За последние 30 лет зафиксировано меньше 300
Друзья!
Из Сети
"Всем привет! Много ли вы знаете об акулах? Наверняка все смотрели фильм
"Челюсти", ну или еще какой про этих хищных рыбок. Наверняка, у большинства
сложилось четкое мнение о том, что акулы – это безжалостные людоеды,
которым только дай кусочек человека откусить. С порога вас разочарую, потому
что это абсолютно не так. Но обо всем по порядку.
О чем речь и где живут?
Начну с того, что акул в мире великое множество, и рассказать про всех у меня
не хватит никакого времени, поэтому я расскажу о самой популярной в
мировой поп-культуре акуле – о Большой белой акуле. У белой акулы есть еще
много названий: кархародон, акула-людоед и т.д. Белая акула относится к виду
хрящевых рыб из семейства сельдевых акул (так что можете ласково называть
ее селедочкой).
Обитает белая акула по всему миру, кроме Северного Ледовитого океана и
является самой крупной хищной рыбой на планете. Для справки: самая крупная
белая акула, выловленная и измеренная, составляла в длину 6, 4 м, а весила
почти 3 400 кг (есть информация, что ловили акул даже 8 м длиной, но
документально нигде не зафиксировали, а, значит, не было). В среднем белые
акулы достигают в длину около 4.5-4.9 м, а вес в среднем составляет порядка 1200 кг. Живут эти рыбки около 70 лет, а на нашей планете они живут уже
больше 15 миллионов лет, практически не претерпев никаких изменений, а уж
их предки (тоже акулы) вообще старше динозавров (450 млн. лет плюс-минус
несколько миллионов, но это уже мелочи).
Белые акулы предпочитают плавать в водах с умеренной температурой 12-24
градуса Цельсия, как правило ближе к поверхности. Но это касается мелких
особей. Крупные акулы встречаются и в более холодных водах, и в более
теплых, они вообще довольно термоупорные, а еще акулы в состоянии
выдерживать нешуточное давление, это подтверждается тем, что больших
белых встречали на глубинах до 1300 м (человека бы смяло как тряпочку на
такой глубине).
Обычно акулы курсируют вокруг островов и рифов, где водится их основная
добыча, но периодически совершают больше путешествия через весь океан. Их
путешествия могут длиться до года, а расстояние, которое преодолевают акулы
в процессе миграции, может достигать 20 000 км. Ученые так до конца и не
поняли цели этих миграций, возможно это связано с тем, что акулы меняют
кормовые зоны, возможно с размножением, но одно известно точно, что
изолированных популяций у белых акул нет и они постоянно смешиваются
между собой.
Вообще, акулы очень крутые, иначе бы они столько не прожили на нашей
Земле, да еще и не претерпев каких-либо серьёзных изменений, а, значит, кто-
то выиграл эволюционный джек-пот.
Спина и бока у акулы серые с синевой, а брюхо белое, но в
океане такой внешний вид является прекрасным камуфляжем, который легко
скрывает акулу от ее будущих жертв. Если смотреть на рыбу сверху, то она
просто растворяется в толще воды, если снизу, то она сливается с белизной
неба, а сбоку силуэт акулы просто распадается, и издалека непонятно какой
именно объект движется в воде.
Белая акула имеет довольно плотное, можно сказать, компактное телосложение,
и сигарообразную форму тела с большой конической головой. Челюсть у нее
представлена в виде широкой дуги, а во рту имеется три ряда острых зубов,
каждый из которых имеет в длину в среднем по 5 см. Зубы у акулы зазубрены,
как огромная и жуткая пила, поэтому акулы могут с легкостью отрывать
(отпиливать) куски добычи, если не в состоянии ее проглотить: акула начинает
резко мотать головой из стороны в сторону, тем самым отпиливая кусок мяса.
