Лебединое озеро в новой хореографии В. Васильева

ОЗЕРО НЕРАЗДЕЛЁННОЙ ЛЮБВИ
«Лебединое озеро» в новой хореографии Народного артиста СССР Владимира Васильева


Балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского – балет балетов. Это название знают даже люди, никогда не бывавшие на балетных спектаклях. В мире нет ни одного значимого театра оперы и балета или известной балетной труппы, где бы не шло «Лебединое озеро». Этот лучший балет Чайковского стал символом классического балета.

Самой удачной и впечатляющей считается постановка Кировского (сейчас – Мариинского) театра в версии Мариуса Петипа и Льва Иванова и редакции Константина Сергеева, сделанной им в 1950 году. Именно эта версия в советские послевоенные годы завоевала весь мир, а «Киров-балет», как тогда на Западе называли труппу театра, считалась лучшей балетной труппой мира. Эта постановка и сейчас остаётся в репертуаре Мариинского театра, правда, с некоторыми изменениями, несколько приглушившими, к сожалению, её бриллиантовый блеск.

Но время идёт вперёд, и новые балетмейстеры ставят «Лебединое озеро» по-своему, кто – оставляя основу Петипа и Иванова, а кто переиначивает всё по принципу «мы наш, мы новый мир построим».

В этом году исполнилось 150 лет с того момента, когда Большой театр заказал Петру Ильичу Чайковскому написать этот балет, а знаменитому советскому и российскому танцовщику, Народному артисту СССР, в прошлом – премьеру Большого театра Владимиру Викторовичу Васильеву исполнилось 85. Свой солидный юбилей Владимир Васильев отпраздновал в Казани, в Татарском государственном академическом театре оперы и балета им. Мусы Джалиля, поставив там «Лебединое озеро» в своей хореографии, по своему либретто и даже в своей сценографии. Это уже третья постановка Васильева в Татарском театре. Первая состоялась в 2015 году - ораториально-балетный спектакль «Dona Nobis Pacem» («Даруй нам мир») на музыку Мессы си-минор Баха, вторая – «И воссияет вечный свет» на музыку «Реквиема» Моцарта с участием хора и балета – в 2020 году. Но Бог, как говорится, Троицу любит. И вот – знакомьтесь:  «Лебединое озеро»-2025.

Среди создателей этого спектакля, помимо В.В. Васильева, в афише значатся ассистенты хореографа-постановщика премьер Татарской труппы Михаил Тимаев и прима-балерина Аманда Гомес. Забегая вперед, скажу, что эти артисты прекрасно исполнили главные партии в первом премьерном спектакле – Принца Зигфрида и Одетту-Одиллию. Другие соавторы постановки – ассистент художника-постановщика по компьютерной графике Эрик Исламов, художник по костюмам – Татьяна Кондрычина, художник по свету – Сергей Шевченко, музыкальный руководитель постановки и дирижёр – Андрей Аниханов.

Либретто Владимира Васильева несколько отличается от привычного. Так, в его спектакле отсутствует Шут. Роль Шута, правда, сильно расширенную, принял на себя друг Принца Зигфрида Бенно (премьер Татарской труппы Олег Ивенко). Это такой парень-весельчак и, как сказали бы в драматическом спектакле, балагур), он почти всё время с Принцем и с ещё двумя друзьями – (Салават Булатов, Наиль Салеев) – ну, прямо не разлей вода. В партии Бенно много прыжков и вращений, которые Олег Ивенко выполнял с феноменальным совершенством.

