Моя Волга
Любил ли кто тебя, как я?
Н.А. Некрасов «На Волге»
Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга,
Конца и края нет.
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых
Гляжу в тебя, Волга,
Седьмой десяток лет.
Лев Ошанин «Течёт Волга»
Я родился и живу на Волге, и родители мои родились и жили на Волге, так что можно сказать - я потомственный волгарь.
Свою жизнь я не мыслю без Волги. Какие бы реки я не видел, краше моей Волги нет. Её мощь, её широта всегда меня поражали. Остальные реки, которые видел я (не в обиду почитателям других великих рек) кажутся мне несравненно маленькими, хоть порой и красивыми, но не такими величавыми, как моя Волга
Волга делится на три части: верхняя, средняя и нижняя. Я живу на верхней Волге, ближе к Нижнему Новгороду, после которого начинается средняя. Вообще, согласно принятой классификации верхняя Волга – это участок от истока до точки впадения Оки в городе Нижний Новгород. Средняя Волга простирается от устья Оки до места впадения Камы. И нижняя Волга начинается от устья реки Камы и доходит до самого Каспийского моря.
Волга очень древнее геологическое образование, возрастом от четырёх с половиной до пяти миллионов лет. Как говорят учёные, исследовавшие дно Волги, это Кама, берущая начало в Удмуртии. После впадения реки Вишеры Кама становится многоводной рекой. Кстати, есть мнение, что это Кама впадает в Вишеру (а не наоборот), а Волга – в Вишеру. Геологически Кама древнее Волги. Как установили ученые, до эпохи оледенения Кама впадала в Каспийское море, в то время как Волга была притоком Дона. Ледниковый период изменил речную сеть Восточной Европы. Согласно большинству гидрологических признаков (возраст рек, высота истоков, длина, полноводность), Кама является главной рекой, а Волга — ее крупнейшим притоком.
Приходилось мне бывать на Камском водохранилище. На лодке-моторке плавали мы по островам, собирали бруснику, которой там росло видимо-невидимо. Для сбора ягод использовали специальные ковши-комбайны. На островах ставили палатку, ночевали. Местный колхоз на летний период на острова привозил пастись лошадей. Одна лошадка нас сильно напугала. Ночью спим в палатке, вдруг полог раздвигается и всовывается лошадиная голова, а в темноте-то ничего не понять, можно подумать, что какое-то чудище лезет. Впрямь какая-то нечистая сила. Удалось всё-таки лошадке у нас стащить буханку хлеба.
Камское водохранилище огромное. Затопило большую лесную территорию. И стоят эти мёртвые деревья в воде с голыми, корявыми ветвями, словно великаны со скрюченными руками, как в какой-то страшной сказке. Подплывать к ним опасно. Много коряг, топляка, наскочишь, лодку продырявишь, как потом назад выбираться будешь. Вот такая она Кама интересная.
Но древние люди не знали об этом и порешили, так как оно есть сейчас. Волга – самая крупная река Европы, а Ока и Кама её притоки. И название у Волки постоянно меняли. В античные времена, древний грек Геродот в пятом веке до нашей эры называл Волгу Оар. Исследователи полагают, что это скифское или иранское название. Древние римляне в первые века нашей эры Клавдий Птолемей, Аммиан Марцеллин писали о большой реке на Севере Ра. Современные учёные говорят, что это связано с индоевропейским словом «ранха» - вода. В средние века Волгу, особенно в среднем и нижнем течении именовали Итиль. У тюркских народов «итиль» - вода. А византийцы называли Волгу Атель. У разных народов были свои вариации: Идель, Этель. В народных преданиях древние руссы, а потом и казаки, вплоть до XVI века, называли Волгу Ру. Есть предание, что «Ру» - это сокращённое слово от «Русь».
Кроме того учёные считали, что древняя Волга текла по огромному, глубокому каньону, как сейчас в Северной Америке река Колорадо протекает по Колорадскому каньону. За миллионы лет берега пообтесались, стали более пологими. Но и сейчас, кто приезжает к нам на Волгу, удивляются нашим крутым берегам.
