списке бестселлеров года газеты The New York Times. Согласно основной сюжетной линии, школьный учитель Джон Смит после пробуждения от почти пятилетнего пребывания в коме после автомобильной аварии обнаруживает у себя способности к ясновидению и в ходе повествования он встречается с политиком Грегори Стилсоном, который, согласно видению Джона, развяжет Третью мировую войну.

Идея «Мёртвой зоны» возникла из мысли о том, что политический убийца может быть прав. По сути писатель хотел поменять отношение общества к «человеку с винтовкой» после гибели Джона Кеннеди. Посыл произведения в каком-то плане оправдывал убийство. Кинг очень гордился этой работой, несмотря на некую «запланированность» сюжета, считая её своим первым настоящим романом. По замыслу Кинга, облик главного героя сводился к простому «парню из народа», в то время как основной антагонист должен был выглядеть пугающим и мерзким. Политический образ Грегори Стилсона восходит к Ричарду Никсону.

Литературные критики относили «Мёртвую зону» к числу лучших произведений Стивена Кинга. К достоинствам романа они причисляли архетипичного антагониста, уверенное повествование без фальшивых нот и провисаний сюжета, небольшой объём и кинематографичность. Одна из центральных тем произведения — назревающая политическая катастрофа. Успех книги укрепил репутацию автора. Роман был номинирован на премию «Локус» за лучший роман фэнтези.

Роман был дважды экранизирован: в формате кинофильма режиссёром Дэвидом Кроненбергом в 1983 году и в формате одноимённого телесериала, который транслировался телеканалом USA Network в период с 2002 по 2007 годы.

Пролог представляет двух персонажей: 6-летнего мальчика Джонни Смита, получившего травму головы во время катания на коньках, и 22-летнего продавца библий Грегори Стилсона, страдающего эмоциональными проблемами и мечтающего о величии.

В 1970 году 23-летний Джон Смит живёт в Восточном Мэне и работает школьным учителем. Джон приглашает свою девушку Сару Брэкнелл в парк аттракционов, где неожиданно демонстрирует феноменальное везение при игре на «Колесе фортуны», выиграв 500 долларов. Возвращаясь тем же вечером домой на такси, Джон попадает в автокатастрофу и впадает в кому на 4,5 года. Герберт Смит (отец Джона) и Сара (которая через 2 года вышла замуж за политика Уолтера Хазлетта) постепенно потеряли надежду на возвращение Джона, в которое верила только его мать Вера (одержимая религиозными идеями). Очнувшись в мае 1975 года, Джон обнаруживает в себе сверхъестественные способности — дар ясновидения; Джон может увидеть многое недоступное обычным людям во время кратких «озарений», но при этом один участок его мозга («мёртвая зона») для него закрыт — он не помнит некоторые географические объекты, даты и числа. В первые дни после выхода из комы Джон предсказывает благоприятный успех операции сыну одной из медсестёр и сообщает своему лечащему врачу Сэмюэлу Вейзаку, что его мать, потерянная во время войны, всё ещё жива.

После выздоровления Джон Смит возобновляет преподавание, а о его способностях печатают в газетах и в это же время у Джона появляются сильные головные боли. Репортёр журнала «Inside View» Ричард Диз печатает компрометирующую статью о том, что все способности Джона Смита — надувательство. Вскоре Вера Смит (мать Джона) умирает, но перед смертью успевает сказать сыну, что Бог дал ему необычный дар для того, чтобы он исполнил некую миссию. Джон пытается жить обычной жизнью, но вскоре к нему обращается шериф города Касл-Рок Джордж Баннерман, который просит помочь ему в поисках серийного убийцы. Используя свой дар, Джон выясняет, что маньяком является полицейский Франклин Додд, но незадолго до ареста он кончает жизнь самоубийством; перед этим он признаётся в совершённых убийствах. Грегори Стилсон в это же время становится успешным бизнесменом и избирается мэром города Риджуэй (штат Нью-Гэмпшир). Шантажируя одного из бизнесменов и вымогая деньги, Стилсон в 1976 году попадает в Палату представителей США.

