Письма Учителю. Прогресс целомудрия

         "Вечером следующего дня, 26 мая 1889 года, граф, встречаетесь с более светлым человеком.

 Но не через прямое, как с неприятным для Вас Меньшовым. Через рукописи, переданные Чертковым.

 Автор Аполлов, молодой священник, снявший с себя  сан. Не расстрига, а осознанно покинувший, не служение Богу, Церковь. Это случилось уже позже вашего заочного общения.

 Сама лучезарная фамилия с семинарскими корнями. Из потомственной семьи священнослужителей. Некое противоречие. С одной стороны языческий бог, с другой посвящение себя служению одному. Или сложившейся, как мне субъективно видится, некой системе насилия.

 Возможно, эти противоречия, накопившись, и подтолкнули молодого Сашу Аполлова к решительным действиям.

 А все так складывалось хорошо. После семинарии поехал на Ставрополье, в прасковейский приход. Но не в вотчину местного Бахуса, в местную церковь.

 Из характеристики молодого священника:"Пастырские обязанности исполнял благоговейно и очень исправно. Написал и представил двенадцать катехизических поучений"

 А надо было благовейно-прасковейно, с вписыванеим в местный истеблишмент. С освященнием дворцов и экипажей местгной знати.

 Нет же, читает с амвона не только Священное Писание, но и Ваши, Лев Николаевич, произведения. Харе Кришна, ещё не дошел до преписываемой Толстым "Бани". Шучу, к этому времени произведение ещё не появилось. Да и не мог отец Александр принести в Церковь богопротивную порнографию.

 Его нравственное развитие шло другим путем. Основательно знакомится с творчеством  великого яснополянского гуманиста. Взапой читает главные Ваши романы, отмечает философский вывод "В***ы и Мира". В "Анне Карениной" Саше, как и большинству читателей, нравится не женщина с пониженной социальной ответственостью перед супругом, а Лёвин.

 Особое воздействие на Аполлова оказывает Ваша "Исповедь".

 "...читал с величайшим интересом, как свою собственную. Она давала возможность взглянуть на себя со стороны"

 Очевидно, именно строки этого произведения совпали с внутренними переживаниями молодого  священника. Отсюда и когнитивный диссонанс между внитренним прогрессом целомудия и светско-церковной жизнью прасковейского прихода. И попытки воздействия на людей чтением с амвона Ваших произведений ещё больше отдаляют Александра от самого общества.

 В своем отклике на рукопись Аполлова "Как жить нужно" Вы употребили примечательное словосочетание "прогресс целомудрия".

 Как видится, соединили в одну телегу коня и трепетную лань.

 История показывает, прогрессивное движение сопровождается насилием, страданиями невинных людей и морем крови. Ну и
 общую деградацию, как мне видится, нравственности.

 А целомудрие, как бы трепетно ни относились к нему иные носительцы, по законам природы должно закончиться дефлорацией. Единичный пример противоположного лишь подтверждает общую закономерность.

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 C Вашего позволения, граф, продолжу знакомство с творчеством носителя лучезаной фамилии. А иллюстрацией к этой заметке, думаю, послужит прекрасная картина Вашего друга. Она, кстати, появилась в тот же год, что и исповедь Аполлова"


Рецензии
" Автор Аполлов, молодой священник, снявший с себя сан. Не расстрига, а осознанно покинувший, не служение Богу, Церковь."
Необычный поступок.

Игорь Леванов   28.06.2025 04:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.