Последняя загадка Бабы-Яги

Вступление

Странное дело, сказок много, героев и положительных, и отрицательных в них с лихвой, а в народе особой популярностью пользуется именно образ Бабы Яги! Никого не пугает написанная по заказу поповства отталкивающая внешность этой хозяйки тёмного волшебного леса. И вроде всё в ней должно изобличать демоническую сущность: внешняя уродливость, колченогость, торчащие клыки, скрипучий голос, злобный стиль общения и общий антураж жилища.

Но вот поди ж ты, не боятся её читатели, а, напротив, любят несмотря ни на что. И при первом удобном случае готовы наряжаться «Бабой-Ягой», копировать гениальный образ, созданный актёром Георгием Милляром в фильмах режиссёра Александра Роу, с упоением вживаться в роль. А разве это не отрицательный персонаж? Все филологи в один голос утверждают, что так и есть: злобная, сильная колдунья, зачастую антипод главного героя.

Так в чём дело? Может, в том, что мы инстинктивно ощущаем ложь о главном связующем звене между миром людей и богов? Или в нас просыпается, как сейчас модно говорить, генетическая память о древних культах матери-прародительницы, женщине с пышными формами, изваяния и фигурки которой находят на пространстве от Тихого океана до Атлантики? Отголосок всеобщего матриархата, царившего чуть не на всей Земле.

Споров и теорий вокруг изначальной составляющей одной из самых ярких героинь русских народных сказок великое множество. И тем не менее, во многих версиях есть рациональное звено, его нельзя не заметить, нужно лишь обладать познаниями в традициях народов России и переложить их на сказочное изложение. Попробуем и мы разобраться, в этой статье я приведу вам некоторые, самые интересные, на мой взгляд, варианты объяснений.

Страж границы Яви и Нави

Как начинаются многие сказки с участием Бабы-Яги? Добрый молодец внезапно оказывается перед неразрешимой проблемой, от которой зависит либо его жизнь, либо счастье. Чтобы отправиться в дальнюю дорогу, первым делом нужно получить добрый совет. И к кому отправляется за помощью главный герой, в святилище, к жрецам, владычным правителям, мудрецам? Нет, он непременно идёт в чащу лесную, тёмный непроходимый и опасный лес.

«Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей; избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей...», помните? По едва заметной тропинке, с которой и сходить-то нельзя, молодец упрямо пробирается вслед за одному ему известной причиной через лесные дебри. И вот внезапно плотная лесная чаща расступается, и взору героя предстаёт поляна, а на ней покрытая мхом избушка без окон и дверей, хотя нет, дверь у неё всё-таки есть.

Она обращена к другой стороне леса, но наш герой отчего-то не спешит обойти избу и зайти как все люди в дверь. Неожиданно он принимается разговаривать с домом: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом», «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом», «Повернись туды дворцом, сюды крыльцом», «Воротись, избушка, к лесу глазами, ко мне, молодцу, воротами».

Особо отметим, что сказочные герои на своём нелегком, полном лишений и испытаний пути то и дело встречают и проникают в разные строения: дворцы, избы, замки и так далее. Но ни в каких других случаях, кроме избушки на курьих ножках, им и в голову не приходит разговаривать со строениями и даже отдавать им приказания. Всё дело в том, объясняют нам этнографы, что изба на лесной полянке символизирует сторожевую заставу между мирами.

Особенно далеко продвинулся в своих изысканиях знаменитый филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, за что пользуется в научном мире практически непререкаемым авторитетом. Обратимся к нему за разъяснением и мы. Избушка стоит на границе мира живых (Яви) и мёртвых (Нави). Проникнуть за которую не так-то просто. Прежде чем наш герой окажется в чужом мире, куда доступ живым закрыт, ему предстоит пройти испытания и обряды.

Иван входит в избушку, и что он там видит? В некоторых сказках внешность Яги описывают в деталях: «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая», «На печке лежит Баба-Яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». Или: «Баба-Яга Костяная Нога на печи лежит, нос у ней к потолку прилип, рука в окошке торчит». Что это за избушка такая махонькая, что в ней сухонькая старушка целиком не помешается?

В. Я. Пропп не без основания делает вывод, что изба символизирует древний способ захоронения у некоторых народов России. Усопших хоронили в домовинах, небольших срубах, установленных над землёй на сваях-пеньках, на которых иногда были видны корневища-лапы. А физическое состояние бабки в общем и целом соответствует тому, что можно ожидать встретить в избе-гробнице. Пока всё сходится.