Репутация Джона Смита становится «слишком спорной», и ему приходится уволиться из школы. Джон переезжает в Нью-Гэмпшир и устраивается на работу в качестве наставника для Чарльза Четсуорта — сына богатых родителей. Постепенно Джон начинает проявлять интерес к политике, и его обуревает чувство беспокойства, когда он видит митинг, в котором участвует Грегори Стилсон. На митинге Джон встречает Джимми Картера и после рукопожатия предсказывает ему, что он станет Президентом США, но после того, как Джон жмёт руку Стилсону, он видит, как тот развязывает Третью мировую войну с использованием ядерного оружия. Здоровье Джона ухудшается, он ищет способы предотвращения президентства Стилсона и думает о смерти Адольфа Гитлера в 1932 году, если бы путешествия во времени были бы возможны; также у Джона возникает отвращение к идее убийства Стилсона, но он чувствует, что у него ещё есть время в запасе. В мае 1977 года, испытав новое видение, Джон предостерегает Чарльза от похода на школьный бал в ресторан «Кэти» в Сомерсворте, который должен сгореть из-за удара молнии. Роджер Четсуорт (отец Чарльза), скептически относящийся к словам Джона, с трудом соглашается и разрешает провести вечеринку у себя дома. Праздник вскоре омрачается новостями о гибели в пожаре 81 школьника, которые всё же решили провести бал в ресторане «Кэти».

В марте 1978 года Джон Смит узнаёт, что агент ФБР Эдгар Лэнкти, расследовавший происшествия, связанные со Стилсоном, погиб от взрыва в заминированном автомобиле. После этого Джон переезжает в Финикс (штат Аризона), где устраивается в местный департамент общественных работ специалистом технического обслуживания дорог. Он узнаёт, что его головные боли вызваны опухолью мозга и что жить ему осталось несколько месяцев; после этого Джон понимает, что мог бы спасти всех детей из школы Чарльза, но не сделал этого из-за того, что несерьёзно отнёсся к своему видению.

Джон отказывается от хирургического вмешательства и покупает винтовку, из которой он планирует убить Стилсона. В январе 1979 года на встрече Грегори Стилсона с избирателями в Джексоне Джон стреляет в политика, но промахивается. Во время стрельбы Стилсон хватает маленького ребёнка и прикрывается им как живым щитом; репортёр Стюарт Клоусон в этот момент успевает сделать фотографию политика. Джон, раненый выстрелами телохранителей Стилсона, падает с балкона на пол и ломает обе ноги и позвоночник; перед смертью он касается Стилсона в последний раз и убеждается, что его политическая карьера разрушена и страшное будущее предотвращено.

В финале романа на могилу Джона Смита приезжает его бывшая возлюбленная Сара Хазлетт и оплакивает его.

Замысел романа был навеян Уотергейским скандалом. Писатель называл «Мёртвую зону» своим первым настоящим романом с серьёзным сюжетом и подсюжетами, и реальной историей со слоистой и тематической структурой. Это мнение не изменил выход множества романов годы спустя.

Именно в этом романе действие впервые разворачивается в Касл-Роке (штат Мэн), который был списан с Дарема и Лисбон-Фоллза, типичных городков Новой Англии. И тот, и другой были основаны в конце XVIII века, их население составляет около 4000 человек, большинство жителей принадлежит к среднему классу. Само название вымышленного города было позаимствовано либо у скалистой части острова из романа «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, либо из одноимённой песни Фрэнка Синатры. В своих мемуарах «Как писать книги» Стивен Кинг относил произведение к числу романов с запланированным сюжетом, практически единственной работой такого плана, которая ему нравилась: «Я очень горжусь этой книгой. Она повествует о серьёзных вещах — политической структуре и настрое Америки».

Финал романа напоминал реальный случай, произошедший в 1935 году, когда 29-летний врач Карл Вайс застрелил кандидата в президенты США Хьюи Лонга, который многим напоминал Гитлера. Посыл романа в каком-то плане оправдывал политическое убийство, характеризуя его с положительной стороны. Одна из первичных идей романа, от которой отталкивался Кинг, — образ человека, способного видеть будущее. Роман был дописан к концу 1976 года. Как отмечали обозреватели, большая часть творчества писателя сосредоточена на превращении — милого сенбернара в убийцу, любящего отца в жестокого отца, а жителей города в вампиров. В какой-то мере это относилось и к самому Стивену Кингу, превращающему себя в «монстра» благодаря кокаину, трём галлонам пива в день и большому количеству денег. Для автора этот период творчества стал пиком алкогольно-наркотической зависимости — он путал имена персонажей, забывал о тех или иных героях; в романе подобных ошибок около тридцати.

Роман посвящён Оуэну Кингу, младшему сыну писателя.

Роман возник из ответа на два вопроса: может ли политический убийца быть прав, и можно ли сделать его главным положительным героем романа? Со слов самого Кинга, «эти идеи вызвали к жизни политика с опасной нестабильностью, как мне казалось — человека, который карабкался по политической лестнице, показывая миру весёлое честное лицо парня из народа, очаровывая избирателей тем, что отказывался играть по обычным правилам игры». Джон Смит характеризовался Кингом как человек без притворств, средний американец, способный видеть будущее. После видения от рукопожатия со Стилсоном он предсказывает начало Третьей мировой войны и решает, что единственный способ предотвратить её — убить политика. Поставленная автором фабула казалась ему доведённой до крайности, объявленной вне закона. По его мнению, роман мог удастся только в том случае, если главный герой не станет «гипсовым святым». Автор подмечал параллели между Джоном Смитом и Джоном Коффи.