Прямо как Техасская резня бензопилой, только зубами (кстати, вы знаете, что на
самом деле невозможно бензопилой отпилить человеку конечность, поскольку
куски одежды или кожи моментально забьют и заклинят цепь, так что человек
максимум получит незначительную рану. Проще забить человека бензопилой,
чем перепилить его). Сила укуса крупной белой акулы составляет около 15000-
18000 Н (для сравнения, у человека около 1400Н). Завершает устрашающий
внешний вид этой рыбки знаменитый треугольный спинной плавник (который
только ленивый не вставлял в фильмы ужасов про море).
У белой акулы есть очень необычный орган чувств, который называется ампулы
Лоренцини. Это хитрое устройство чем-то похоже на боковую линию у других
рыб, только в разы круче. При помощи этих органов акула может улавливать
электромагнитное поле, которое создается живыми существами в процессе их
жизнедеятельности. Акула даже может уловить сердцебиение своей жертвы,
если она находится достаточно близко к добыче (так что никому не спастись от
белой акулы, особенно, если у вас мощное магнитное поле, ну или вы робот).
Еще акулы часто могут выставлять голову над водой, вероятно для того чтобы
уловить запахи, которые в воздухе распространяются в разы быстрее чем в
воде.
Еще из интересного про белую. Эта акула может искусственно повышать
температуру своего тела, чтобы увеличивать свою скорость, поскольку
некоторая добыча бывает очень шустрой. Вообще, все рыбы хладнокровные,
если кто-то был не в курсе, но белая акула разработала специальную систему
для подогрева крови за счет переплетения вен, артерий и капилляров по бокам
туловища. Артериальная кровь нагревается за счет уже разогретой мышцами
венозной крови, что может увеличивать температуру в определенных частях
рыбы до 15 градусов Цельсия. Белая акула может разгоняться почти до 60 км/ч
(что быстрее, чем некоторые ездят на машине).
Кстати о крови. Она у белой акулы еще и высокотоксичная. В ней содержатся
такие высокие концентрации мышьяка и ртути, что любое другое существо на
нашей планете давно бы уже откинуло копыта (ну или что у них там
откидывается). Короче говоря, кровь у белой акулы просто смертельная, но
самой акуле это вообще не мешает. Можно считать, что это своего рода
защитный механизм, однако белой акуле практически не от кого защищаться, да
еще и таким экстравагантным способом.
Казалось бы, что акул изучают давно и плотно, но тем не менее их социальная
структура и особенности поведения все еще до конца не изучены. Известно, что
акулы плавают группами, в которых есть четкая иерархия: самки доминируют
над самцами, крупные особи доминируют над мелкими, а новичков в стае не
уважают все (Кто отхр*начил полгода, тот «молодой», он шестерит «черпаку» —
это который в стае год. «Черпак» ходит под «дедом», он разменял полтора. Он
уважает дембеля. В стае вы «духи» бесплотные, «духов» чмырят все. (С) ДМБ.
Простите, не удержался). В отличии от других животных, акулы обычно решают
свои проблемы без применения силы, а только лишь за счет демонстративного
поведения, хотя бывает, что на шкуре у акул замечали следы от зубов их
сородичей, но это скорее исключение из правил, когда кто-то совсем сильно
зарывается.
В плане опасности, для белых акул в природе нет естественных врагов,
поскольку они стоят на вершине пищевой цепочки. Однако встречаются редкие
случаи нападения косаток на небольших белых акул, так что белые относятся к
косаткам с некоторой осторожностью. Крупная косатка в состоянии
перевернуть белую акулу, вызвав тем самым тоническую неподвижность, а
поскольку акулам физически необходимо двигаться чтобы дышать, то акула,
перевернутая кверху брюхом, просто задыхается (серьезно, если акула зависнет
на месте, то умрет от асфиксии). Также встречались разовые случаи нападения
на акул гребневых крокодилов у берегов Северной Австралии, но это все скорее
исключение из правил.
