Последняя загадка Бабы-Яги
Странное дело, сказок много, героев и положительных, и отрицательных в них с лихвой, а в народе особой популярностью пользуется именно образ Бабы Яги! Никого не пугает написанная по заказу поповства отталкивающая внешность этой хозяйки тёмного волшебного леса. И вроде всё в ней должно изобличать демоническую сущность: внешняя уродливость, колченогость, торчащие клыки, скрипучий голос, злобный стиль общения и общий антураж жилища.
Но вот поди ж ты, не боятся её читатели, а, напротив, любят несмотря ни на что. И при первом удобном случае готовы наряжаться «Бабой-Ягой», копировать гениальный образ, созданный актёром Георгием Милляром в фильмах режиссёра Александра Роу, с упоением вживаться в роль. А разве это не отрицательный персонаж? Все филологи в один голос утверждают, что так и есть: злобная, сильная колдунья, зачастую антипод главного героя.
Так в чём дело? Может, в том, что мы инстинктивно ощущаем ложь о главном связующем звене между миром людей и богов? Или в нас просыпается, как сейчас модно говорить, генетическая память о древних культах матери-прародительницы, женщине с пышными формами, изваяния и фигурки которой находят на пространстве от Тихого океана до Атлантики? Отголосок всеобщего матриархата, царившего чуть не на всей Земле.
Споров и теорий вокруг изначальной составляющей одной из самых ярких героинь русских народных сказок великое множество. И тем не менее, во многих версиях есть рациональное звено, его нельзя не заметить, нужно лишь обладать познаниями в традициях народов России и переложить их на сказочное изложение. Попробуем и мы разобраться, в этой статье я приведу вам некоторые, самые интересные, на мой взгляд, варианты объяснений.
Страж границы Яви и Нави
Как начинаются многие сказки с участием Бабы-Яги? Добрый молодец внезапно оказывается перед неразрешимой проблемой, от которой зависит либо его жизнь, либо счастье. Чтобы отправиться в дальнюю дорогу, первым делом нужно получить добрый совет. И к кому отправляется за помощью главный герой, в святилище, к жрецам, владычным правителям, мудрецам? Нет, он непременно идёт в чащу лесную, тёмный непроходимый и опасный лес.
«Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей; избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей...», помните? По едва заметной тропинке, с которой и сходить-то нельзя, молодец упрямо пробирается вслед за одному ему известной причиной через лесные дебри. И вот внезапно плотная лесная чаща расступается, и взору героя предстаёт поляна, а на ней покрытая мхом избушка без окон и дверей, хотя нет, дверь у неё всё-таки есть.
Она обращена к другой стороне леса, но наш герой отчего-то не спешит обойти избу и зайти как все люди в дверь. Неожиданно он принимается разговаривать с домом: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом», «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом», «Повернись туды дворцом, сюды крыльцом», «Воротись, избушка, к лесу глазами, ко мне, молодцу, воротами».
Особо отметим, что сказочные герои на своём нелегком, полном лишений и испытаний пути то и дело встречают и проникают в разные строения: дворцы, избы, замки и так далее. Но ни в каких других случаях, кроме избушки на курьих ножках, им и в голову не приходит разговаривать со строениями и даже отдавать им приказания. Всё дело в том, объясняют нам этнографы, что изба на лесной полянке символизирует сторожевую заставу между мирами.
Особенно далеко продвинулся в своих изысканиях знаменитый филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, за что пользуется в научном мире практически непререкаемым авторитетом. Обратимся к нему за разъяснением и мы. Избушка стоит на границе мира живых (Яви) и мёртвых (Нави). Проникнуть за которую не так-то просто. Прежде чем наш герой окажется в чужом мире, куда доступ живым закрыт, ему предстоит пройти испытания и обряды.
Иван входит в избушку, и что он там видит? В некоторых сказках внешность Яги описывают в деталях: «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая», «На печке лежит Баба-Яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». Или: «Баба-Яга Костяная Нога на печи лежит, нос у ней к потолку прилип, рука в окошке торчит». Что это за избушка такая махонькая, что в ней сухонькая старушка целиком не помешается?