Впадает Волга в Каспийское море. В древности Каспийское море начиналось у современного города Саратова. Вот сколько песка нанесла Волга за такое количество лет. Как говорят те же учёные, Волга может со временем засыпать Каспийское море полностью.
Там, где я живу, Вога ещё является границей природных зон. На правой стороне - зона смешанных лесов, на левой – зона тайги. Как нас учили в школе на уроках географии, чтобы определить какой берег левый, какой правый, надо встать по течению реки и посмотреть.
Помню, когда был ещё мальчишкой, у нас во дворе жил охотник дядя Миша. Летом он с мужиками, а мужики брали нас, с родительского разрешения конечно, ездили за Волгу на несколько дней за грибами и за ягодами. Вот действительно, где настоящие непролазные леса. Там дерево на дереве растёт. Мохнатые ёлки своими колючими лапами переплетаются, и никого в своё лесное царство не пускаю. Мы сначала плыли вниз по Волге на пароходике, потом по узкоколейке вглубь леса, на северо-восток вдаль от реки на лесозаготовки. Ночевали то в сторожке лесника, то в станционном домике. Было настоящее приключение. А дядя Миша нам рассказывал и показывал; вот медведь валялся, траву примял, и клочья шерсти оставил. Вот следы лосихи с лосёнком, а рядом волчьи следы. Преследовал серый свою добычу. Видели гадюк серых с чёрным узором на спине, и полностью чёрных гадов. По ночам летали козодои, похожие издали на хищных ястребов. У козодоев широкая, лягушачья пасть. Они её разевают и заглатывают мошкару. Крестьяне верили, что козодои по ночам высасывают у коз молоко. Отсюда и название этих птиц.
Всё вокруг было интересно и необычно. Такие приключения запоминаются на всю жизнь.
Раньше Волга была намного уже, течение быстрее. Родители мне рассказывали, что когда были молодыми, Волгу переплывали, но приходилось бороться с течением. А потом настроили плотин ГЭС и Волга стала заболачиваться. Летом вода цветёт и становится зелёной. Особенно хорошо видно с самолёта, когда летишь вдоль Волги от Саратова до Волгограда и видишь, в какое огромное болото превратилась Волга.
Приходилось плавать на теплоходе до Нижнего Новгорода по Горьковскому водохранилищу, словно по морю. Теплоход идёт по центру водохранилища. С обеих сторон берега невидно, и огромный теплоход покачивает на волнах.
Не бережёт человек Волгу, всеми способами её уничтожает. Лидеры нашего государства в семидесятые года прошлого века надумали на левом берегу Волги устроить ядерный взрыв. Что и было сделано. Среди местного населения начался повальный мор от рака. В перестроечные годы об этом много писали, устраивали TV-передачи.
Приходилось мне бывать близко к тем местам. Тогда меня поразило то, что вокруг буйно растёт лес, но совершенно не слышно и не видно птиц. Прямо как в доисторическом лесу (по описанию фантастов). Аж жутко становится. Просто какая-то ирреальность. Не знаю, как сейчас, может быть и изменилось что-то, давно в тех краях не бывал.
Но я всё равно люблю свою Волгу. Нас не станет, а Волга будет всё нести свои воды в Каспийское море. И когда-нибудь человечество станет более разумно относится к такому сокровищу, которое ему дала природа, это красавица-Волга.
А на Волге действительно есть, что посмотреть. Как-то говорю своим сыновьям: «Хватит дома валяться. Заводите машину, берите внука, поехали по старинным усадьбам». Вот мы и совершили чудесное путешествие. Побывали и на левом берегу, и на правом. Умели наши дворяне и купцы выбирать красивые места для своих имений. Одни имения сегодня восстанавливаются в качестве туристических и санаторно-курортных центров, другие от бесхозности превратились в развалины. Однако всё равно красота неимоверная. Мой младший сын всё восхищался, что ни какой заграницы не надо, просто чудо.
Вот такая моя Волга, сколько смотрю на неё, не могу насмотреться. И ни на что свою Волгу не променяю.
Свидетельство о публикации №225062401678