Что же касается питания самих белых акул, то тут у них полный карт-бланш на
любую добычу, до которой акула способна дотянуться. Они могут питаться
любой рыбой, которая плавает вокруг них, китообразными, различными
ластоногими (тюлени, морские котики, моржи морские львы, морские леопарды
и т.д.), морскими черепахами и даже птицы. В общем, все, что попадает в воду,
становится потенциальной добычей для белой акулы, и только ей выбирать кем
сегодня перекусить. Акулы не брезгуют и падалью, так, например, если акула
набредет на тушу дохлого кита, то с удовольствием ей полакомится, ведь если за
добычей не нужно гоняться, то это даже лучше.
Встречались случаи, когда в желудке акулы находили крокодила, крабов,
несколько сотен сардин, даже двустворчатых моллюсков, а иногда акулы
глотают вообще вещи, которые не могут переварить, но последнее скорее
случайность или любопытство. Хотя у акул достаточно медленный метаболизм и
есть каждый день им совсем не обязательно, а на одной плотной трапезе
средних размеров акула вполне спокойно может коптить небо до двух недель.
По результатам многочисленных исследований ученые выяснили, что диета
белых акул состоит в основном из рыбы, которая не содержит много калорий, в
отличии от морских млекопитающих (выходит, что акулы те еще фитоняшки, и
следят за своим весом).
Как же происходит охота? Она делится у акул на несколько этапов:
обнаружение, идентификация, приближение, нападение и потребление. Причем
акулы очень любознательны и могут кусать любой объект с целью проверить
насколько он съедобен. Акула видит объект и пытается его идентифицировать,
если он непонятно пахнет и выглядит незнакомо, то акула его попробует
укусить, чтобы понять «оно вкусное, оно сочное?. Так что тот факт, что акулы
иногда атакуют дайверов или серферов не означает, что акула жадная до
человеческой крови стремится есть людей, или путает нас с черепахами или
морскими котиками.
Вообще теория о том, что белые акулы – кровожадные людоеды является
раздутым стереотипом. Нам стоит сказать за это спасибо фильмам ужасов и
СМИ, которые создали вокруг этих рыб столько шума. Да, акулы выглядят
устрашающе, они действительно могут убить и съесть человека, и такие случаи
были, но за год акулы нападают на людей не больше 100 раз, а смертельных
исходов среди них меньше 10% (для сравнения, те же слоны и бегемоты каждый
год убиваю 500 человек, хотя они не выглядят так же угрожающе, как белая
акула, и никто не снимает о них фильмов).
При охоте на ластоногих, таких как тюлени, морские котики, морские львы и т.д.
белые акулы пытаются схватить животное поперек туловища и утащить под
воду, ожидая, когда жертва захлебнется и истечет кровью, а после поедают. При
охоте на более крупных ластоногих, таких как морские слоны, акулы стараются
укусить их за задний плавник, чтобы животное истекло кровью. Но лишь
меньше половины таких атак оканчиваются успехом, поскольку много животных
встречаются со шрамами от акульих зубов.
Результаты охоты белых акул на китообразных еще менее эффективны, чем на
ластоногих. Те же дельфины могут сбиваться в стаи и сами гонять одиночную
акулу пиная ее и кусая за плавники, хотя одиночных животных акулы все же
иногда ловят и поедают. С китами статистика еще хуже, и акулы в очень редких
случаях нападают на китов, преимущественно на молодых, да и те обычно
отделываются только шрамами.
Так что можно сделать вывод, что подавляющую часть диеты белых акул
составляют рыба, моллюски, более мелкие акулы. Белым акулам проще с ними
справиться, догнать и проглотить, а с учетом того, что количество такой добычи
в разы больше чем ластоногих и китообразных, то питаться рыбой намного
проще.
О размножении белых акул известно не так много, как о других видах. Это
связано в первую очередь с тем, что самих белых акул на планете живет не так
много. Известно, что белые акулы размножаются путем яйцеживорождения.
