Боярский род Квашниных Рубцов

ИСТОЧНИК: «Российская родословная книга», автор П.В. Долгорукий, 1854-1857, ГПИБ, часть 4, глава 5: Фамилии дворянские, внесенные в Бархатную книгу (основа Государев родословец, 1686г), стр.119-123;

«Нестер Рябец из земли южно-галицкой (Литва), где упоминается в 1282г в числе бояр короля галицкого Льва Даниловича. Сын его, Родион Нестерович, в 1332г по приглашению великого князя Ивана Даниловича прибыл в Москву вместе с княжатами, детьми боярскими, слугами, дружиной числом 1700 человек (это по семейной легенде, а фактически раз в 10 завышено). Великий князь принял его с радостью и честью, дал ему боярство и даже старшинство среди бояр, пожаловав ему «на приезд» «село во область круг реки Восходни на 15 верстах», и «в вотчину пол Волока Ламского, а другая бысть половина новгородская», знаменитый воин, боярин при великом князе Иоанне Даниловиче Калите, а его внук Иван Родионович, воин столь же знаменитый как и его отец, находился боярином при великом князе Димитрии Донском «вернейший паче всех», предводительствовал костромским полком в день битвы Куликовской, умер в 1390г «...и положен бысть у святого Спаса в монастыри, иже на Въсходне».

У Ивана Родионова по прозвищу «квашня» за рыхлость тела, родоначальника бояр Квашниных и Тушиных, было 3 сына (рождены во 2-й половине XIV в.): Дмитрий, Илья и Василий «туша», родоначальник Тушиных. В письме хана Едигея к великому князю Василию Дмитриевичу Илья Иванович Квашнин причисляется к старшим боярам, которые имели «хорошую думу» к Орде, в противоположность молодым боярам, которые дают великому князю дурные советы и не желают мирных отношений с Ордой. Сын Ильи Ивановича Василий - родоначальник Рубцов.

89 чел. муж. п.             Статистика рода КВАШНИНЫХ РУБЦОВ:
  1 1колено         рожден в XIV в. (№7)                Василий Ильич РУБЕЦ; (его 4 брата: Иван, Петр, Михайло, Григорий);
  7 2колено       конец XIV нач XV в. (№20-26)   Никифор, Илья, Иван, Федор, Василий(б/д), Михайло и Александр Вас.;
17 3колено               1-я пол. XV в.  (№35-38)     Иван(б/д), Василий басалай(б/д), Лихач(б/д) и Григорий Никифоровичи;
                (№39-41)    Петр поярок, Яков(б/д) и Андрей Ильичи(№21);
                (№42-44)    Василий мешок, Родион и Дурный или Рудный Ивановичи;
                (№45)          Чулок Федорович (б/детн), казнен;
                (№46-47)    Иван(б/д) и Борис(б/д) Михайловичи;
                (№48-51)    Иван большой, Андрей, ум1559г, Семен(б/д) и Иван меньшой(б/д) Александровичи;
  5 4колено        конец XV нач XVI в. (№55-59)    Степан Григорьевич (№38) б/детн; Иван Петрович, казнен; 
                Василий Андреевич (№41); Андрей Иванович (№48); Иван Андреевич (№49), ум ок1550г;
  8 5колено               середина XVI в.  (№65-72)    Иван Иванович (№56), Михайло и Петр Васильевичи(№57); 
                Александр Андреевич; Иван, Григорий, Аталык и Ждан Ивановичи;
12 6колено                2-я пол. XVI в. (№80-91)    Клементий-Ждан, Андриан и Иван Ивановичи (№65), Елизарий и
                Петр (б/д) Михайловичи(№66); Севастьян Григорьев; Иван Аталыкович; Андрей Жданович;
19 7колено          кон XVI нач XVII в. (№100-118)    Мелентий Клементьевич; Матвей Андрианович; Иван Иванович (№82);
                Кузьма (б/д),Петр(б/д),Федор(б/д),Яков ст,Яков мл(б/д),Авраам(б/д),Василий Елизаровичи;
                Федор, Матвей(б/д) и Григорий Андреевичи(№86); Игнатий(б/д) и Иван Григорьевичи(№87);
                Исаакий, Фаддей и Софроний Севастьяновичи; Яков Андреевич (№91) б/детн;
17 8колено            1-я пол. XVII в. (№130-146)    Михайло Мелентьевич(б/д); Алексей, Савелий, Мелентий и Артемий   
                Матвеевичи; Иван и Ждан Ивановичи(№102); Василий(б/д), Андрей, Федор и Иван Яковлевичи(№106);
                Гавриил-Богдан Федорович; Федор и Алексей Григорьевичи; Юрий Иванович(№114);
                Агафон и Сила (б/детн) Софроновичи;
  3 9колено         2-я пол. XVII в. (№155-157)    Иван и Борис Алексеевичи (№131); Алексей Агафонович.