Подслеповатая, как и многие обитатели потустороннего мира из былин и легенд, бабушка первым делом чует запах живого человека, не характерный для места погребения. «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». Сварливая старуха поначалу принимает человека недружелюбно, ведь ему здесь не место, однако есть важные обстоятельства.

Первое: он нашёл сюда дорогу и ухитрился пройти через страшный лес. Второе: он знает магические слова для избы-заставы. Другими словами, стражу ясно, что пришёл человек не простой, кое-что знает, придётся пообщаться. Со слов «Чего пожаловал?» начинается форменный допрос. Но пришедший и в этом случае знает, как правильно отвечать стражу миров: «Чего кричишь? Ты прежде напои-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай».

А это особенно интересно! По устоявшимся традициям, переходящего в мир мёртвых принято обмывать, одевать во всё чистое и давать ему с собой еды, питья. Но не оттого, что в Нави есть нечего, древние верили, что только отведав еду потустороннего мира, вновь прибывший полноценно переходит в мир мёртвых. И Баба-Яга совершает необходимые обрядовые действия для символического перехода героя в другой мир.

Моет, парит, в чистое одевает, кормит, поит и спать укладывает (словно в гроб). В довершение ко всему в языческой практике принято было давать уходящему в иной мир подарки: предметы быта, оружие, животных. И всё это есть у стража границы Бабы-Яги. Волшебный клубок с нитками (указывающий дорогу), меч-кладенец, молодильные яблоки, волшебный конь или собака и много чего ещё.

Если герой ведёт себя правильно, то есть не пренебрегает обрядами, то получает и совет, и необходимые для выполнения миссии артефакты. После чего отправляется вызволять, побеждать и (или) добывать. Правда, иногда гость совершает кощунственный поступок и ворует волшебные артефакты у Яги, тогда она преследует его в железной ступе. И это ещё один атрибут смерти.

С Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долблёных дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Явление стало настолько массовым, что император Пётр I вынужден был запретить рубить дубы под страхом смертной казни! Хотя некоторых старообрядцев этот указ не останавливал...

Собирательный образ волхвы

В XIX веке ещё один знаменитый русский историк и фольклорист А. Афанасьев собрал воедино все известные ему сказки с участием Яги и систематизировал их. Получились три большие подгруппы, различающиеся по роли в сказке, приписываемой бабусе. Первый тип: воительница. Ох, не зря у бабушки в загашнике боевые мечи имелись! Как гласят легенды, она ими прекрасно управлялась, вступала в схватку с богатырями и даже порой побеждала их.

Некоторое объяснение даёт магическая природа меча-кладенца, дарующего волшебную же силу обладателю сего артефакта. Легко себе представить, что мог вытворять с помощью этого оружия настоящий воин-богатырь, если уж седая, сгорбленная старушенция сокрушала бывалых бойцов! Второй тип: похитительница. Быстрые на язык сказители наделяли Ягу неуёмным стремлением завладеть чужими детьми с гастрономическими целями.

Для создания особой атмосферы страха рассказчики часто приводили в пример непонятное современному читателю желание старухи посадить ребёнка на лопату да и засунуть в горячую печь. Для человека нашего времени нет никаких сомнений в том, что коварная бабуся задумала полакомиться деточками. Но неутомимые этнографы и тут вносят ясность: на Руси существовал обряд «перепекания» недоношенных и больных детей.

Специально приглашённая волхва протапливала печь до нужной температуры и на лопате подавала внутрь зафиксированного чем-то ребёнка (чтобы сам не повредился ненароком). Процедуру, в случае необходимости, повторяли до нескольких раз. К слову сказать, печь в те времена была не простой духовкой на дровах, но и баней и помывочной, а в случаях, подобных описываемому, и медицинским оборудованием. Символизируя материнское чрево, печь в силу своих температурных характеристик могла поправить ребёнку здоровье.

Скорее всего, для успешной миссии нужны были и другие составляющие, кроме наличия русской печки, но практика эта сегодня утеряна, да и печей таких нынче не делают. Учёные видят в похищении детей и другую составляющую. Часто в легендах и былинах встречается упоминание о «лесных» и «водяных» учителях, которые разными, порой не вполне законными способами, заполучали к себе в обучение человеческих детей.

И, вопреки ожиданиям, спустя должное время дети возвращались к родителям с новыми, часто магическими знаниями. Вероятно, здесь находит отражение традиция договоров о передаче или продаже детей, иногда задолго до их рождения. Отдавали (или продавали) мастерам, воинам, магам и так далее. До нас дошли летописные упоминания о передаче на воспитание мальчиков в возрасте 4-5 лет сводным дядькам для обучения воинской науке.