Самец оплодотворяет самку и яйца развиваются внутри нее до момента
рождения акулят.
Вынашивание акулят длится около 11 месяцев, на всем протяжении которых
мальки развиваются внутри матери. Они не связаны с ней напрямую, как это
происходит у плацентарных животных, т.е. мать – по большему счету просто
сосуд для яиц, которые в теории могли бы развиваться и во внешней среде, но
шансы на их выживание в таком случае сводились бы к нулю (я совсем упростил
объяснение, конечно же они бы не смогли развиваться без матери). Когда
эмбрионы появляются из яиц мать еще подкармливает их яйцами, которые они
с удовольствием поедают.
У маленьких акулят сразу после вылупления из яиц начинают развиваться
челюсти. У других видов акул наблюдается внутриутробный каннибализм, когда
более крупный акуленок поедает более мелких, находясь в утробе матери, но у
белых акул такое не встречается. По итогам беременности белая акула рожает
до 12 акулят, которые сразу после рождения являются полностью
самостоятельными и могут начинать охотиться. Молодые акулы рождаются
примерно 150 см в длину. Правда до взрослого возраста доживают далеко не
все, поскольку являются легкой добычей для своих же соплеменников.
Как я уже ранее писал, человек не является для белой акулы конечной целью.
Они чаще всего кусают людей просто чтобы понять, что же это такое плавает.
Они с той же периодичностью кусаю буи или другие объекты, которые
попадаются им в воде. Иногда нападения бывают ошибочными в ситуациях с
плохой видимостью, или при других обстоятельствах, ослабляющих восприятие
акул. Человек довольно крупная добыча, и акулы не часто стремятся нападать
на объекты таких размеров.
, а смертельных из них было не более 40. При этом человек обычно
погибал от болевого шока или потери крови, нежели был съеден хищной
рыбиной. Обычно акулы ранят свою добычу, а люди либо сами спасаются от
акул, либо им помогают те, кто оказался рядом.
Бывали редкие случаи, когда акулы нападали и на лодки, и даже
переворачивали их, или выбрасывали с них людей. Но это происходило
вероятнее всего из-за электромагнитных волн, которые исходили от судна, что
путало сенсорную систему акулы, сбивая ее с толку, а не потому что акула
осознанно хотела достать человека.
В отличии от других животных, белые акулы не могут содержаться в неволе.
Вероятно, это связано с ее сенсорными органами. Акула улавливает магнитные
поля от стенок аквариума и начинает биться о его стенки. Многократно
молодых акул пробовали ловить и держать в загонах, но дольше чем полгода
продержать акул не получалось. Рыбы либо не ели, либо вели себя тревожно и
погибали. Так что посмотреть в океанариуме на белую акулу у нас с вами пока
возможности не будет (это вам не золотая рыбка).
Однако, чтобы полюбоваться на этих хищников все же имеется способ. Сейчас
идет настоящий расцвет экотуризма, когда человека погружают в воду в клетке,
а вокруг него плавают акулы. Предварительно в воду кидают куски рыбы или
выливают кровь, чтобы привлечь хищников. Акулы могут учуять кровь на
расстоянии до километра, хотя это происходит далеко не мгновенно, и не всегда
привлекает хищников на таком расстоянии. Однако, эта практика является очень
опасной, поскольку строит у акул четкую ассоциативную связь между
присутствием человека и наличием пищи, что в дальнейшем может увеличить
число нападений этих хищников на людей.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
На текущий момент белая акула считается уязвимым видом и находится под
охраной. Дело в том, что после выхода на экраны фильма «Челюсти» в 1974г. у
людей резко сформировался образ безжалостного и кровожадного хищника,
что привело к необоснованному отстрелу и отлову белых акул, что привело к
резкому сокращению их популяции по всему миру. Где-то они всегда считались
вредительским видом для рыбного промысла, хотя в тех районах акулы
охотились на ластоногих, которые как раз и поедали рыбу, на которую нацелен
промысел. Акулы часто становятся жертвами браконьеров, поскольку на черном
рынке цена за челюсть белой акулы может доходить до 70 000 долларов.
