Николай Веревкин ни строки, ни портрета

Вероятно, сегодня исполнилось бы 225 лет со дня рождения Николая Федоровича Веревкина. Во всяком случае - так указывают косвенные источники.
Почему косвенные?
Да потому, что прямых почти не осталось. Как не осталось ничего и от памяти об этом замечательном поэте...
А в двадцатых-трридцатых годах 19-го века это имя было на слуху у всей читающей России. Оно гремело, затмевая имя Лермонтова. Кавказские полки русской армии , раскачиваясь в седлах, пели песню Веревкина, которую Лермонтов позже вложил вя уста Казбича.

"Плачьте красавицы горных аулов,
Правьте поминки по нас,
Вслед за последней верною пулей
Мы покидаем Кавказ,

А служил Николай Веревкин на Кавказе в одном полку с Лермонтовым Только Лермонтов был офицером, а Веревкин - унтер-офицером. Потому что...
...потому что гордый был. Его били - а он не гнулся.Влююбился в генераль скую дочку - разжаловали в унтеры . Он и тут труса не праздновал. Был душой компании, и никогда не жаловася, Хотя полковники знали, что происходит Веревкин из дворянской семьи, сын поручика. Что за вольнодумство сидел в узилище, что сослан по собственной в Действующую армию, и что по начальству велено задерживать ему награды за храбрость.
Особой волей было следить за Веревкиным, чтобы генеральская дочка к нему не ездила.
Словом, был у поэта повод написать стихотворение "Черный ворон". Песня прогремела, её даже Чапаев , спустя сто лет, в кино пел.
А однополчане горланили, выступив в кавалерийский поход:

"Конь не изменит, конь не обманет,
Конь и от ветра в степи не отстанет,
Золотом купишь четыре жены -
Конь вороной не имеет цены"

К слову - о жене. Генеральская дочка сбежала от родительской опеки и пряталась у казаков станицы Гундоровская. Оттуда несколько раз пыталась прорваться в расположеение, где служил Николай, и с пятого раза ей это удалось.Хотя наушники доносили, что её выкрала из под охраны наша троица поэтов.
Не доследили полковники. Унтер-офицер Веревкин и генеральская дочка венчались ночью, в маленькой церки крепости Петров Пост. Свидетелями у молодых были Лермонтов и Мартынов.
Утром им отроим и обломили. Но было уже поздно - брак на небесах совершился. Тут уж и полковники и генерал были бессильны,
Однако прощенная молодая жена отправилась в столицу, под генеральское крыло, а молодой муж вернулся к службе,
Кавказ горел.
И вновь казачьи сотни и армейские эскароны шли, распевая песню Веревкина :

"Любо братцы,,любо, любо братцы жить,
С нашим атаманом не прииходится тужить",

За героизм в битве при Валерике сами полковники написали представление в Главный Штаб о возвращении Веревкину офицерского звания,
Но зловредный тесть похерил это представление. И тут, как черт из коробки, вывернулся горский княжеский отпрыск, и сказал сальность о Веревкине и его жене.
Ну, понятно, дуэль. Полковники были пртив. Веревкин - не офицер, с князем ему стреляться не по чину. Тогда княжича, за обиду друга, вызвал на поединок Лермонтов. Стрелялись, но оба промазали.
Гонористый княжич считал себя уязвленнм. Уже он потребовал от Веревкина сатисфакции. И опять вмешались полковники. - не разрешили дуэли. И сразу князя вызвал Матынов.
Тоже стрелялись и тоже мимо.
И тут княжич исчез. То ли дезерртировал, то ли погиб.
В эти дни в полк пришла весть о смерти Пушкина. Это сразу погасило обиды. Веревкин, как и Лермонтов, отозвался на его убийство стихами. Лермонтов послал "На смерть поэта" друзьям в столицу, Веревкин своё стихотворние читал однополчанам.
Стихотворение отобрали, Веревкина посадили под караул. Ночью горцы караул вырезали, а Веревкна выкрали. Через три дня его тело подбросили в полк с запиской о том, что он убит на дуэли с тем же обиженным княжичем,
Перед полковниками встал вопрос. Если Вервкин просто погиб - его надо отпеть по православному образцу. Если погиб на дуэли - это приравнивалось к самоубийству. Таких не отпевали,
Тело заморозили - запросили мнение тестя - генерала. Тесть прислал пакет за сургучом: отпевайте. Ждать приезда жены не стали - похоронили в Пятигорске. Когда опускали гроб , мимо прогарцевал эскадрон Нижегородского полка с песней, сочиненной покойным:

"Здесь не цевница к ночному покою,
Нас убаюкает гром;
Очи не милая черной косою –
Ворон закроет крылом!"

... Веревкин не написал ни одной книги. Его стихи расходились в рукописях, и нынче их, видимо, вообще не осталось. Да и сведений о самом Николае Вевекине почти нет. А то, что есть - часто противоречит себе же. Теперь иногда пишут, что Веревкин был секундантом Лермонова.
Спорить не буду. Этот очерк я написал на основе лишь тех сведений, которые нашел сам. Вполне возможно, что в чем-то я не точен.
Одно знаю верно: в лице Николая Веревкина Россия потеряла поэта лермантовского накала и пушкинской глубины.
Не первого и не последнего
...
Николай Верёвкин
ПЕСНЯ НА СБОР ВОЙСК

Не горы, горы полуночной,
Ветер по полю бежит;
Не летят, летят соколики
Из-под кустиков ракит;
Нет! сойдясь близ Ковны-города,
Как румяная заря
Ярко светятся солдатушки
Православного царя.
Что вы, что вы, добры молодцы?
Собрались опять в поход?
Уж не слышно ль снова за морем
Мятежей и непогод?
Уж не снова ль штуку выкинул
Окаянный басурман?
Уж не вновь ли взволновалися
Аль земля, аль океан?
Нет! не с тем сюда мы собраны,
Чтоб идти на басурман.
Нет! покорны нам, ребятушки,
И земля и океан!
Мы за тем под Ковной собраны,
Чтобы встретить молодца,
Государя Императора,
Красно-солнышко, отца!
Чтоб, сказав ему, державному,
Как он пламенно любим, -
Доказать его величеству,
>Отличившись перед ним, -
Что наш корпус, в битвах опытный,
Верный долгу своему,
Первый будучи по нумеру
Будет первым по всему!


Рецензии