В. Я. Пропп не без основания делает вывод, что изба символизирует древний способ захоронения у некоторых народов России. Усопших хоронили в домовинах, небольших срубах, установленных над землёй на сваях-пеньках, на которых иногда были видны корневища-лапы. А физическое состояние бабки в общем и целом соответствует тому, что можно ожидать встретить в избе-гробнице. Пока всё сходится.
Подслеповатая, как и многие обитатели потустороннего мира из былин и легенд, бабушка первым делом чует запах живого человека, не характерный для места погребения. «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». Сварливая старуха поначалу принимает человека недружелюбно, ведь ему здесь не место, однако есть важные обстоятельства.
Первое: он нашёл сюда дорогу и ухитрился пройти через страшный лес. Второе: он знает магические слова для избы-заставы. Другими словами, стражу ясно, что пришёл человек не простой, кое-что знает, придётся пообщаться. Со слов «Чего пожаловал?» начинается форменный допрос. Но пришедший и в этом случае знает, как правильно отвечать стражу миров: «Чего кричишь? Ты прежде напои-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай».
А это особенно интересно! По устоявшимся традициям, переходящего в мир мёртвых принято обмывать, одевать во всё чистое и давать ему с собой еды, питья. Но не оттого, что в Нави есть нечего, древние верили, что только отведав еду потустороннего мира, вновь прибывший полноценно переходит в мир мёртвых. И Баба-Яга совершает необходимые обрядовые действия для символического перехода героя в другой мир.
Моет, парит, в чистое одевает, кормит, поит и спать укладывает (словно в гроб). В довершение ко всему в языческой практике принято было давать уходящему в иной мир подарки: предметы быта, оружие, животных. И всё это есть у стража границы Бабы-Яги. Волшебный клубок с нитками (указывающий дорогу), меч-кладенец, молодильные яблоки, волшебный конь или собака и много чего ещё.
Если герой ведёт себя правильно, то есть не пренебрегает обрядами, то получает и совет, и необходимые для выполнения миссии артефакты. После чего отправляется вызволять, побеждать и (или) добывать. Правда, иногда гость совершает кощунственный поступок и ворует волшебные артефакты у Яги, тогда она преследует его в железной ступе. И это ещё один атрибут смерти.
С Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долблёных дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Явление стало настолько массовым, что император Пётр I вынужден был запретить рубить дубы под страхом смертной казни! Хотя некоторых старообрядцев этот указ не останавливал...
Собирательный образ волхвы
В XIX веке ещё один знаменитый русский историк и фольклорист А. Афанасьев собрал воедино все известные ему сказки с участием Яги и систематизировал их. Получились три большие подгруппы, различающиеся по роли в сказке, приписываемой бабусе. Первый тип: воительница. Ох, не зря у бабушки в загашнике боевые мечи имелись! Как гласят легенды, она ими прекрасно управлялась, вступала в схватку с богатырями и даже порой побеждала их.
Некоторое объяснение даёт магическая природа меча-кладенца, дарующего волшебную же силу обладателю сего артефакта. Легко себе представить, что мог вытворять с помощью этого оружия настоящий воин-богатырь, если уж седая, сгорбленная старушенция сокрушала бывалых бойцов! Второй тип: похитительница. Быстрые на язык сказители наделяли Ягу неуёмным стремлением завладеть чужими детьми с гастрономическими целями.
Для создания особой атмосферы страха рассказчики часто приводили в пример непонятное современному читателю желание старухи посадить ребёнка на лопату да и засунуть в горячую печь. Для человека нашего времени нет никаких сомнений в том, что коварная бабуся задумала полакомиться деточками. Но неутомимые этнографы и тут вносят ясность: на Руси существовал обряд «перепекания» недоношенных и больных детей.
Специально приглашённая волхва протапливала печь до нужной температуры и на лопате подавала внутрь зафиксированного чем-то ребёнка (чтобы сам не повредился ненароком). Процедуру, в случае необходимости, повторяли до нескольких раз. К слову сказать, печь в те времена была не простой духовкой на дровах, но и баней и помывочной, а в случаях, подобных описываемому, и медицинским оборудованием. Символизируя материнское чрево, печь в силу своих температурных характеристик могла поправить ребёнку здоровье.
Скорее всего, для успешной миссии нужны были и другие составляющие, кроме наличия русской печки, но практика эта сегодня утеряна, да и печей таких нынче не делают. Учёные видят в похищении детей и другую составляющую. Часто в легендах и былинах встречается упоминание о «лесных» и «водяных» учителях, которые разными, порой не вполне законными способами, заполучали к себе в обучение человеческих детей.