У злого колдуна Ротбарта (в версии Васильева) – задача не выдать свою дочь Одиллию за Принца, а вызвать ответную любовь заколдованной им и превращённой в белого лебедя Принцессы Одетты, в которую он не на шутку влюблен. У Ротбарта в новой постановке очень большая партия, наполненная и новой хореографией, и сильными эмоциями, доходящими до страдания. Особенно впечатляет этот персонаж в исполнении другого премьера Татарского театра Ильнура Гайфуллина. Ильнур, мало того, что танцует с изумительной выразительностью, поражая тонкими нюансами пластики, летящими прыжками, точностью и чистотой жестов и поз, он ещё и проживает свою роль как лучшие драматические артисты, его персонажу сочувствуешь всей душой – ну, что может по боли сравниться с неразделенной любовью такой силы? Если в постановке Петипа-Иванова-Сергеева Принц Зигфрид в битве с Ротбартом заламывает ему крыло, и это оказывается достаточным для одержания победы над ним, то у Васильева Принц стреляет из арбалета по Ротбарту, превратившегося в чёрного коршуна, и убивает его. Данная сцена интересно поставлена у Васильева: на видео мы наблюдаем, как Ротбарт-коршун летит по небу, удаляясь от Принца, и вдруг после выстрела Принца с неба падает на землю чёрный плащ Ротбарта. Соперник повержен. Одетта спасена. Любовь торжествует. Но мне почему-то жаль Ротбарта – невозможно не отдать должное силе и искренности его чувства. (Здесь хочется заметить: торжествует взаимная любовь, потому что сила любви Ротбарта, исходя из того, что нам представил Ильнур Гайфуллин, у которого потрясающе всё: каждый жест, каждый шаг, каждый взгляд, превосходила силу любви Принца). Если Ротбарт Гайфуллина разрывал своё сердце и сердца зрителей снедающей его безответной любовью, то Ротбарт Вагнера Карвальо, еще одного премьера Татарской труппы, танцовщика исключительно техничного, элегантного и благородного, справлялся со своим чувством более сдержанно.

У Васильева первое действие – празднование совершеннолетия Принца – происходит не в кругу его друзей, как привыкло видеть большинство зрителей, а на площади, где собралась огромная толпа крестьян в красивых костюмах с детьми всех возрастов. Увидев Принца, все радуются и массово танцуют вальс, в том числе дети (учащиеся Казанского хореографического училища). Сцена яркая, весёлая, но какая-то уж слишком сахарно-сказочная. И вальс всё-таки не крестьянский танец.

Танец больших лебедей Владимир Васильев исключил из своей постановки, но танец маленьких лебедей, без которого невозможно представить себе «Лебединое озеро», оставил (Анна Альтергот, Дина Набиуллина, Лана Халимова, Екатериан Федотова).

Сцену с чёрным лебедем Одиллией, дочерью Ротбарта, которую колдун хотел выдать за Принца, великолепно исполнили примы-балерины Татарского театра Аманда Гомес и Кристина Андреева-Захарова. На балу в замке красавица Одиллия, как две капли воды похожая на Одетту, не даёт Принцу опомниться – она манит, чарует, обольщает. И Принц поддаётся её чарам и клянётся ей в любви, принимая чаровницу за Одетту. И тут – гром и молния! – Одиллия у всех на глазах принимает свой истинный облик – уродливой каракатицы в чёрном, у которой и танец – прижатый к полу, изломанный и зловещий, как если бы Фея Карабос из «Спящей красавицы» превратилась в паука-каракурта. В маленькой партии дочери Ротбарта в её истинном обличье сотворили шедевр Александра Елагина и Каролина Заборне.

На балу во дворце испанский, неаполитанский и венгерский танец темпераментно и задорно исполнили невесты Принца (Лада Старкова, Диана Зарипова, Нина Семина, Ольга Алексеева и Дина Набиуллина) и кавалеры (Антон Полодюк, Алексей Помыткин, Амир Гильфанов, Аскар Самигуллин и Александр Ахметзянов). А вот русской невесты не было. Под музыку танца Русской невесты в другой сцене исполняла лебединую вариацию Одетта.

Если костюмы Татьяны Кондрычиной соответствовали содержанию спектакля и образам действующих лиц, то сценография Владимира Васильева была весьма своеобразной. В первом акте на заднике виднелась часть замка на фоне гор и деревьев и маленький «кусочек» водной глади, изображенные в импрессионистской манере, а рама сцены была словно оклеена высушенными и спрессованными чёрными водорослями. Зал в замке выписан крупными оранжевыми «малярными» мазками на белом фоне. В сцене бури на чёрно-сине-сером заднике шёл видео-снег, но видневшийся «уголок» водоёма оказался не замерзшим. И вообще, откуда зима, если только что было лето, а действие спектакля исчисляется несколькими днями?

Внимание зрителей неизбежно перетягивали на себя первоклассные примы, премьеры, солисты и вышколенный до совершенства кордебалет Татарского театра, оставляя особенности сценографии на периферии зрительского восприятия.

Новое «Лебединое озеро» Татарского театра уже было показано на сцене Большого театра, открывало недавно завершившийся XXXVIII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева и в сентябре откроет в Татарском театре новый сезон. Однако в репертуаре этого театра остаётся и прежняя, более привычная постановка «Лебединого озера». Так что выбор – за публикой.


Рецензии