В противовес протагонисту Стилсон должен был выглядеть мерзким и пугающим как за счёт тяги к насилию, так и собственной убедительности. Читатель должен был думать, что у Грегори не все в порядке с психикой и что только Джон видит его истинную суть. В первых сценах романа Смит нормален и симпатичен — он катает свою девушку на карусели и всячески веселится на сельском празднике. Его отказ Саре в интимной близости до свадьбы должен был поспособствовать принятию читателем героя как человека искренне влюблённого и прямодушного, а его детское чувство юмора двояко — хэллоуинская маска также служит символом того, что после покушения на Стилсона окружающие будут считать Джона убийцей. По сути писатель хотел поменять отношение людей к «человеку с винтовкой» после смерти Джона Кеннеди. В интервью «Литературной газете» Кинг отмечал, что на облик Грегори Стилсона его натолкнула речь губернатора штата Мэн и предположение автора о возможном избрании губернатора президентом. Его описание как политического деятеля восходит к Ричарду Никсону. Спустя годы после написания Кинг и некоторые его поклонники проводили аналогии между Грегом Стилсоном и Дональдом Трампом.

После того как писатель отдал роман в издательство «Doubleday», издатель потребовал сократить рукопись, и Кинг, не согласившись, забрал её обратно. Роман появился в продаже в августе 1979 года и был выпущен издательством «Viking Press», с которым автор заключил гораздо более выгодный контракт. NAL сохранил права на издание романа в мягком переплёте.

Предполагалось, что первый тираж «Мёртвой зоны» составит 50 000 экземпляров.

Во время рекламного тура книги Кинг посетил 20 городов США. Первый приём был организован издателем в Нью-Йорке в «Таверне на Зелёной», расположенной в Центральном парке. Интервью чередовались с приёмом алкогольных напитков и похмельем. По окончании поездки Кинг сказал: «Это всё равно что принять участие в бою на подушках, где все подушки обработаны ядовитым газом». Анализируя хронологию некоторых событий, критики считали роман «Куджо» продолжением или «полупродолжением» «Мёртвой зоны»[32]. Права на публикацию романа с 2016 года принадлежат издательству «Scribner», с которым Кинг стал сотрудничать после издания романа «Мешок с костями».

Ещё до официальной даты выпуска книги «Мёртвая зона» разошлась тиражом в 110 000 экземпляров, а через 2 месяца этот показателей достиг 200 000 экземпляров. Книга стала пятым опубликованным романом писателя. В 1991 году роман, вместе с четырьмя другими произведениями Кинга, был переиздан в мягком переплёте с предисловием от Энн Сиддонс и изменённым цветовым оформлением. Изначально планировалось переиздать все книги автора в этом формате, но позже проект был заброшен. Произведение пытались запретить в средних и высших школах США из-за сцен насилия, сексуального подтекста и обсценной лексики. Впервые «Мёртвая зона» была переведена на русский язык Олегом Васильевым и Сергеем Таском в 1984 году. Роман был опубликован в трёх номерах журнала «Иностранная литература». Литературоведом Вадимом Эрлихманом было отмечено «блестящее» качество этого перевода, не отступившего ни строчки от оригинала.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕТЕКТИВЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРИЛЛЕРЫ

Некоторые темы, которые часто поднимаются в книгах Николае Карпати:

Глобализм и генная инженерия. Автор затрагивает вопросы бесчеловечных экспериментов и опытов на людях, а также деятельности фармацевтических корпораций.

Масонство. В произведениях Карпати исследуются тайны масонских лож, их связь с историческими событиями и влияние на современную политику.

Эпидемия коронавируса. В книге «Турникет. На передовой борьбы с коронавирусом» рассказывается о борьбе с пандемией в Петербурге летом 2020 года.

Оккультные ритуалы. В поэме «Яндекс Беда» автор размышляет о Пиццагейте, ЦРУ, теории адренохромовых наркоманов, оккультных ритуалах и других темах.

Как пандемия коронавируса повлияла на творчество Карпати?

Пандемия коронавируса повлияла на творчество Николае Карпати через его книгу «Турникет. На передовой борьбы с коронавирусом». В ней автор рассказывает об эпидемии в Петербурге летом 2020 года, описывая турникет ковид-больницы Свердловки и обнуление президентских сроков Путина.

Также пандемия COVID-19 отразилась на книге Карпати «Русский Фауст» (2023). В ней автор исследует связи между политическими интригами, глобализмом и деятельностью фармацевтических корпораций, поднимая вопросы о последствиях пандемии.