Японцы же вообще считают чуть не все запчасти от акул целебными и готовы
дербанить их на всякие порошки и снадобья".
https://dzen.ru/pikabu
...Други!
Увы, получается, что самый страшный хищниик на Земле это сам ...человек!? Уничтожает ведь и себе подобных...миллионами!
В.Н.
********
ЛЕГЕНДАРНОМУ ФИЛЬМУ «ЧЕЛЮСТИ» - 50
ЛЕТ.
20 июня полувековой юбилей отметили легендарные «Челюсти» - фильм ужасов об акуле-
убийце, который сделал 28-летнего Стивена Спилберга звездой американской режиссуры и
неожиданным реставратором студийной системы Голливуда. Вспоминаем историю создания
триллера, который стал первым в истории «летним блокбастером».
Есть вполне конкретная категория людей, которые особенно любят специфический поджанр кино
- фильмы, в которых люди вступают в схватку с разнообразными животными, враждебно
настроенными к ним. Крокодилы («Капкан»), гигантские змеи («Анаконда»), медведи («Роковой
маршрут»), львы («Призрак и Тьма»), волки («Схватка»), пауки («Паутина страха») и даже
муравьи («Легион огня») - все они доставляют садомазохистское удовольствие любителям таких
картин. Но самые страшные животные в кино, конечно же, акулы - кажется, про них снято
больше всего фильмов. И в первую очередь зубастые рыбы обязаны своим «звездным» статусом,
конечно же, легендарным «Челюстям».
20 июня 1975 года Стивен Спилберг изобрел летний блокбастер. До «Челюстей» такого
термина не существовало - во многом поэтому режиссеру на третьем фильме и было позволено
столь многое. Летом кинотеатры традиционно пустовали - студии не хотели ставить громкие
премьеры на мертвый сезон. Продюсеры Дэвид Браун и Ричард Занук решили рискнуть, сделав
ставку на молодого режиссера, которому была поручена экранизация недавнего бестселлера.
Популярность исходной книги была одной из важных гарантий продюсерского риска. Роман
Питера Бенчли «Челюсти» вышел в феврале 1974-го и 44 недели продержался в списке
бестселлеров The New York Times. Права были куплены студией Universal за немалые 575 тысяч
долларов.
Спилберг к тому моменту снял два полнометражных фильма - «Дуэль» и «Шугарлендский
экспресс». Строго говоря, «Дуэль» была изначально сделана для телевидения, а потом
расширена до кинотеатрального проката. Все остальное - короткометражки и эпизоды сериалов,
среди которых самым известным был легендарный «Коломбо» с Питером Фальком. Спилберг был
не в восторге от этой работы, но признавал, что многому научился на телевидении.
Среди прочего, в глазах Брауна и Занука Стивен очевидно выглядел сговорчивее своих
строптивых коллег из поколения нового Голливуда - например, Мартина Скорсезе и Питера
Богдановича. Спилберг, как и его товарищи Джордж Лукас и Роберт Земекис, тоже (как и
«беспечные ездоки и бешеные быки») хотел делать фильмы про людей и для людей, но не видел
особых проблем в студийных правилах. Вернее, видел возможность перекроить их под себя.
Для начала он поработал с текстом романа Бенчли, избавившись от лишних сюжетных линий.
Впрочем, по нынешним меркам сюжет «Челюстей» все равно выглядит драматургически сложным
на фоне наследников типа франшизы «Мег». Действие разворачивается в течение шести летних
дней - с 29 июня по 5 июля. Жители острова Эмити готовятся к традиционному наплыву туристов
на местные пляжи по случаю Дня независимости 4 июля. Пляжные гулянья - основа экономики
Эмити, которую ставит под угрозу трагическая гибель местной девушки в акульей пасти.