И, вопреки ожиданиям, спустя должное время дети возвращались к родителям с новыми, часто магическими знаниями. Вероятно, здесь находит отражение традиция договоров о передаче или продаже детей, иногда задолго до их рождения. Отдавали (или продавали) мастерам, воинам, магам и так далее. До нас дошли летописные упоминания о передаче на воспитание мальчиков в возрасте 4-5 лет сводным дядькам для обучения воинской науке.
Это касалось, в том числе, и княжьих детей, то есть обычай был признан весьма полезным, если культивировался элитой. Договаривались о передаче детей в другой род, племя, деревню и так далее, по самым различным обстоятельствам. А уж обучение волшебной науке и подавно требовало полного погружения в процесс и отрыва от дома. Кстати, выпавшие из общины дети часто считались для рода умершими, их могли и не принять обратно в вервь.
Так же, как и уходящую в род мужа невесту, их оплакивали и прощались. Не исключено, что и это обстоятельство нашло своё отражение в легендах о похищении детей Ягой. Добавлю, что подобные мотивы имеются у различных народов. Третий тип: помощница. Очень часто Яга в меру своих познаний и волшебных сил помогает главному герою, одаряет его ценным советом, магическим артефактом или помощником.
Именно неоценимая помощь Бабы-Яги помогает герою добиться поставленных целей, добраться, добыть, победить и выбраться обратно. Учёные отмечают и ещё одну закономерность: в более поздних былинах Яга всё чаще предстаёт в образе прядущей кудель бабушки, возле ног которой крутится кот, живут гуси-лебеди, волк, конь и оживают волшебные предметы. Можно предположить, что традиции захоронений с приходом христианства изменились, и это, в свою очередь, повлекло изменение структуры легенд.
Наши предки чётко делили знающих людей на две категории: знахари и колдуны. В общем и целом. это одни и те же специалисты, но с разной пропиской. Если местный, то целитель, знахарь или ведун. Чужой - колдун. Между тем, никакой разницы в их промысле по большому счёту не было, разве что методик и разнообразных знаний у пришлых было больше, с учётом обогащения опытом многих встреченных на пути коллег.
Основная разница заключалась в том, что местные не решались всерьёз вредить общине, в которой жили. Чужие, по понятным причинам. такого ограничения не имели, потому и звались колдунами. Яга, как мы можем видеть, живёт не просто на отшибе или хуторе, а далеко в лесу, но тропка к ней не зарастает, а значит народ часто обращается. Она определённо не принадлежит общине, значит - колдунья. Со всеми вытекающими сказочными последствиями и преувеличениями.
С другой стороны, где же ещё жить мудрой волхве, знающей язык зверей и птиц, умеющей ими управлять и изо дня в день занимающейся сбором трав, варящей зелье, которое требует уединения и секретности? Только в лесу, на отшибе, подальше от людской глупости и гордыни. Совсем не удивляет и связь с миром Нави, поскольку многие магические практики тесно связаны с привлечением элементов потустороннего мира.
Своя среди богов
«Ягиня хозяйкой границ была, и хранительницей земель Явных. Без её ведома ни одна душа в Лес ступить не могла. Не могла Макошь дочь свою своевольную долго выдать замуж, потому как уговор у неё с ней был такой: только тот, кто в бою честном и равном одолеет богиню молодую, и станет ей мужем любимым. Много кто сватался к прекрасной Ягине, да только сердце девы не лежало ни к кому, словно часа своего она ждала.
И дождалась, когда сам Велес встретился ей на пути. По землям её ступал, да только не силой своей врата открыть хотел, а как положено — приглашением хозяюшки. И бились они, да только не насмерть, а на любовь. Потому как Ягиня, всё ведающая, знала, что судьбой ей уготовано стать вечной и верной супругой для Велеса. И поселились Велес и Ягиня на границах Миров, и от дома их него тянулись корни всех растений на земле, и текли все реки».
Так славяне описывали богиню Ягиню, человека от рождения, ставшую приёмной дочерью богини Макоши и Вию — покровителю подземного мира. Есть легенда, что Ягиня ходила по миру в золотых сапожках-скороходах и собирала сирот, чтобы воспитать их и передать знахарское искусство на радость и в помощь людям. И также, как Велес, считалась хранительницей не только междумирья, но и мудрости и колдовства неизведанного. Не зря ведь к ней за помощью всякий раз тёмная Мара приходила.