Это касалось, в том числе, и княжьих детей, то есть обычай был признан весьма полезным, если культивировался элитой. Договаривались о передаче детей в другой род, племя, деревню и так далее, по самым различным обстоятельствам. А уж обучение волшебной науке и подавно требовало полного погружения в процесс и отрыва от дома. Кстати, выпавшие из общины дети часто считались для рода умершими, их могли и не принять обратно в вервь.

Так же, как и уходящую в род мужа невесту, их оплакивали и прощались. Не исключено, что и это обстоятельство нашло своё отражение в легендах о похищении детей Ягой. Добавлю, что подобные мотивы имеются у различных народов. Третий тип: помощница. Очень часто Яга в меру своих познаний и волшебных сил помогает главному герою, одаряет его ценным советом, магическим артефактом или помощником.

Именно неоценимая помощь Бабы-Яги помогает герою добиться поставленных целей, добраться, добыть, победить и выбраться обратно. Учёные отмечают и ещё одну закономерность: в более поздних былинах Яга всё чаще предстаёт в образе прядущей кудель бабушки, возле ног которой крутится кот, живут гуси-лебеди, волк, конь и оживают волшебные предметы. Можно предположить, что традиции захоронений с приходом христианства изменились, и это, в свою очередь, повлекло изменение структуры легенд.

Наши предки чётко делили знающих людей на две категории: знахари и колдуны. В общем и целом. это одни и те же специалисты, но с разной пропиской. Если местный, то целитель, знахарь или ведун. Чужой - колдун. Между тем, никакой разницы в их промысле по большому счёту не было, разве что методик и разнообразных знаний у пришлых было больше, с учётом обогащения опытом многих встреченных на пути коллег.

Основная разница заключалась в том, что местные не решались всерьёз вредить общине, в которой жили. Чужие, по понятным причинам. такого ограничения не имели, потому и звались колдунами. Яга, как мы можем видеть, живёт не просто на отшибе или хуторе, а далеко в лесу, но тропка к ней не зарастает, а значит народ часто обращается. Она определённо не принадлежит общине, значит - колдунья. Со всеми вытекающими сказочными последствиями и преувеличениями.

С другой стороны, где же ещё жить мудрой волхве, знающей язык зверей и птиц, умеющей ими управлять и изо дня в день занимающейся сбором трав, варящей зелье, которое требует уединения и секретности? Только в лесу, на отшибе, подальше от людской глупости и гордыни. Совсем не удивляет и связь с миром Нави, поскольку многие магические практики тесно связаны с привлечением элементов потустороннего мира.

Своя среди богов

«Ягиня хозяйкой границ была, и хранительницей земель Явных. Без её ведома ни одна душа в Лес ступить не могла. Не могла Макошь дочь свою своевольную долго выдать замуж, потому как уговор у неё с ней был такой: только тот, кто в бою честном и равном одолеет богиню молодую, и станет ей мужем любимым. Много кто сватался к прекрасной Ягине, да только сердце девы не лежало ни к кому, словно часа своего она ждала.

И дождалась, когда сам Велес встретился ей на пути. По землям её ступал, да только не силой своей врата открыть хотел, а как положено — приглашением хозяюшки. И бились они, да только не насмерть, а на любовь. Потому как Ягиня, всё ведающая, знала, что судьбой ей уготовано стать вечной и верной супругой для Велеса. И поселились Велес и Ягиня на границах Миров, и от дома их него тянулись корни всех растений на земле, и текли все реки».

Так славяне описывали богиню Ягиню, человека от рождения, ставшую приёмной дочерью богини Макоши и Вию — покровителю подземного мира. Есть легенда, что Ягиня ходила по миру в золотых сапожках-скороходах и собирала сирот, чтобы воспитать их и передать знахарское искусство на радость и в помощь людям. И также, как Велес, считалась хранительницей не только междумирья, но и мудрости и колдовства неизведанного. Не зря ведь к ней за помощью всякий раз тёмная Мара приходила.

Но как же она стала такой, какой нам её представляют в сказках? Есть несколько версий, выбирайте ту, что вам больше по нраву. Старые люди говорили, будто Велес по просьбе Ягини выкрал зачем-то небесных коров из мира Прави. Неизвестно, пригодились ли коровы вечно молодой и прекрасной богине, но старшие боги разгневались на Ягиню и прокляли её, отчего она превратилась в уродливую старуху с костяной ногой.

