Путешествие в n-мерное пространство
- «Метафоры бесконечности» - в Новой Третьяковке;
- «Небесные артефакты» в ДК ГЭС-2;
- «Интервалы» в Галерее Крокина.
Главной из них, по своей полноте и исполнению, безусловно, является ретроспектива, представленная в Третьяковке.
Первая эпоха творчества художника посвящена глубокому изучению того, чем геометрия (как планиметрия, так и стереометрия) может послужить искусству.
Результаты этой эпохи великолепно представлены грандиозными инсталляцими, размещенными в центральном нефе ДК ГЭС-2, где они стали частью гениального интерьера, созданного Ренцо Пьяно, - одного из вершинных достижений мировой архитектуры.
Вторая эпоха, начавшаяся в конце 70-х, и продолжающаяся до сих пор, характеризуется введением геометрии в природный ландшафт, что позволяет его исследовать на большую глубину, обнаруживая действующие силы и те бытийные смыслы, которые выражены Хайдеггером словесно, а Инфанте позволяет увидеть.
Это грандиозное исследование занимает львиную долю данного выставочного проекта. Внутри него я усмотрел свойственную ему генеалогию.
Началось все с подчеркивания в ландшафте строгих горизонталей, потом,также, были размещены ти косые линии. Я сразу интуитивно принял их за координатные оси, и когда количество линий стало нарастать, продолжал их считать системами координат, - ведь их можно провести в пространстве сколько угодно. Затем прямые стали искривляться с самыми разными радиусами кривизны, но я по-прежнему их воспринимал, как координатные оси пространства, искривленного действиями мыслительных полей, выявляющих в природе еще неведомые смыслы. И все это роение бесчисленных координатных систем при моем хождении по выставке, наконец, породило легкое головокружение, и из глубин моей памяти выплыло вдруг понятие 11-мерного пространства Стивена Хокинга, что, возможно, было спровоцировано множеством струн ( аллюзия на «теорию струн»), на которых артефакты подвешены к потолку. Но вскоре я привел свои мысли в порядок, поняв, что к данному случаю трудно привлечь столь строгую теорию, и ограничился соображением, что мне посредством озарения удалось заглянуть в n-мерное пространство.
Посещение мною выставки «Интервалы», в которой художественный мир Франсиско Инфантэ и Нонны Горюновой представлен устойчивым в своей завершенности, показало, что с его помощью возможность прозрения n-мерного пространства, как будто, совсем не исключается. Во всяком случае, можно попытаться.
Февраль 2025 г.
Свидетельство о публикации №225062401375