Но как же она стала такой, какой нам её представляют в сказках? Есть несколько версий, выбирайте ту, что вам больше по нраву. Старые люди говорили, будто Велес по просьбе Ягини выкрал зачем-то небесных коров из мира Прави. Неизвестно, пригодились ли коровы вечно молодой и прекрасной богине, но старшие боги разгневались на Ягиню и прокляли её, отчего она превратилась в уродливую старуху с костяной ногой.
По другой версии, Ягиня любила Кощея в то время, когда он ещё был молодым князем. Войны тогда не были редкостью, а князья шли в бой первыми. Потому волновалась за него влюблённая Ягиня и молила богов, чтобы даровали ему жизнь вечную. Боги, как это нередко случается, наказали её тем, что выполнили желание, и Кощей стал бессмертным. За это Ягине пришлось потерять свою красоту и молодость.
Придя с очередной войны, Кощей отвернулся от бывшей возлюбленной, после чего они стали враждовать, что часто описывается в сказочных сюжетах. Есть и третий вариант, связанный с любовью. Велес, единожды увидев прекрасную девицу, влюбился разом и навсегда. При встрече они молча стояли и смотрели друг другу в глаза, не находя слов от нахлынувших чувств. Первым опомнился Велес и, взяв деву за руки, поцеловал, передав переполнявшие его чувства.
Приехав к себе домой, Велес попросил благословения на брак у своей матушки, но та обиделась на своевольство сына, а может, просто приревновала его к невестке и отказала. Молодым ничего не оставалось, как надеяться на великодушие и отходчивость родительницы жениха. Сколько времени прошло, неведомо, но случилось как-то раз страшное. Воспользовавшись отсутствием сына и чистотой души невестки, мать Велеса совершила чёрный обряд.
В итоге избранница сына была лишена жизни, законопачена в колоду и брошена в ней в реку. Прошло с тех пор уж больше месяца, как узнал страшную весть Велес, и где теперь искать тело Ягини, никому неведомо. Собрал Сварог богов на совет, и стали они искать пропавшую невесту. Макошь смогла её найти, открыли колоду, но увидели бездыханное тело. Тогда Хорс принёс из Ирия живой воды и передал Велесу, чтобы тот смог оживить свою любимую.
Но боги тоже живут по законам мироздания, и если чья душа уже побывала в Нави, то вернуться оттуда она сможет лишь в том случае, если кто-то добровольно займёт её место. И Велес, не раздумывая, вызвался заменить любимую, лишь бы она жила! Свершилась магия, ожила Ягиня, только не встретила она своего любого, он уже бродил в царстве мёртвых. По воле богов они раз за разом возрождались в других телах, непременно узнавали друг друга и проживали бесконечное множество счастливых людских жизней...
Послесловие
Чтобы вам было понятнее, как и в какие периоды трансформировался образ ведуньи-стража-богини, дам следующие пояснения. Народные легенды и сказания ранее передавались исключительно изустным путём. В народе бытовало убеждение: что записано, то забыто. А живо лишь передаваемое от человека к человеку при воспитании и (или) общении. Поэтому изменения, характерные для погребальных традиций по мере их отмирания, органично вносились в былины.
Смысл, заложенный в наиболее древние варианты сказаний, был понятен тем, кто культивировал старые традиции, но становился чем-то невнятным для следующих поколений, перешедших к новым обрядам. Это можно назвать внутренними изменениями, но были ещё и внешние причины. К таковым можно отнести насильную христианизацию крестьян и формирование в Российской империи этнографии как науки.
Переход от народных верований к монорелигиям проходил в течение столетий по-разному, в том числе и через строгие запреты, введением жёстких карательных мер. Это послужило причиной внесения изменений, в том числе и в знахарские заговоры, обрядовые действия и связанные с ними сказания, былины. Всё, что касалось народных культов и героев языческой мифологии, подвергалось опорочиванию, очернению.
Поэтому, когда в конце XVIII — начале XIX веков формировалась этнография России, записывались в ходе экспедиций сказания, легенды и былины, в печатные варианты вносились элементы цензурирования. Напомню, что в то время церковь была синодальной, то есть практически представляла единое целое со светской властью. И наша героиня получила гипертрофированные признаки нечести, согласно канонов демонологии.