Кроме того, в тетралогии Карпати содержится информация об укреплении иммунитета и оздоровительной системе, которая, по мнению автора, помогает не заразиться новыми штаммами коронавирусной чумы.

Пандемия повлияла на разные жанры литературы следующим образом:

В экзистенциальной драме. Например, в произведениях «Чума» Альбера Камю, «Штамм „Андромеда“» Майкла Крайтона, «Противостояние» Стивена Кинга, «Глаза тьмы» Дина Кунца и «Станция Одиннадцать» Эмили Сент-Джон Мандел затрагиваются различные эпидемии — от чумы и свиного гриппа до заражения инопланетным вирусом. В некоторых произведениях эпидемии приобретают апокалиптические масштабы, выводя сюжет на тему выживания в условиях опустения планеты.

В научной фантастике. По словам Майкла Суэнвика, автора цикла в жанре техно-фэнтези «Хроники железных драконов», карантин дал возможность писать ещё больше, а также ускорил интернационализацию научной фантастики: раньше в американских журналах редко публиковались рассказы писателей из Азии или Африки, а в последние пару лет это стало обычным делом.

В детективе. Например, пандемия повлияла на содержание нового детектива Стивена Кинга «Билли Саммерс», который вышел в США летом 2021 года. По словам писателя, дописывая книгу в 2020 году, он был вынужден перенести сюжет в 2019 год, поскольку в реальной жизни из-за карантинных мер оказались невозможными некоторые события, происходящие с героями романа.

Пандемия повлияла и на другие жанры литературы следующим образом:

В модернистской литературе пандемия запечатлела фрагментарность и бессюжетность послевоенного или постпандемического мира.

В современной прозе пандемия COVID-19 рассматривается как фактор, влияющий на морально-нравственные устои общества. Художественный образ вируса предстаёт в таких произведениях феноменом, который с новой силой высвечивает проблемы общества.

В криминальной литературе во время пандемии рост цифровых продаж привёл к ещё большему росту популярности этого жанра. Например, в Дании во время пандемии стала необычайно популярна британская писательница Элли Гриффитс, автор криминальных романов.

В жанре автофикшн внимание читателей привлекли произведения датских и скандинавских писателей, например, серия романов «Моя борьба» норвежца Карла Уве Кнаусгора.

В экзофикшне появилось новое направление — произведения, в которых описывается жизнь реальных исторических личностей, например, датского зоолога Мари Хаммер в книге Евы Тинд «Женщина, собравшая мир» или датского художника 1800-х годов Кристиана Сартмана в книге Ракель Хаслунн-Гьеррильд «Адам в раю».

Пандемия повлияла на моральные устои общества следующим образом:

Партия Трезвая Россия, [24.06.2025 17:08]
Обострила запрос на решение проблемы социальной несправедливости и перспективу морально-психологического оздоровления общества.
Высветила ряд социально-экономических и морально-психологических деформаций в современной России.
Привела к противоречию важных ценностей. Например, ценность сохранения жизни и ценность распоряжаться самим собой, своим временем, свободно зарабатывать, развивать работу и бизнес.
Повысила ценность семьи, близких, общения с ними, здоровья и самой жизни.
Изменила человеческие отношения во всех сферах: на работе стали лучше относиться к дистанционным коллегам и больше работать, в семье у многих ухудшилась атмосфера.
Обострила стигматизацию различных групп населения по ряду критериев, например, по возрасту (группа 65+).
При этом есть и положительные изменения: собственническое, эгоистическое, вредное для окружающих поведение всё чаще признаётся токсичным, свобода выбора становится выше личных нужд, а общественное благо становится реальной ценностью.

Пандемия COVID-19 по-разному повлияла на семейные отношения.

С одной стороны, режим самоизоляции обострил уже существовавшие проблемы в семейных отношениях и стал триггером семейных конфликтов. Нахождение в замкнутом пространстве обострило существующие внутрисемейные конфликты и добавило новые.

С другой стороны, в некоторых случаях ситуация помогла семьям сблизиться, улучшить отношения. Родители смогли узнать, чем интересуются их дети, мужья стали более внимательны к жёнам, дети стали больше ценить своих родителей.

Также пандемия негативно сказалась на сексуальной жизни многих пар, особенно в семьях с детьми, учащимися дистанционно. У родителей не оставалось времени, чтобы проводить достаточно времени наедине.

Ещё один фактор, который может влиять на семейные отношения во время пандемии, — снижение материального благосостояния семьи. Это может провоцировать раздражение супругов друг другом и приводить к конфликтам из-за распределения денежных средств.

Книги Николае Карпати доступны на платформах «Литрес», MyBook и других литературных ресурсах.




О ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕТЕКТИВАХ. СТИВЕН КИНГ

http://proza.ru/2025/02/26/760


Рецензии