К концу XVII века род угас, не оставив мужского потомства.

Потомки Василия Ильича РУБЦА, получившие известность по государственной службе:
4й сын Федор Васильевич (№23) был воеводой в Иван-городе в 1502г и потом в 1515г;
7й сын Александр Васильевич (№26) - боярин новгородского владыки Макария, ставшего митрополитом;
-внук Василий Никифорович басалай (№36) ездил послом в Крым в 1537г, потом находился воеводою в походах: шведском 1549г и полоцком 1551г;
-внук Василий Иванович мешок (№42) был воеводою в литовских походах 1535 и 1536гг;
-внук Андрей Александрович (№49) был окольничим при царе Иване IV Грозном; В середине XVI в. находятся сведения о его поместье в Тверском уезде, несмотря на его высокий чин, не было подмосковной вотчины, чем объясняется факт, что в 1532г он воспользовался случаем и купил участок в родовой вотчине на р. Всходне, скрывая свои родственные связи, у лиц, ставших потерпевшими от разбойных действий прежних владельцев. В конце 1548г царь Иван послал его к митрополиту Макарию с приглашением на совещание о походе на Казань. В 1556г упоминается в чине окольничего и дмитровского дворецкого. В 1559г «в глубокой старости», пожалован, отставлен от службы и отпущен постричься в Кириллове Белозерском монастыре».
-правнуки Василия Ильича и внуки Андрея Александровича Аталык Иванович (№71) был в 1578 и 1579гг осадным воеводою в Кореле; брат его Ждан Иванович был воеводою в лифляндском походе 1575г.

Как пишет С.Б. Веселовский в «Монографии боярских родов. Древнейшие боярские семьи. Квашнин», 1938г:
«...в XIV—XVI вв. у Квашниных была большая вотчина на р. Всходне под Москвой, но в общем они были малоземельным родом из-за большого числа наследников, этим объясняется что в XV в. они утратили положение в боярской среде. В XV в. находим у Квашниных вотчины в Рузе и в Московском уезде кроме вотчины на Всходне, но все это небольшие владения, которые так же легко приобретались, как и уходили.
Квашнины подверглись опале всем родом и сильно пострадали от казней царя Ивана IV Грозного, были убиты в походах и вымерли без потомства или продолжали существовать в низших слоях провинциального служилого люда. За подозрение в предательстве пожалованные государем вотчины у них отбирались».

ВЫВОДЫ:
Род Квашниных очень старый, «пришлый» в первой половине ХIV века с запада или юго-запада, но не великорусский. Из надежных источников знаем, что во второй половине XV и даже в XVI в.в. (до опричного разгрома боярства, длившегося 10-12 лет наиболее интенсивного террора) бояре, измельчавшие по сравнению с удельными князьями XIII—XIV в.в., выходили в походы со своими родичами и с десятками слуг и послужильцев.

От боярина Ильи Ивановича пошли самые значительные в служебном отношении потомки. Андрей Александрович, единственный из Квашниных, кто был в боярской думе великого князя (1548г).  От второго сына Ильи, Василия Ильича Рубца, пошли Квашнины, которые писались ИНОГДА Рубцовыми.

Наблюдая землевладение древнейших великорусских родов, видим, что их сила и историческая значительность основывались на многочисленных вотчинах, разбросанных во многих уездах и приобретенных очень рано. Представители этих родов имели вотчины под Москвой и в уездах Московского княжения, но все это небольшие вотчины, ценные своей близостью к Москве и полученные их владельцами в награду за усердное служение, а большие вотчины старых русских родов видим в Костроме и Галиче, в Переяславле, Юрьеве, Владимире, в Бежецке, Ростове, Угличе и на Белоозере. Именно Андрей Александрович своим вкладом Кириллову монастырю внес разложение в среду родичей и предрешил ликвидацию родовой вотчины, руководствуясь личными интересами и пользуясь отживающими нормами родового права, то нарушая их, то прибегая к их судебной защите, смотря по своим личным нуждам и соображениям.

Род КВАШНИНЫХ дал 157 представителей мужского пола, но разделился на десяток ветвей недружных друг к другу и легко менявших родовую фамилию. Так появились семьи с «новыми»   фамилиями: Тушины, Фомины, Дудины, Самарины, Розладины, Попадьины, Малец, Невежины, Злобины. Некоторые из них угасли еще в XVI в., другие существовали еще в XVIII в., но выше чина дворянина московского по службе не поднимались. При составлении Бархатной книги «поколению своему росписи к сей родословной книге не подавались».


Рецензии