«Поучение духовным детям» в XVI веке так предостерегает: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся».
А когда сказки, прежде издаваемые исключительно для взрослых, стали адаптироваться для детей, в характеры и признаки героев были внесены новые изменения, которые, по мнению издателей, лучше отражали суть сюжета. Так со временем и нововведениями терялась истинная, исконная суть образа Яги-Ягини, превратившись в то, что мы знаем по современным детским сказкам..
Остаётся лишь добавить, что образ старой ведуньи-колдуньи широко использовался в мифологии разных народов. Свои аналоги Бабы-Яги есть практически у всех славянских и финно-угорских, сибирских народов. И это, по мнению этнографов, явственно свидетельствует о правдивости основы, сути некоторых женщин-ведуний, живших рядом с людскими общинами, но не принадлежавшими им.
Если бы они действительно только вредили, губили и вели антисоциальный образ жизни, то вряд ли люди потерпели рядом с собой подобное безобразие. А значит, знающие люди, ведуны, знахари, колдуны приносили больше пользы, чем вреда. Да и то верно, куда бедному крестьянину податься за помощью? По здоровью, совету, нужде какой, ну не к боярину же или наместнику?
Фитотерапевты, психологи, костоправы, ветеринары, мельники, кузнецы, волхвы и многие другие необходимые в крестьянском быту специалисты, по твёрдому убеждению крестьян, знались с потусторонним миром и никак иначе своих знаний получить не могли. Но нас ведь не пугают перечисленные названия и не наводят на суеверные мысли? Поэтому, моё мнение, все эти красочные эпитеты и внешние атрибуты Бабы-Яги не более чем художественное преувеличение.
И огородить от наносного, неправдивого восприятия древних наших пращуров могут только знания. Кстати, по мнению учёных, имя Яга представляет упрощение от «Яша» или «Яшка» — имени древнего прародителя всего живого на Земле, впоследствии исчезнувшего. От этого же термина происходит знакомое многим понятие «пращуры», то есть далёкие предки. А Ягиня — прародительница, хранительница традиций и обрядов. Вот так-то.
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: (https://velikayaevraziya.ru/) Великая Евразия.
Следите за поворотами информационной повестки в моём сообществе (https://vk.com/public220540923) ВКонтакте.
Каталог публикаций канала в Яндекс-Дзен: (https://dzen.ru/a/YDaRFh56tCm6-BhZ)Добро пожаловать или посторонним В
Рекомендую вам мои книги:
«Скифы — белые кочевники Евразии» / «Вера наших предков. Неизвестные страницы» / «Мир наших предков. Утраченные знания» / «Тайны древнего мира» / «Интересная археология. Артефакты, меняющие историю».
Свидетельство о публикации №225062400228
вы пишете "И огородить от наносного, неправдивого восприятия древних наших пращуров могут только знания." Что судить о бабе Яге? посмотрите на то, как меняет на ходу народ о наших вождях и вообще известных людях. Сталин, Троцкий, - то спасители отечества, то иуды, то снова спасители отечества. Евгений Пригожин - то герой, то изменник. Пугачева то кумир, то баба-Яга. если народ вот так по щелчку пальцев очередного вождя меняет свое мнение, то уж баба-Яга ему нужна в последнюю очередь. а возможно как раз наоборот. ВОТ УЖ О БАБЕ ЯГЕ МНЕНИЕ БУЛЕТ СТАБИЛЬНО И В КРЕМЛЕ НЕ СКАЖУТ ЗАВТРА, ЧТО МЫ В НЕЙ ОШИБАЛИСЬ
Леонид Колос 24.06.2025 13:21 Заявить о нарушении
Поэтому не нужно сравнивать людей XV века и современных, зачем? Как работают исследователи-этнографы, филологи? Раскладывают на составляющие, анализируют и делают выводы. Всё, что написано о героине статьи, — выводы и версии учёных, там нет моих фантазий, я просто свёл всё воедино и попытался (как мог) популярно изложить суть.
Отнеситесь к публикации как к любительской публицистике, ведь она ею и является!
Куликов Лев Борисович 24.06.2025 16:20 Заявить о нарушении