Публицист с. в. мартынов о печорском крае
Её автор, публицист С. В. Мартынов, дважды (в 1903 и 1904 годах) посетил одну из наименее известных тогда областей Архангельской губернии — Печорский край. Коротко перескажу, что он пишет о жителях Усть-Цильмы. Население Печорского края состоит из русских, зырян (коми) и самоедов (ненцев). «Господствующим по своему значению и влиянию есть племя русское». Ещё во времена Господина Великого Новгорода русские укрепились здесь. Из летописи Нестора видно, что они платили дань Новгороду уже в 1132 году
Нынешний административный центр Печорского края — село Усть-Цильма — также принадлежит к древнейшим новгородским поселениям. В 1542 году здесь поселился новгородец Ивашка Дмитриев Ластка с товарищем. «Русское поселение Печоры, по сравнению его с крестьянами центральной полосы России, заметно отличается большой самостоятельностью, сметливостью и предприимчивостью. Объясняется это отсутствием здесь крепостного права. Имеет, конечно, большое значение и то, что значительная часть русского населения принадлежит к потомкам защитников старой веры, бежавших сюда из Центральной России и скрывающихся здесь от преследований государственной власти. Официально население здесь числится православными, но «к прискорбию, все крестятся двуперстием» и втайне придерживаются раскола. Молятся они по книгам. И книги такие переходят из рода в род».
От себя замечу, что церковные книги не только передавали из рода в род, но и выпускали новые. Вели хозяйство устьцилемы родами, то есть объединёнными усилиями нескольких родственных семей, например семьями отца и взрослых сыновей. Бабушка рассказывала, что каждый род должен был бескорыстно выполнять ту или иную обязанность в интересах жителей всего села, а то и окрестностей его. Так наш род по линии матери, как я уже упоминал в главе «Откуда мы родом» автобиографической книжки «Устьцилем из Нарьян-Мара», был обязан из поколения в поколение передавать профессию костоправа. А мой дядя Иван Яковлевич Носов из рода Лучинных рассказывал, что в их роду занимались переписыванием церковных книг. Его с малолетства готовили к этому, поэтому он имел отменный почерк. Не слышал, чтобы ещё в каком-то селе, за исключением богом забытой Усть-Цильмы, в России выпускали, пусть и кустарным методом, книги.
«Постройка крестьянских домов на Печоре вообще очень не дурна. Здешние жилища даже не могут быть сравнимы с теми жалкими, крытыми соломой избушками, представляющими собой кучи горючего материала, что составляют жилища русского крестьянина Центральной России, привыкшего к нищете и не знающего, в чём состоят удобства жилища».
Много внимания в книге уделено роли и участи женщин Печорского края. Автор пишет: «Печорские девушки очень свободны в своём поведении. При спросе, например, о количестве детей приходилось получать такие ответы: «В девках было пять, замужем три». И этот ответ даётся при муже или родителях, которые относятся к этому совершенно индифферентно».
Про мужчин сказано, что всё мужское население края уходит на промыслы. А все тяготы по ведению хозяйства, поддержанию порядка в доме, воспитанию детей, уходу за скотиной и даже полевые работы лежат на женщинах. Автор делает вывод, что «пресловутая самостоятельность и высокое положение женщины в Печорском крае, где она является не безответной рабыней мужа, а полноправным членом семьи, достигается очень дорогой ценой». Мужское население в свободное от промыслов (охоты и рыболовства) время занимается всеми ремёслами, необходимыми для деревни. Они столяры, плотники при постройке домов, печники и маляры — словом, заняты разнообразными ремёслами.
«В отношении умственного развития печорцы стоят гораздо выше жителей других губерний России. В то время как в деревнях центральной России весь кругозор крестьян ограничивается пределами своего села, здесь все интересуются внешним миром, тем, что происходит на свете. Спрашивают: «что нового, какие цены, куда поехал государь?» и особенно: «нет ли войны?». «Отрицательного отношения к грамоте услышать не пришлось: не говоря уже о молодом поколении, даже у самых старых грамотность в почёте».
Самой грамоте, помимо школ, население обучалось или самоучкой, или у стариков-начетчиков и старых девиц, из них некоторые учат «по милосердию», то есть бесплатно.
Староверы Усть-Цильмы не пили, не курили. В церковные праздники летом устраивали всенародные гуляния под названием «горка», играли в лапту и бабки (городки). Зимой катались по центральной улице села на лошадях, запряжённых в кареты и кошовки (выездные сани).
По воспоминаниям мамы, относительно благополучное существование жителей села продолжалось до начала раскулачивания и коллективизации. Подтвердил это своими воспоминаниями и мой дядя — Носов В. П. В середине 60-х годов я по дороге из Каунаса в Нарьян-Мар остановился на несколько дней в Усть-Цильме и пришёл поздороваться с ним, когда он что-то делал в своём амбаре. Я невольно обратил внимание на стоящие на полке керамические бутылки с надписью «Рижский бальзам», который в те годы был большим дефицитом. На мой вопрос: «Дядя, когда же вы пили „Рижский бальзам“?» — он ответил: «Пили мы его на свадьбе в 20-е годы».
В процессе раскулачивания и коллективизации крестьян лишили земель, скота, рыболовных снастей и даже домов. Стали насильно загонять на непосильный труд по заготовке леса, который сплавляли плотами на распилку в Нарьян-Мар для поставки лесоматериалов на экспорт, так как страна остро нуждалась в валюте.
Староверы Усть-Цильмы не бунтовали против новой власти, но и не смирились с навязываемыми ей порядками и стали массово покидать родные места.
В 30-е годы многие подались в низовья Печоры, где началось строительство города Нарьян-Мар (в переводе с ненецкого — Красный город) с речным и морским портами.
Город в устье Печоры был нужен не только для увеличения экспорта лесоматериалов, но и как перевалочная база для воркутинского каменного угля. В Нарьян-Маре доставленный из города Печоры речными судами и баржами воркутинский уголь перегружали в морские суда (лихтера) и развозили по портам Заполярья.
Не все жители Усть-Цилемского района имели возможность ездить официально на пароходах, курсирующих на линии Нарьян-Мар — Усть-Цильма — Печора. Поэтому самые отчаянные и обездоленные разбирали свои деревянные дома, строили из них плоты, укладывали на плоты весь свой домашний скарб, размещали на нём всё своё семейство и отправлялись вниз по Печоре в Нарьян-Мар, расстояние до которого более 300 км. По прибытии на место пытались свой плот превратить обратно в дом или хотя бы в землянку.
Массовый приток переселенцев из Усть-Цилемского района Коми АССР позволил в короткие сроки построить столицу Ненецкого округа с минимальным привлечением политзаключённых — основной рабочей силы «строек коммунизма» в Заполярье в те годы.
Свидетельство о публикации №225062401416