Островной шериф Мартин Броуди (Рой Шайдер) понимает, что не зря всю жизнь боялся воды, и
хочет от греха подальше закрыть местные пляжи. Мэр Ларри Воун (Мюррей Хэмилтон) требует не
поднимать шум и надеется спустить акулью панику на тормозах, тем более что матерый местный
рыболов Квинт (Роберт Шоу) обещает отловить зубастую рыбу за 10 тысяч долларов. Прочие
рыбаки не требуют таких гонораров и выходят в прибрежные воды толпой, надеясь
скомпенсировать недостаток опыта количеством гарпунов.
Их даже ждет что-то похоже на успех - акула поймана и выставлена на всеобщее обозрение.
Однако прибывший на Эмити океанолог Мэтт Хупер (Ричард Дрейфус), сличив оскал пойманной
рыбы и останки жертв, утверждает, что виновница смертей значительно больше. В итоге шхуна
Квинта Orca, названная в честь враждующей в живой природе с акулами косатки, становится
единственной надеждой местного населения. На бой с хищником опытный ветеран Второй
мировой выходит в компании Броуди и Хупера.
По словам продюсеров, если бы они знали, какие проблемы их ждут, «Челюсти» не были бы
запущены в производство.
Оставим за скобками, что Спилберг, как и его герой Броуди, панически боялся воды. Самые
большие сложности возникли с механической акулой, которую необходимо было использовать в
нескольких сценах фильма. Во время первых испытаний она просто утонула. Когда на площадку
зашел друг постановщика Джордж Лукас и шутки ради положил голову в пасть Брюса (имя акула
получила в честь спилберговского юриста), вытаскивать ее пришлось всей съемочной группе.
И наконец, она просто чудовищно выглядела, так что Спилбергу пришлось практически на ходу
переделывать фильм таким образом, чтобы поменьше показывать главный аттракцион. По словам
самого режиссера, из квазияпонского фильма про монстров «Челюсти» превратились в
хичкоковский триллер.
Бюджет в 4,5 миллиона долларов вырос ровно вдвое, а количество съемочных смен - почти
втрое. Вместо заложенных 59 дней Спилберг работал 155. Единственной статьей, на которой
удалось более или менее сэкономить, стали исполнители главных ролей.
По ходу работы режиссер и продюсеры пришли к выводу, что не хотят, чтобы звездные лица
отвлекали зрителя от сюжета - так «Челюсти» остались без Чарлтона Хестона, Джона Войта,
Стива Маккуина и Роберта Редфорда. Все они (и многие другие) либо пробовались на
центральные роли, либо рассматривались авторами на стадии подготовки.
Зато «Челюсти» сделали звездой 43-летнего Роя Шайдера - уже через год он появился в
«Марафонце» в компании Дастина Хоффмана и Лоуренса Оливье. А еще через пару лет он
вынужденно вернулся на остров Эмити в образе шерифа Броуди. Шайдер не горел желанием
участвовать в проекте, от которого отказались Спилберг и Дрейфус (они отправились делать
«Близкие контакты третьей степени»), но был вынужден исполнить условия контракта с
Universal.
Чуть раньше Рой отказался от роли в «Охотнике на оленей» Майкла Чимино, и теперь студия
призвала его к ответу. А вот для Дрейфуса «Челюсти» стали следующим полноценным успехом в
мейнстримном кино после роли в «Американских граффити» у Лукаса. После первого
сотрудничества со Спилбергом карьера артиста пошла в гору и вскоре привела к «Оскару» за
роль в фильме «До свидания, дорогая».
Занятно, что самой стойкой из актерской команды «Челюстей» оказалась исполнительница роли
жены Броди Лоррейн Гэри. Она снялась не только в сиквеле, но и в весьма бесславном трэш-
эпилоге серии «Челюсти 4: Месть»
Несмотря на все проблемы и риски, «Челюсти» стали кассовым феноменом: 260 миллионов
долларов в домашнем прокате и еще 210 миллионов с лишним - в международном. Это был
абсолютный рекорд, который вознес Спилберга к вершинам студийной системы. Отныне
режиссер мог позволить себе практически все, что угодно - например, снять в своем следующем
фильме не только того же Дрейфуса, но и Франсуа Трюффо.