По другой версии, Ягиня любила Кощея в то время, когда он ещё был молодым князем. Войны тогда не были редкостью, а князья шли в бой первыми. Потому волновалась за него влюблённая Ягиня и молила богов, чтобы даровали ему жизнь вечную. Боги, как это нередко случается, наказали её тем, что выполнили желание, и Кощей стал бессмертным. За это Ягине пришлось потерять свою красоту и молодость.

Придя с очередной войны, Кощей отвернулся от бывшей возлюбленной, после чего они стали враждовать, что часто описывается в сказочных сюжетах. Есть и третий вариант, связанный с любовью. Велес, единожды увидев прекрасную девицу, влюбился разом и навсегда. При встрече они молча стояли и смотрели друг другу в глаза, не находя слов от нахлынувших чувств. Первым опомнился Велес и, взяв деву за руки, поцеловал, передав переполнявшие его чувства.

Приехав к себе домой, Велес попросил благословения на брак у своей матушки, но та обиделась на своевольство сына, а может, просто приревновала его к невестке и отказала. Молодым ничего не оставалось, как надеяться на великодушие и отходчивость родительницы жениха. Сколько времени прошло, неведомо, но случилось как-то раз страшное. Воспользовавшись отсутствием сына и чистотой души невестки, мать Велеса совершила чёрный обряд.

В итоге избранница сына была лишена жизни, законопачена в колоду и брошена в ней в реку. Прошло с тех пор уж больше месяца, как узнал страшную весть Велес, и где теперь искать тело Ягини, никому неведомо. Собрал Сварог богов на совет, и стали они искать пропавшую невесту. Макошь смогла её найти, открыли колоду, но увидели бездыханное тело. Тогда Хорс принёс из Ирия живой воды и передал Велесу, чтобы тот смог оживить свою любимую.

Но боги тоже живут по законам мироздания, и если чья душа уже побывала в Нави, то вернуться оттуда она сможет лишь в том случае, если кто-то добровольно займёт её место. И Велес, не раздумывая, вызвался заменить любимую, лишь бы она жила! Свершилась магия, ожила Ягиня, только не встретила она своего любого, он уже бродил в царстве мёртвых. По воле богов они раз за разом возрождались в других телах, непременно узнавали друг друга и проживали бесконечное множество счастливых людских жизней...

Послесловие

Чтобы вам было понятнее, как и в какие периоды трансформировался образ ведуньи-стража-богини, дам следующие пояснения. Народные легенды и сказания ранее передавались исключительно изустным путём. В народе бытовало убеждение: что записано, то забыто. А живо лишь передаваемое от человека к человеку при воспитании и (или) общении. Поэтому изменения, характерные для погребальных традиций по мере их отмирания, органично вносились в былины.

Смысл, заложенный в наиболее древние варианты сказаний, был понятен тем, кто культивировал старые традиции, но становился чем-то невнятным для следующих поколений, перешедших к новым обрядам. Это можно назвать внутренними изменениями, но были ещё и внешние причины. К таковым можно отнести насильную христианизацию крестьян и формирование в Российской империи этнографии как науки.

Переход от народных верований к монорелигиям проходил в течение столетий по-разному, в том числе и через строгие запреты, введением жёстких карательных мер. Это послужило причиной внесения изменений, в том числе и в знахарские заговоры, обрядовые действия и связанные с ними сказания, былины. Всё, что касалось народных культов и героев языческой мифологии, подвергалось опорочиванию, очернению.

Поэтому, когда в конце XVIII — начале XIX веков формировалась этнография России, записывались в ходе экспедиций сказания, легенды и былины, в печатные варианты вносились элементы цензурирования. Напомню, что в то время церковь была синодальной, то есть практически представляла единое целое со светской властью. И наша героиня получила гипертрофированные признаки нечести, согласно канонов демонологии.

«Поучение духовным детям» в XVI веке так предостерегает: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся».

А когда сказки, прежде издаваемые исключительно для взрослых, стали адаптироваться для детей, в характеры и признаки героев были внесены новые изменения, которые, по мнению издателей, лучше отражали суть сюжета. Так со временем и нововведениями терялась истинная, исконная суть образа Яги-Ягини, превратившись в то, что мы знаем по современным детским сказкам..

Остаётся лишь добавить, что образ старой ведуньи-колдуньи широко использовался в мифологии разных народов. Свои аналоги Бабы-Яги есть практически у всех славянских и финно-угорских, сибирских народов. И это, по мнению этнографов, явственно свидетельствует о правдивости основы, сути некоторых женщин-ведуний, живших рядом с людскими общинами, но не принадлежавшими им.