Киноакадемики сдались Спилбергу попозже - после «Списка Шиндлера». Пока же «Челюсти»,
которые невозможно было совсем проигнорировать на «Оскарах», удостоились лишь призов за
звук, музыку и монтаж. Получать награду за саундтрек композитор Джон Уильямс вышел прямо
из-за дирижерского пульта, за которым работал на церемонии.
Что касается монтажа, то Верну Филдс (она до этого работала над «Бумажной луной»
Богдановича и «Американскими граффити» Лукаса) профессиональная публика сначала даже
попыталась назначить виновницей успеха Спилберга. На следующем фильме режиссер
предсказуемо отказался от услуг Филдс, для которой «Челюсти» и вовсе стали последней работой
за монтажным столом. Всего через несколько месяцев после премьеры она получила должность
вице-президента департамента художественных фильмов компании Universal и стала одной из
первых высокопоставленных женщин в Голливуде и оставалась такой вплоть до своей смерти в
1982 году.
Усилия Спилберга не прошли даром - «Челюсти» великолепно смотрятся и сегодня. Пугает этот
лишенный фантастического элемента ужастик, пожалуй, не меньше, чем в год премьеры. О
причинах успеха и заложенных в картину смыслах написаны десятки книг, полных самых
разнообразных откровений. Фидель Кастро, например, считал «Челюсти» буквальной
иллюстрацией оборота «акула капитализма».
Другие видели в фильме то отражение Уотергейтского скандала, то эхо Вьетнамской войны.
Пожалуй, что пролог, в котором пьяные хиппи становятся жертвами кровожадной стихии,
действительно несет на себе отпечаток тяжелейшего посттравматического расстройства, которое
США переживали после вывода войск из Индокитая.
Однако лучше всего фильм смотрится вне какого бы то ни было навязанного контекста. В нем
впервые в полной мере проявился главный талант Спилберга - создание ярких, внятных,
моментально врезающихся в память образов.
В данном случае они еще и увязаны между собой таким образом, что получается кино в чистом
виде - где-то между «Броненосцем "Потемкиным"» и «Психо». Очки Броди-Шайдера, коронка на
зубе Квинта, борода Хупера - лукбук «Челюстей» совершенно актуален и сегодня.
Как постановщик Спилберг уже 50 лет назад филигранно сочетал изобретательность и с
доходчивостью. Например, в сцене решающего разговора шерифа с мэром скучноватый разговор
происходит на движущемся пароме, который помогает действию не забуксовать.
На уровне сюжета Спилберг тоже действует максимально свободно, скрещивая драму, фильм
ужасов, триллер и прямые цитаты из «Моби Дика» в третьем акте. Вряд ли найдется второй
режиссер, который смог бы так органично вписать в развлекательный фильм зверский монолог
Квинта о гибели экипажа крейсера «Индианаполис». Эту часть написал Джон Милиус -
самопровозглашенный дзен-анархист, автор «Конана-варвара», сценарист «Грязного Гарри» и
сертифицированный священный монстр американского кинематографа.
Сочетание несочетаемого, игра на грани фола, бесстыдная сентиментальность и смелость в
следовании режиссерской интуиции - все эти черты Спилберга как продюсера и постановщика
сегодня уже стали общим местом и поводом для шуток. «Челюсти» в этом смысле настоящая
машина времени, которая лишний раз напоминает, что каждый убеленный сединами конформист
когда-то был веселым и смелым экспериментатором. В случае Спилберга - еще и с неисправной
механической акулой наперевес.
https://www.liveinternet.ru/
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
24 июня 2025 года
Свидетельство о публикации №225062400218