Если бы они действительно только вредили, губили и вели антисоциальный образ жизни, то вряд ли люди потерпели рядом с собой подобное безобразие. А значит, знающие люди, ведуны, знахари, колдуны приносили больше пользы, чем вреда. Да и то верно, куда бедному крестьянину податься за помощью? По здоровью, совету, нужде какой, ну не к боярину же или наместнику?

Фитотерапевты, психологи, костоправы, ветеринары, мельники, кузнецы, волхвы и многие другие необходимые в крестьянском быту специалисты, по твёрдому убеждению крестьян, знались с потусторонним миром и никак иначе своих знаний получить не могли. Но нас ведь не пугают перечисленные названия и не наводят на суеверные мысли? Поэтому, моё мнение, все эти красочные эпитеты и внешние атрибуты Бабы-Яги не более чем художественное преувеличение.

И огородить от наносного, неправдивого восприятия древних наших пращуров могут только знания. Кстати, по мнению учёных, имя Яга представляет упрощение от «Яша» или «Яшка» — имени древнего прародителя всего живого на Земле, впоследствии исчезнувшего. От этого же термина происходит знакомое многим понятие «пращуры», то есть далёкие предки. А Ягиня — прародительница, хранительница традиций и обрядов. Вот так-то.

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: (https://velikayaevraziya.ru/) Великая Евразия.

Следите за поворотами информационной повестки в моём сообществе (https://vk.com/public220540923) ВКонтакте.

Каталог публикаций канала в Яндекс-Дзен: (https://dzen.ru/a/YDaRFh56tCm6-BhZ)Добро пожаловать или посторонним В

Рекомендую вам мои книги:
«Скифы — белые кочевники Евразии» / «Вера наших предков. Неизвестные страницы» / «Мир наших предков. Утраченные знания» / «Тайны древнего мира» / «Интересная археология. Артефакты, меняющие историю».


Рецензии
интересная статья. но Вы думаете что попали на нужный портал? вы пишете "И огородить от наносного, неправдивого восприятия древних наших пращуров могут только знания." во-первых, как ни крути наше восприятие той же бабы-Яги отличается от восприятия наши предков например 15 века. По объективным причинам. взгляд на мир другой. Если Баба- Яга исключительно русский фольклор( о чем я у Вас не прочитал, а это интересно) то русский народ 15 века и нынешние русские - два разных народа. а во-вторых, наши дни к знаниям другой подход. Если в том же 15 веке знания шли от одного источника: церковных школ. то сейчас источников много. и отношение к знаниям совершенно другое. Верят охотнее тому, что плохо пахнет. И вот тут думаешь как был прав Геббельс насчет лжи и правды.

вы пишете "И огородить от наносного, неправдивого восприятия древних наших пращуров могут только знания." Что судить о бабе Яге? посмотрите на то, как меняет на ходу народ о наших вождях и вообще известных людях. Сталин, Троцкий, - то спасители отечества, то иуды, то снова спасители отечества. Евгений Пригожин - то герой, то изменник. Пугачева то кумир, то баба-Яга. если народ вот так по щелчку пальцев очередного вождя меняет свое мнение, то уж баба-Яга ему нужна в последнюю очередь. а возможно как раз наоборот. ВОТ УЖ О БАБЕ ЯГЕ МНЕНИЕ БУЛЕТ СТАБИЛЬНО И В КРЕМЛЕ НЕ СКАЖУТ ЗАВТРА, ЧТО МЫ В НЕЙ ОШИБАЛИСЬ

Леонид Колос   24.06.2025 13:21     Заявить о нарушении
Зачем смешивать политику и фольклор? Знания в изучении народных традиций, обрядов, верований, быта крестьян, именно это я имел в виду. Я же не призываю верить в Бабу-Ягу! Правда в том, что в этом образе сложились многочисленные отражения крестьянской жизни, которая неразрывно была связана с знахарством и двоеверием. Это многократно доказанный факт.
Поэтому не нужно сравнивать людей XV века и современных, зачем? Как работают исследователи-этнографы, филологи? Раскладывают на составляющие, анализируют и делают выводы. Всё, что написано о героине статьи, — выводы и версии учёных, там нет моих фантазий, я просто свёл всё воедино и попытался (как мог) популярно изложить суть.
Отнеситесь к публикации как к любительской публицистике, ведь она ею и является!

Куликов Лев Борисович   24.06.2025 16:20   Заявить о нарушении